г. Ессентуки |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А63-23444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при участии в судебном заседании представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Базиян Д.О. (доверенность от 16.06.2020), представителя Министерства здравоохранения Ставропольского края - Дадашева А.А. (доверенность от 21.07.2020), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.07.2020 по делу N А63-23444/2019,
УСТАНОВИЛ:
религиозная организация "Ставропольская и Невинномысская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - заинтересованное лиц, министерство) о признании незаконным ответа (отказа) министерства от 28.10.2019 N 18475/06; об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав организации путем передачи на безвозмездной основе в собственность организации находящегося в краевой собственности имущества религиозного назначения - часовни площадью 32, 3 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010511:1401, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010501:12, по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 (уточненные требования, принятые к рассмотрению определением суда от 22.01.2020).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.07.2020 требования религиозной организации, удовлетворены; признан незаконным отказ министерства от 28.10.2019 N 18475/06 в передаче на безвозмездной основе в собственность религиозной организации имущества религиозного назначения - часовни площадью 32,3 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010511:1401, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417; обязали министерство в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов религиозной организации путем принятия решения о передаче на безвозмездной основе в собственность религиозной организации находящегося в краевой собственности имущества религиозного назначения - часовни площадью 32,3 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010511:1401, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:12.
Решением мотивировано тем, что указанные в письме министерства от 28.10.2019 N 18475/06 основания отказа в рассмотрении заявления организации не соответствуют основаниям установленным частью 2 статьи 7 и частями 1, 2 статьи 8 Закона N 327-ФЗ, соответственно оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы организации на получение в собственность объекта религиозного назначения.
Не согласившись с принятым решением, минимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает том, что о организация перед получением спорной часовни в собственность должна провести кадастровые работы по выделению земельного участка под ней; в случае предоставления заявителю спорной часовни в собственность он приобретет право на использование всего земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:12, общей площадью 53 011 кв. м.
До начала судебного заседания от религиозной организации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Минимущества по СК поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Минздрава по СК поддержал свою правовую позицию и просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11063/2016 следует, что в собственности Ставропольского края находится земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:12, назначение - земли населенных пунктов - под объектами здравоохранения, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Ставропольского края серии 26 АК N 164607 от 11.03.2015 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.12.2019 N КУВИ-109/2019-19172.
Указанный земельный участок на основании постановления главы города Ставрополя от 24.01.2007 N 174 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению (свидетельство о государственной регистрации права от 27.11.14 N 038324).
На территории учреждения без получения разрешительной документации было осуществлено строительство спорного объекта - часовни.
В соответствии с технической документацией, вновь созданный объект недвижимого имущества имеет следующие характеристики - наименование нежилое, часовня, литер Л, инвентарный номер 26:12:010501:0010:10650/192:1000/Л, адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417.
Согласно заключению от 17.01.2017 N 53/2016, выполненному ООО "Региональное бюро судебных экспертиз" объект соответствует санитарным, противопожарным, экологическим, строительным и градостроительным нормам и правилам; техническое состояние конструктивных элементов здания - работоспособное. Возведенное здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Названный объект создан на принадлежащем Ставропольскому краю на праве собственности земельном участке, соответствует установленным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2017 по делу N А63-11063/2016 за Ставропольским краем признано право собственности на объект недвижимого имущества: наименование нежилое, часовня, литер Л, инвентарный номер 26:12:010501:0010:10650/192:1000/Л, по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417.
На основании названного решения 17.05.2017 зарегистрировано право собственности Ставропольского края на часовню площадью 32,3 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010511:1401, расположенную по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2020/308372748.
Согласно справке управления Ставропольского края по сохранению государственного культурного наследия от 27.04.2017 N 04-18/990 часовня на государственной охране как объекты культурного наследия не состоит.
Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве" справкой от 23.01.2018 N 57 подтверждает, что часовня не числится в музейном фонде.
При этом согласно письму названной организации от 27.06.2018 N 426 на территории учреждения располагается храм Святителя Луки Войно-Ясенецкого.
В соответствие со справками государственного казенного архивного учреждения "Государственный архив Ставропольского края" от 10.10.2017 N 3784 и государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края "Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова" от 03.10.2017 N 565 спорная часовня не относится ни к архивному, ни к библиотечному фондам.
Согласно справкам от 30.03.2017 N 355 и от 01.07.2020 N 586, выданным епархиальным архиереем митрополитом Ставропольским и Невинномысским, часовня по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 является объектом религиозного назначения и используется для совершения богослужений, других обрядов и церемоний. В указанной часовне осуществляет свою деятельность местная религиозная организация православного Прихода храма Луки архиепископа Симферопольского (Войно-Ясенецкого) г. Ставрополя Ставропольской и Невинномысской Епархии Русской Православной церкви (Московский патриархат).
