город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2020 г. |
дело N А32-2704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Министерства СХ и ПП КК: Шевченко Т.В., паспорт, по доверенности от 10.01.2020 N 206-01-05-86/20,
от ИП Артеменко А.А.: Ершов С.Н., паспорт, по доверенности от 12.12.2019, Жигулина Е.А., паспорт, по доверенности от 12.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Артеменко Андрея Александровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.06.2020 по делу N А32-2704/2020
по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926)
к индивидуальному предпринимателю Артеменко Андрею Александровичу
(ИНН 233600164522, ОГРНИП 304233612600060)
о взыскании субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерства) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Артеменко Андрею Александровичу (далее - ИП Артеменко А.А., предприниматель) о взыскании 5 948 978,51 руб. субсидии и 1 700 447,88 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 17.06.2020 суд взыскал с индивидуального предпринимателя Артеменко Андрея Александровича (ОГРНИП 304233612600060), ст. Ивановская в пользу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ОГРН 1022301205926, ИНН 2308030019), г. Краснодар 7 649 426,39 руб., из них: 5 948 978, 51 руб. стоимости невозвращенной субсидии и 1 700 447, 88 руб. процентов за пользованием чужими денежными средствами за период с 30.04.2016 по 20.01.2020.
Суд постановил начисление процентов за пользованием чужими денежными средствами производить с 21.01.2020 на сумму стоимости невозвращенной субсидии на день взыскания из расчета процентов определенных ключевой ставкой Банка России на день оплаты по день фактической ее возврата.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Артеменко А.А. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что истцом пропущен срок исковой давности; подписание Соглашений о предоставлении субсидий означает признание со стороны Министерства за заявителем на получение субсидии статуса "сельскохозяйственного товаропроизводителя"; процедуры проверки документов заявителя осуществлялись неоднократно в течение более восьми месяцев подряд с апреля по декабрь 2016 года (первое соглашение N 153 подписано 22.04.2016, последнее соглашение N 3285 подписано 12.12.2016). Главным распорядителем средств краевого бюджета, предоставляющим субсидию, т.е. истцом, должна проводиться обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, на этапе рассмотрения документов, направления межведомственных запросов и принятия решения о выдаче субсидий. Истец, принимая решения о выдаче субсидий, производя перечисление денежных средств в 2016 г. должен быть удостовериться в обоснованности и законности использования бюджетных средств. Следовательно, срок исковой давности начинает течь с даты, когда Министерство, т.е. истец, получил фактическую возможность узнать о нарушении своего права или должно было узнать о нарушении своего права, т.е. с момента подачи заявлений, до момента подписания Соглашений о выдаче субсидий. Последнее Соглашение подписано 12.12.2016, срок исковой давности начинает течь с 13 декабря 2016 г., срок исковой давности истек 12 декабря 2019 г. Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Как видно из актов от 07.12.18 и 12.07.2019 проверяемый период только 2017 г. и 2018 г., целью проверки не была проверка условий, цели и порядка предоставления субсидий ИП Артёменко, следовательно, они не проверялись. Анализ, проведенный истцом только налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I-IV кварталы 2015 года, в том числе с налогооблагаемой базой по ставке 10,0 процентов - реализованная сельхозпродукция, не может служить основанием достаточности и объективности вывода о несоответствии ИП Артёменко А.А. статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя и о предоставлении им недостоверной информации для получения субсидии в 2016 г. Доказательства, подтверждающие нарушения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий, истцом не представлено, в материалах дела отсутствуют. Утверждение, что доход от реализации признается выручка от реализации, к деятельности индивидуального предпринимателя не применимо. Субсидии, полученные ответчиком на основании соглашений с Министерством, не могут быть неосновательным обогащением. Нарушены нормы ч. 6 ст. 155 АПК РФ о протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, которое ведется непрерывно в ходе судебного заседания, что подтверждает аудиозапись судебного заседания от 11.06.2020-отсутствует фрагмент аудиозаписи разговора судьи по телефону длительностью около 57 секунд, что свидетельствует о редактировании записи.
Представитель Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края поддержал отказ от части заявленных требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 296870,58 рублей.
Представитель министерства пояснил, что ему известны и понятны последствия принятия отказа от иска.
