г. Москва |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А40-91256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "06" октября 2020 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 октября 2019 года
по делу N А40-91256/19, принятое судьей Хорлиной С.С.,
по иску Акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт"
(ОГРН: 1065190013107; юр.адрес: 1065190013107, юр. адрес: 183001, ул.Траловая,д. 12)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Национальные рыбные ресурсы" (ОГРН: 1027700128488; юр. адрес: 115114, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, д. 5, стр.4, оф. 201, пом. II, ком. 10), Обществу с ограниченной ответственностью "СевГазСервис" (ОГРН: 1155190008654; юр. адрес: 138038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 43, оф. 33Б)
третьи лица: Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство морского и речного транспорта
о признании недействительным электронного аукциона
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Белянский Е.В. по доверенности от 30.12.2019 (до перерыва)
от ответчиков: от Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" - Пяткин И.И. по доверенности от 19.12.2019; от Общества с ограниченной ответственностью "СевГазСервис" - извещен, представитель не явился
от третьих лиц: от Федерального агентства морского и речного транспорта - извещено, представитель не явился; от Федерального агентства по рыболовству - извещено, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт" (далее - истец) обратился с исковым заявлением к Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы", ООО "СЕВГАЗСЕРВИС" о признании недействительным электронного аукциона (извещение N 181018/9173179/01) на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, а именно причала N 42 (Лот N 5), расположенного в Южном районе рыбного порта Мурманск, проведенный ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" и договора, заключенного ООО "Мурманский складской терминал" и ФГУП "Нацрыбресурс" по результатам 2 электронного аукциона (извещение N181018/9173179/01) на право аренды федерального недвижимого имущества, а именно причала N 42 (Лот N 5).
К делу привлечены третьи лица: Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением суда от 14 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из того, что у истца отсутствует право заключения договора аренды без проведения аукциона, поскольку не доказано, что принадлежащий на праве собственности смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту. Также суд первой инстанции установил, что указанных истцом нарушений при проведении аукциона не допущено.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что наличие неразрывной связи между объектами истца и аренды является фактом, существующим вне зависимости от его подтверждения Росморречфлотом. Действия ФГУП "Нацрыбресурс" по проведению аукциона направлены на воспрепятствование истцу в реализации законного права на заключение договора аренды, поскольку ФГУП "Нацрыбресурс" подтвердило наличие указанной связи между объектами и не согласовало с Росморречфлотом соответствующее заключение.
Ответчики просят решение суда оставить в силе, представили отзывы на апелляционные жалобы.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 14 октября 2019 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов судебного дела, распоряжением Правительства РФ от 26.08.2004 г. N 1124-р и распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным (государственным) имуществом по Мурманской области (далее ТУ ФАУГИ по МО) от 30.12.2005 г. N 305 "Об условиях приватизации ФГУП "ММРП" было приватизировано в порядке преобразования в Акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт".
В состав приватизированного имущества АО "ММРП" вошли причальные подкрановые пути, железнодорожные пути, инженерные сети тепло-, водо-, электроснабжения, линии связи, расположенные непосредственно на причалах N N 37 - 44 или смежные по отношению к ним.
При этом к АО "ММРП" не перешли имущественные права на гидротехнические сооружения (причалы) Северного и Южного районов морского порта Мурманск, в том числе и на причалы N N 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. 15.02.2008 г. между ФАУГИ по МО и АО "ММРП" заключен договор доверительного управления N1, в соответствии с которым эксплуатацию, в том числе вышеуказанных причалов морского порта Мурманск, осуществляло АО "ММРП".
31.01.2018 г. данный договор расторгнут в одностороннем порядке на основании уведомления МТУ Росимущества в МО и РК от 26.10.2017 г.
Распоряжением МТУ Росимущества в МО и РК N 18 от 31.01.2018 причалы Северного и Южного районов морского порта Мурманск переданы в хозяйственное ведение ФГУП "Национальные рыбные ресурсы", в том числе и причалы N N 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44. 18.10.2018 г. на официальном сайте www.torgi.gov.ru ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" размещена информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, а именно причалов NN 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, расположенных в Южном районе морского порта Мурманск.