В письме от 30.03.2017 N 356, адресованном министру имущественных отношений Ставропольского края, епархиальный архиерей митрополит Ставропольский и Невинномысский выразил свое согласие на передачу вышеназванной часовни в собственность Ставропольской и Невинномысской Епархии.
18.10.2019 организация обратилась в министерство с заявлением N 1078 о передаче безвозмездно в собственность объекта религиозного назначения - часовни площадью 32,3 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010511:1401, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417, для использования в соответствие с целями деятельности, определенными уставом организации.
По результатам рассмотрения названного заявления министерство решение о передаче на безвозмездной основе в собственность организации имущества религиозного назначения не приняло, а в письме от 28.10.2019 N 18475/06 сообщило, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010501:12, помимо часовни, расположено имущество, не являющееся объектами религиозного назначения и находящееся в оперативном управлении учреждения. Организации необходимо провести кадастровые работы по выделению земельного участка, на котором расположена часовня, в самостоятельный объект недвижимости, после чего министерство готово вернуться к рассмотрению вопроса о передаче недвижимого имущества-часовни в собственность заявителя.
Полагая, что данное письмо является отказом в предоставлении спорной часовни в собственность организации, который не соответствует нормам действующего законодательства, в частности положениям Закона N 327-ФЗ и нарушает принадлежащие заявителю права и законные интересы, организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, регламентирован Законом N 327-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
Часть 4 статьи 5 Закона N 327-ФЗ определяет, что передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации (далее -мероприятия по высвобождению имущества), такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Предусмотренное названной нормой Закона N 327-ФЗ прекращение права оперативного управления бюджетного учреждения в отношении имущества религиозного назначения осуществляется после принятия уполномоченным органом решения о передаче такого имущества.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению, либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
В заявлении религиозной организации содержится просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества. К заявлению религиозной организацией приложены документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Такие документы перечислены в Перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325.
Суд первой инстанции правильно указа, что по смыслу приведенных правовых норм, возможность передачи имущества религиозной организации закон ставит в зависимость от цели, в соответствии с которой осуществлялось строительство спорного здания, то есть цели осуществления и обеспечения религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, поучения религии, профессионального религиозного образования, монашеской жизнедеятельности, религиозного почитания (паломничества).
По смыслу приведенных норм, указанное имущество также должно являться недвижимостью, обладать признаками капитального строения, быть прочно связанным с землей. При этом строительство такого объекта должно быть завершено.
Как установлено материалами дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2017 по делу N А63-11063/2016 за Ставропольским краем признано право собственности на объект недвижимого имущества - часовню площадью 32,3 кв. м, расположенную по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417.
17.05.2017 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Ставропольского края на указанный объект.
18.10.2019 организация обратилась в министерство с заявлением о передаче безвозмездно в собственность объекта религиозного назначения - часовни площадью 32,3 кв. м, для использования в соответствие с целями деятельности, определенными уставом организации.
Из названного заявления усматривается дальнейшая цель использования спорного имущества, соответствующая цели деятельности религиозной организации (богослужения, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии и др. (пункт 10 устава организации)).
Суд первой инстанции правильно установил, что документы, приложенные к заявлению (согласно приложению), соответствовали Перечню документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, министерством в материалы дела не представлено; не содержит ссылок на несоответствие представленных организацией документов, названному Перечню и оспариваемый заявителем отказ.
Согласно справкам управления Ставропольского края по сохранению государственного культурного наследия от 27.04.2017 N 04-18/990, государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве" от 23.01.2018 N 57, государственного казенного архивного учреждения "Государственный архив Ставропольского края" от 10.10.2017 N 3784 и государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края "Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова" от 03.10.2017 N 565, спорная часовня на государственной охране как объект культурного наследия не состоит, в музейном фонде не числится, ни к архивному, ни к библиотечному фондам не относится.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что испрашиваемое имущество не является имуществом, неподлежащим отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом, документов, свидетельствующих об обратном суду также не представлено.
Из письма государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве" от 27.06.2018 N 426 следует, что на территории учреждения по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 располагается храм Святителя Луки Войно-Ясенецкого (спорная часовня).