Представитель ИП Артеменко А.А. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Представитель Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 29.09.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
От Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в суд поступили дополнения к отзыву на жалобу с приложениями.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела дополнения к отзыву на жалобу с приложениями - копиями формы расшифровки выручки по видам деятельности, копи постановлений о привлечении к административной ответственности. Суд приобщает указанные документы к материалам дела для более полного исследования доводов сторон и с учетом осведомленности предпринимателя о данных документах.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в 2016 году на основании Соглашений о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям N 153 от 22.04.2016, N 1520 от 18.05.2016, N 2207 от 21.07.2016, N 2363 от 27.07.2016, N 3053 от 31.10.2016, N 3285 от 12.12.2016 индивидуальному предпринимателю Артеменко Андрею Александровичу оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидий на общую сумму 5 948 978,51 руб., (в том числе за счет средств федерального бюджета -4 681 846,09 руб., за счет средств краевого бюджета- 1 267 132,42 руб.):
* на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в размере 3 335 715,22 руб. (платежные поручения от 29.04.2016 N 378287, от 06.05.2016 N 177616, от 27.07.2016 N 693424, 470269, от 03.11.2016 N 46100, от 08.11.2016 N 189677, от 15.12.2016 N 208670, 845440);
* на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в размере 48 792,89 руб. (платежные поручения от 10.08.2016 N 659591, от 11.08.2016 N 756113);
- на оказание несвязанной поддержки в размере 2 564 470,40 руб. (платежные поручения от 02.06.2016 N 489398, от 03.06.2016 N 553698).
В силу пункта 3 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 мая 2014 г. N 506 (в редакции постановления от 20.11.2015 N 1093) (далее - Порядок предоставления субсидий на реализованное молоко), пунктом 3 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2014 г. N 249 (в редакции постановления от 28.07.2016 N 557) (далее - Порядок предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства), пунктом 3 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2014 г. N 249 (в редакции постановления от 19.04.2016 N 204) (далее - Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки), субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ)), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка предоставления субсидий на реализованное молоко, подпунктом 4 пункта 7 Порядка предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, подпунктом 4 пункта 6 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки ответчик к заявлениям о предоставлении субсидий предоставил истцу расшифровку выручки по видам деятельности с указанием доли выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки за 2015 год в размере 73 процента.
Истцом, с целью контроля соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий проведен анализ представленных ответчиком в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I-IV кварталы 2015 года, в том числе - с налогооблагаемой базой по ставке 10,0 процентов - реализованная сельхозпродукция, из которых следует, что доля дохода ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции за 2015 год не превышает 11,23 процента.
Установлено, что предоставленные истцу документы на предоставление субсидий содержали недостоверные сведения о выручке по видам деятельности за 2015 год, так как доля дохода ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ответчика от реализации товаров (работ, услуг) фактически составляет менее 70 процентов, а именно 11,23 процента. Таким образом, ответчик не соответствовал условиям предоставления субсидий.
Структура реализации (передачи на территории Российской Федерации для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав ответчика в 2015 году представлена в таблице
Период |
Реализация (передача на территории РФ для собственных нужд) товаров, руб. без НДС |
Удельный вес в выручке, %% |
|||
Всего В т.ч. |
В т.ч. |
По ставке НДС 18% |
По ставке НДС 10% |
||
По ставке НДС 18% |
По ставке НДС 10% |
||||
1 квартал 2015 г. |
90435917 |
77166394 |
13269523 |
85,33% |
14,67% |
2 квартал 2015 г. |
121582025 |
108335041 |
13246984 |
89,10% |
10,9% |
3 квартал 2015 г. |
161082823 |
142796521 |
18286302 |
88,65% |
11,35% |
4 квартал 2015 г. |
142493887 |
129382583 |
13111304 |
90,8% |
9,2% |
2015 г. ВСЕГО |
515594652 |
457680539 |
57914113 |
88,77% |
11,23% |
Таким образом, предоставленные документы на предоставление субсидии содержат недостоверные сведения о выручке по видам деятельности за 2015 год, так как доля дохода ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ответчика от реализации товаров фактически составляет менее 70 процентов, а именно 11,23 процента. Таким образом, по мнению министерства, ответчик не соответствовал условиям предоставления субсидии.
Истцом в адрес ответчика было направлено требование от 21.11.2019 N 206-03-05-1097/19 (почтовое отправление N 35001419028803) о возврате полученных субсидий, которое было оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, Министерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим иском о взыскании суммы субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 158 (Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставления денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.
Согласно пункту 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.