Истец указывает, что причал N 42: назначение объекта: сооружение, общая площадь 3750 кв.м., кадастровый номер 51:20:0002021:2886, расположенный по адресу: г.Мурманск, южный район рыбного порта, закрепленный за ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" на праве хозяйственного ведения, неразрывно связан с объектами недвижимости, принадлежащим на праве собственности АО "ММРП" (железнодорожный путь N 1 кадастровый номер 51:20:0000000:2544, железнодорожный путь N 2 кадастровый номер 51:20:0000000:2207, подкрановые пути кадастровый номер 51:20:0000000:2122).
В связи с вышеизложенным, истец полагает о наличии у него права на заключение договора аренды в отношении причала N 42 на бесконкурсной основе.
Истцом в адрес ответчика было направлено письмо N 01-11/324 от 12.02.2018 г. с заявкой на предоставление причалов, переданных ему в хозяйственное ведение, в аренду на бесконкурсной основе сроком на 49 лет.
Письмами от 08.06.2018 г. N НЖ-28/6508, от 06.11.2018 N НЖ-28/12338 Росморречфлот ответил, что представленных АО "ММРП" материалов не достаточно для получения заключения о наличии неразрывной технологической связи, указав на готовность вернуться к рассмотрению обращения после предоставления указанных документов.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, уполномоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Правоотношения, связанные с организацией и проведением конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила), а также положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу п. 11 ст. 31 Закона о морских портах договор аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта (за исключением объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к автомобильным и железнодорожным подъездным путям, линиям связи, устройствам тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерным коммуникациям и иным объектам, используемым несколькими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в морском порту) заключается без проведения конкурса (аукциона) с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект недвижимого имущества по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту.
Из п. 1 ст. 4 Закона о морских портах следует, что к объектам инфраструктуры морского порта относятся портовые гидротехнические сооружения, устройства, оборудование, инженерные коммуникации, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона о морских портах причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Таким образом, причал является объектом инфраструктуры морского порта, договор аренды которого может быть заключен без проведения конкурса (аукциона).
Порядок сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта утвержден приказом Минтранса России от 02.11.2009 N 191 (далее - Порядок).
Согласно п. 19 Порядка объект инфраструктуры, в отношении которого в установленный п. 4 Порядка срок ФГУП "Нацрыбресурс" не получило ни от одного потенциального арендатора заявку о намерении заключить договор аренды, содержащую обоснование его права заключить договор аренды без проведения конкурса (в соответствии с п. 11 ст. 31 Закона о морских портах), подлежит сдаче в аренду путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Исходя из буквального содержания указанной нормы следует, что реализация имущества посредством проведения торгов возможна в случае отсутствия поданных потенциальными участниками заявок о намерении заключить договор долгосрочной аренды.
Согласно п.5 Порядка юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее заключить договор аренды Объекта инфраструктуры (далее - потенциальный арендатор), обращается в ФГУП "Нацрыбресурс" с заявлением, составленным в свободной форме, о намерении заключить договор аренды с указанием интересующих его Объектов инфраструктуры и сроков аренды.
12 февраля 2018 года АО "ММРП" письмом (исх. N 01-11/324) обратилось к ФГУП "Нацрыбресурс" с заявкой на предоставление причалов, переданных ему в хозяйственное ведение, в аренду на бесконкурсной основе сроком на 49 лет с приложением документов, подтверждающих право АО "ММРП" на заключение договора аренды без проведения конкурса.
ФГУП "Нацрыбресурс" письмом (N НРР-01/893-07 от 04.07.2018) подтвердил получение заявки АО "ММРП", и указал на наличие неразрывной связи между объектами, принадлежащими АО ММРП", и причалами NN 37-44.
Однако 18 октября 2018 на официальном сайте www.torgi.gov.ru ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" размещена информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, а именно - причалов 37-44, расположенных в Южном районе рыбного порта г.Мурманск.
Согласно протоколу аукциона по лоту N 5 N ПРЗ-16/18-НРР от 09.11.2018 победителем аукциона признано ООО "СевГазСервис", с которым ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" заключен договор аренды от 26 ноября 2018 года NНРР-263/2018.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом истца о том, что ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" провело аукцион в нарушение п. 19 Порядка, п.11 ст. 31 Закона о морских портах.