Согласно справкам от 30.03.2017 N 355 и от 01.07.2020 N 586, выданным епархиальным архиереем митрополитом Ставропольским и Невинномысским спорная часовня является объектом религиозного назначения и используется для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Использование спорной часовни для указанных целей также подтверждается информацией содержащейся на официальном сайте организации (http://stavropol-eparhia.ru/blagochiniya) и храма Святителя Луки Войно-Ясенецкого (http://bogorod.pravorg.ru) и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, пришел к правильному выводу о том, что спорный объект (часовня) является объектом религиозного назначения и организация в силу положений Закона N 327-ФЗ вправе претендовать на получение его в собственность.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ, в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 Закона N 327-ФЗ либо в случаях, установленных статьей 8 названного Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа (часть 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ).
В статье 8 Закона N 327-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если: 1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона; 2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом; 3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством; 4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом; 5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
В части 2 данной статьи установлено, что решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество: 1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом; 2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона.
Суд первой инстанции, учитывая приведенные положения Закона N 327-ФЗ, основания, послужившие для отказа в рассмотрении заявления организации и передачи ей спорного объекта в собственность (наличие на земельном участке иных объектов, не являющихся объектами религиозного назначения, необходимость проведения кадастровых работ по выделению земельного участка под часовней), а также что заявитель не претендовал на получение иных (крове часовни) объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010501:12, используемых для целей здравоохранения, оценив правилам статьи 71 АПК РФ, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу о том, что указанные в письме министерства от 28.10.2019 N 18475/06 основания отказа в рассмотрении заявления организации не соответствуют основаниям установленным частью 2 статьи 7 и частями 1, 2 статьи 8 Закона N 327-ФЗ, соответственно оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы организации на получение в собственность объекта религиозного назначения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности оснований для удовлетворения требований организации в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что о организация перед получением спорной часовни в собственность должна провести кадастровые работы по выделению земельного участка под ней; в случае предоставления заявителю спорной часовни в собственность он приобретет право на использование всего земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:12, общей площадью 53 011 кв. м - отклоняется.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В пункте 2 названной статьи определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Из содержания приведенных норм ЗК РФ следует, что раздел находящегося в государственной собственности и предоставленного на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, возможен либо собственником такого земельного участка, либо лицом, используемым земельный участок на законных основаниях (при наличии правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов (например, договора аренды, распоряжения (постановления) о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование).
Таким образом, нормы действующего земельного законодательства не предоставляют лицу, не являющемуся законным пользователем земельного участка и собственником находящегося на нем объекта недвижимости, возможность проведения кадастровых работ в отношении такого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного иному лицу на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования.
Материалами дела установлено, что организация не является лицом, которому земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:12 представлен на коком-либо праве, не является собственником (пользователем) объектов недвижимого имущества, находящихся на указанном земельном участке, соответственно оно не вправе осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:12 в порядке, предусмотренном вышеназванными нормами ЗК РФ.
В рассматриваемом случае только после оформления прав на расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:010501:12 объект религиозного назначения - часовню площадью 32,3 кв. м организация вправе провести предусмотренную действующим законодательством процедуру образования земельного участка под объектом недвижимости путем раздела исходного земельного участка (статья 11.4 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке.
В пункте 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из совокупности приведенных норм ЗК РФ, а также вышеназванных положений Закона N 327-ФЗ следует, что религиозная организация, как собственник объекта религиозного назначения вправе претендовать на земельный участок только под объектом религиозного назначения или объектом не религиозного назначения, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, площадью необходимой и достаточной для эксплуатации недвижимого имущества религиозного назначения.
Из материалов дела следует, что объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010501:12, кроме спорной часовни, не относятся к объектам религиозного назначения, не используются для обслуживания такого имущества, не образуют храмовый, монастырский или ной культовый комплекс, соответственно заявитель не может претендовать на получение их в собственность в соответствии с нормами Закона N 327-ФЗ и как следствие на весь земельный участок под ними. При этом из заявления организации от 18.10.2019 и приложенных к нему документов не следует, что заявитель просил предоставить ему в собственность земельный участок под спорной часовней или тем более весь земельный участок с кадастровым номером 26:12:010501:12, площадью превышающей 50 000 кв. м. Таким образом, выводы министерства, касающиеся предоставления организации земельного участка под объектом религиозного назначения, являются преждевременными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего земельного законодательства, в том числе основополагающего принципа земельного права единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне и принял правильный судебный акт, решение суда первой инстанции законное и обоснованное.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.07.2020 по делу N А63-23444/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.07.2020 по делу N А63-23444/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-23444/2019
Истец: "СТАВРОПОЛЬСКАЯ И НЕВИННОМЫССКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГБУЗ СК "Городская клиническая больница N 3", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 3" ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, МИНЗДРАВ СК, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