Данные нормы должны исполняться с учетом положений статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг не являются установленной законом обязанностью органов местного самоуправления, и является правом органов муниципальной власти, направленной на государственную поддержку и предоставление отдельным категориям действующих организаций, деятельность которых имеет для публичных образований особое значение. Субсидии предоставляются по инициативе органов власти, которые вправе самостоятельно определять условия ее предоставления и категории ее получателей. Вмешательство в данную деятельность повлечет нарушение принципа самостоятельности бюджета, означающего право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования бюджетных средств.
При этом согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления субсидий на реализованное молоко, пунктом 16 Порядка предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, пунктом 14 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии, в том числе, в случае несоблюдения условий предоставления субсидии.
Условия и механизм оказания в 2016 году ответчику государственной поддержки в виде предоставления субсидий в сумме 5 948 978,51 руб. определялись следующими нормативными правовыми актами:
Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 мая 2014 г. N 506;
Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2014 г. N 249;
Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2014 г. N 249.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ)).
В соответствии с положением пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
На основании п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В силу положений нормативных правых актов решения о предоставлении субсидий ответчику принимались истцом после проверки представленных ответчиком заявлений о предоставлении субсидий и прилагаемых к ним документов и сведений, поступивших в отношении ответчика от:
Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю:
об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов на дату регистрации заявления о предоставлении субсидии;
из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
уполномоченного органа, осуществляющего администрирование поступлений в соответствующий бюджет арендной платы за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, о наличии (отсутствии) задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, на первое число месяца, в котором зарегистрировано заявление о предоставлении субсидии.
Согласно заключенным Соглашениям о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям N 153 от 22.04.2016, N 1520 от 18.05.2016, N 2207 от 21.07.2016, N 2363 от 27.07.2016, N 3053 от 31.10.2016, N 3285 от 12.12.2016 ответчик обязался в течение срока действия соглашений (до 31 декабря 2016 г.) соблюдать предусмотренные условия предоставления субсидий (подп. 1 п. 2.2.1), в том числе предоставлять в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя АПК для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Приказами Минсельхоза России от 29 марта 2016 г. N 118, от 29 марта 2016 г. N 119, от 13 сентября 2016 г. N 402, от 24 ноября 2016 г. N 531 утверждены формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса соответственно за I квартал, за I полугодие, за 9 месяцев и за 2016 год. Одной из форм отчетности, представляемой по итогам года, является Форма N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2016 год". Указанная форма содержит сведения о полученных доходах всего за 2016 год, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции.
По информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2016 год (Форма N 1-КФХ), представленной ответчиком в орган управления АПК Красноармейского района и включенной в сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса Краснодарского края за 2016 год, доля дохода ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции за 2016 год составила более 70%.
Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проведены проверки соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий, полученных в 2017-2018 годах (акт встречной проверки Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 07.12.2018 в рамках выездной проверки министерства, акт проверки Контрольно-счетной палатой Краснодарского края от 12.07.2019).
С целью проверки достоверности представленных ответчиком сведений о выручке по видам деятельности за 2016 год, в ходе встречной проверки Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю проведен анализ наименований приобретенных, изготовленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг квартальных таблиц N 7-1А "Учет доходов и расходов по всем видам товаров (работ, услуг) за месяц" Книги доходов и расходов за 2016 год с целью определения сумм доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, содержащейся в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06.2008. Так как данные Книги доходов и расходов за 2016 год согласно письменным пояснениям ответчика являлись не точными, сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции принята органом государственного финансового контроля на основе данных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость. Всего за год сумма доходов ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции в 2016 году на основе данных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2016 г. составила 13% от общей суммы дохода от предпринимательской деятельности.
По результатам проведенных органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий установлено, что ответчик не соответствовал статусу "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в 2016-2018 годах, так как доля дохода ответчика от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ответчика от реализации товаров (работ, услуг) фактически составляла менее 70%, что является нарушением условий предоставления субсидии.