Как установлено, заявка истца о намерении заключить договор аренды, содержащая обоснование его права заключить договор аренды без проведения конкурса (в соответствии с п. 11 ст. 31 Закона о морских портах), ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" получена. Объектом договора аренды является недвижимое имущество - инфраструктура морского порта. Истцу на праве собственности принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, который по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
В соответствии с частью 13 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261 -ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заключение о наличии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта (Росморречфлот). Критерии неразрывной связи также устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Таким образом, полномочия Росморречфлота по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту, определены федеральным законодательством Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" и приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 206 от 09.07.2012 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту" (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25113).
После получения от АО "Мурманский морской рыбный порт" заявки на передачу в аренду причалов, ФГУП "Нацрыбресурс" направило необходимое обращение в Росморречфлот за получением заключения о наличии/отсутствии неразрывной связи указанных объектов, в ответ на которое Росморречфлот запросило дополнительные документы и пояснения.
Однако, при наличии нерассмотренной заявки истца о заключении договора без проведения конкурса (поскольку Росморречфлот заключения не прияло, запросив дополнительные сведения, а отказа в удовлетворении заявки истца от ФГУП "Нацрыбресурс" не последовало), то есть в нарушение установленного п. 19 Порядка сдачи в аренду федерального имущества, утвержденного приказом Минтранса России от 02.11.2009 N 191 запрета, ФГУП "Нацрыбресурс" проводит аукцион и заключает с его победителем договор аренды.
Указанные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, а они свидетельствуют о том, что спорные торги проведены с нарушением правил, установленных законом, и являются недействительными на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, что влечет недействительность договора, заключенного по результатам этих торгов.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что 27 мая 2019 года Росморречфлот выдало заключения, которыми подтвердило наличие неразрывной связи по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению между объектом федеральной собственности - причалом N 42, закрепленным за ФГУП "Нацрыбресурс" на праве хозяйственного ведения, и объектом недвижимого имущества - железнодорожный путь N1, принадлежащим на праве собственности истцу.
В этой связи, являются необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что Росморречфлот указанной связи между объектами не усмотрело.
Таким образом, суд апелляционной инстанции оценивает действия организатора торгов ФГУП "Нацрыбресурс" по преждевременному проведению аукциона при наличии нерассмотренной заявки истца о заключении договора аренды без проведения конкурса, в отсутствие принятого Росморречфлот заключения, при положительной позиции организатора конкурса относительно наличия указанной неразрывной связи объектов как направленные на воспрепятствование истцу воспользоваться законным правом заключения договора аренды без проведения конкурса, что не отвечает принципу добросовестного осуществления гражданских прав и является недопустимым.
Доводы ответчиков о длительности процедуры получения истцом заключения и вопросы эффективности управления государственным имуществом, отсутствия у истца на момент объявления аукциона подтверждения права на заключение договора в приоритетном порядке, а также о неподаче истцом заявки на участие в спорном конкурсе суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку такие критерии и обстоятельства не приведены в качестве исключений из установленной приказом Минтранса России от 02.11.2009 процедуры и оснований проведения конкурса.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в сумме 10 500 руб., на ответчика ООО "СевГазСервис" - в сумме 4 500 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2019 года по делу N А40-91256/19 отменить.
Признать недействительным электронный аукцион (извещение N 181018/9173179/01) на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, а именно: причала N 42 (лот N 5), расположенного в Южном районе рыбного порта Мурманск, проведенный Федеральным государственным унитарным предприятием "Национальные рыбные ресурсы".
Признать недействительным договор, заключённый между ООО "СевГазСервис" и ФГУП "Нацрыбресурс" по результатам электронного аукциона (извещение N 181018/9173179/01) на право аренды федерального недвижимого имущества, а именно: причала N 42 (лот N 5).
Взыскать с ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в пользу АО "Мурманский морской рыбный порт" расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе в размере 10 500 рублей.
Взыскать с ООО "СевГазСервис" в пользу АО "Мурманский морской рыбный порт" расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе в размере 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91256/2019
Истец: АО "МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ООО Мурманский складской терминал, ФГУП "Национальные рыбные ресурсы"
Третье лицо: ООО СевГазСервис, Федеральнео агенство морского и речного транспорта, Федеральное агенство по рыболовству, Октябрьский районный суд г.Мурманска