Таким образом, проверками установлено нарушение ответчиком подп. 1 п. 2.2.1. заключенных в 2016 году соглашений, в части несоответствия статусу "сельскохозяйственный товаропроизводитель", что в соответствии с п. 3.4 соглашений влечет возврат полученных субсидий.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о том, что как видно из актов от 07.12.18 и 12.07.2019 проверяемый период только 2017 г. и 2018 г., целью проверки не была проверка условий, цели и порядка предоставления субсидий ИП Артёменко, следовательно, они не проверялись. Анализ, проведенный истцом только налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I-IV кварталы 2015 года, в том числе с налогооблагаемой базой по ставке 10,0 процентов - реализованная сельхозпродукция, не может служить основанием достаточности и объективности вывода о несоответствии ИП Артёменко А.А. статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя и о предоставлении им недостоверной информации для получения субсидии в 2016 г. Доказательства, подтверждающие нарушения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидий, истцом не представлено, в материалах дела отсутствуют. Утверждение, что доход от реализации признается выручка от реализации, к деятельности индивидуального предпринимателя не применимо.
Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю по результатам встречной проверки ответчика на предмет соблюдения условий предоставления субсидии установлено, что предоставленные истцу заявления на предоставление субсидии и прилагаемые к ним документы содержали недостоверные сведения о выручке по видам деятельности за календарный 2016 год: доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ИП Артёменко А.А. от реализации товаров (работ, услуг) фактически составляет менее 70 %, а именно 13 %. Истцом в адрес ответчика направлялись требования о возврате полученной в 2017 году субсидии в общей сумме 2 965 726,99 руб., которые оставлены без ответа и без удовлетворения. В связи с чем, истец обратился в суд и решениями Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 по делу N А32-5001/2019, от 05.09.2019 по делу N А32-27207/2019 удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика суммы полученной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду того, что ответчик не имел права на получение субсидии, поскольку не отвечал критериям, установленным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, т.к. доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила 13 %.
Кроме того, Контрольно-счетной палатой Краснодарского края (далее -КСП КК) в ходе проверки деятельности истца в рамках контрольного мероприятия проведена проверка целевого и эффективного использования средств консолидированного бюджета края, выделенных ответчику в 2017-2018 годах (акт проверки от 12.07.2019). Для подтверждения факта соответствия ответчика статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в ходе контрольного мероприятия проведен анализ налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I-IV кварталы 2016 года, I-IV кварталы 2017 года, I-IV кварталы 2018 года (стр. 8 акта проверки от 12.07.2019). Проверкой установлено, что ответчик не соответствовал статусу сельхозтоваропроизводителя в 2016-2018 годах, так как доля реализованной продукции сельского хозяйства составляла меньше 70% в объеме всей реализованной продукции. С учетом изложенного ответчиком с заявлениями о предоставлении субсидий предоставлены недостоверные сведения об объемах выручки по видам деятельности (стр. 9 акта проверки от 12.07.2019). Истец также направлял в адрес ответчика требование о возврате субсидий, полученных в 2018 году, а затем обратился в суд. Исковое заявление министерства о взыскании с ИП Артеменко А.А. 1 527 089,69 руб., в том числе, субсидии в сумме 1 396 186,98 руб., полученной в 2018 году, и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 130 902,71 руб., принятое к производству 14 октября 2019 г. Арбитражным судом Краснодарского края дело N А32-47926/2019, к настоящему времени не рассмотрено ввиду приостановления производства по делу до вступления окончательного судебного акта по делу N А32-58658/2019 в законную силу.
Также по результатам контрольных мероприятий КСП КК составлены материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ "Нарушение условий предоставления субсидий" в отношении ответчика. Постановлениями мирового судьи судебного участка N 28 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 10 сентября 2019 г. по делам N 5-687/19, 5-688/19, 5-690/19, 5-691/19 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Ответчик оплатил штрафы 26.09.2019.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно нормативным правовым актам Краснодарского края, регламентирующим порядок предоставления субсидий, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя заявители, не вошедшие в отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса Краснодарского края за отчетный финансовый год по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, представляют расшифровку выручки по видам деятельности по форме, утверждаемой уполномоченным органом (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Форма расшифровки выручки по видам деятельности является приложением к Административным регламентам предоставления субсидий. В пункте 1 формы в суммовом выражении указывается выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов) всего, в том числе выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В пункте 2 формы в процентном отношении указывается доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки.
Согласно ст. 41 НК РФ "Принципы определения доходов", доход - это экономическая выгода получателя в денежном или натуральном виде, которую можно оценить и учесть в соответствии с положениями кодекса о налогах на доходы физических лиц и налоге на прибыль организаций.
В Положении по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 говорится, что выручка - это доход от реализации товаров, услуг, часть общего (валового) дохода компании. Сопоставляя понятия доход и выручка, можно утверждать, что доходы от основных видов деятельности, реализации продукции, товаров, работ, услуг и есть выручка. Таким образом, разночтений при определении доли дохода или доли выручки ответчика не возникает. Несоответствие ответчика статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя связано с тем, что ответчик осуществляет согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (копия прилагается) различные виды экономической деятельности помимо сельского хозяйства и доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ответчика от реализации товаров, работ, услуг составляет менее чем 70% за календарный год, поскольку сельское хозяйство не является его основным видом деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (копия прилагается) ответчик является учредителем и директором ООО "Молочный край" (ИНН 2336023912). В указанном обществе Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому края наряду с ответчиком проводилась встречная проверка соблюдения условий предоставления субсидии. По результатам проверки нарушений не установлено.
Таким образом, учитывая, что обращаясь в 2016 году за получением субсидий ответчик неоднократно подтверждал статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, предоставляя расшифровку выручки по видам деятельности с указанием доли выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки не менее 70%, а также предоставил в 2017 году информацию о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2016 год (Форма N 1-КФХ), указав долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2015, 2016 год более 70%, о нарушении своих прав истец узнал и мог узнать по результатам проведенной органом государственного финансового контроля проверки, в частности проверки УФК по КК (акт выездной проверки от 19.12.2018).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования предъявлены министерством в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы ответчика о том, что срок исковой давности начинает течь с даты, когда Министерство, т.е. истец, получил фактическую возможность узнать о нарушении своего права или должно было узнать о нарушении своего права, т.е. с момента подачи заявлений, до момента подписания соглашений о выдаче субсидий; последнее соглашение подписано 12.12.2016, срок исковой давности начинает течь с 13 декабря 2016 г., срок исковой давности истек 12 декабря 2019 г.
Судом также отклоняются доводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Министерством в адрес предпринимателя направлялось требование от 21.11.2019 N 206-03-05-10971/19 о возврате полученных субсидий. Согласно почтовому идентификатору 35001419028803 требование получено ответчиком 5 декабря 2019 г. и оставлено без ответа и без удовлетворения.
Копия акта выездной проверки Управления Федерального казначейства по Краснодарскому края от 19.12.2018 на 14 листах представлялась истцом в материалы дела 02.06.2020 вместе с пояснениями по делу. При этом, ответчик после 02.06.2020 знакомился с материалами дела.
Дело рассматривалось в период с января 2020 года до июня 2020 года, то есть пол года. При этом, каких-либо действий по добровольному погашению задолженности, ответчиком предпринято не было.
Таким образом, требования о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 5 948 978, 51 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции также было удовлетворено требование о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ за период с 30.04.2016 по 20.01.2020.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо -производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисление процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, тот факт, что денежные средства в сумме 5 948 978, 51 руб. были получены предпринимателем неправомерно, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения.
При этом не имеет правового значения, что полученные предпринимателем денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку соглашением, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность предпринимателя за несоблюдение условий договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование департамента о взыскании с предпринимателя процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
Указанная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В суде апелляционной инстанции Министерство заявило отказ от требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 296870,58 рублей с учетом изменения периода начисления процентов с 24.01.2017 по 20.01.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ заявитель вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ заявителя от заявления, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу части 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В силу статей 49, 150, 269 АПК РФ в случае принятия судом апелляционной инстанции отказа от заявления принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт подлежит отмене одновременно с прекращением производства по делу.
Поскольку отказ от заявленных по делу требований подписан лицом, уполномоченным на совершение таких действий, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от заявленных по делу требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 17.06.2020 в части взыскании суммы процентов 296870,58 рублей (за период с 30.04.2016 по 24.01.2017) подлежит отмене, а производство по делу в соответствующей части - прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В остальной части основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы по делу распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от иска в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 296 870,58 рублей.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2020 по делу N А32-2704/2020 в данной части отменить, уменьшив присужденную ко взысканию сумму процентов за пользование чужими денежными средствами до 1403577,3 рублей.
Производство по делу в отношении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 296 870,58 рублей прекратить.
Изложить абзац три резолютивной части решения в новой редакции:
"Взыскать с индивидуального предпринимателя Артеменко Андрея Александровича (ОГРНИП 304233612600060) в доход федерального бюджета Российской Федерации 59 763 руб. государственной пошлины".
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2020 по делу N А32-2704/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2704/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
Ответчик: Артеменко Андрей Александрович, ИП Артеменко Андрей Александрович