город Томск |
|
8 октября 2020 г. |
Дело N А03-20382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (N 07АП-7793/20), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2020 по делу N А03-20382/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г.Кемерово (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края, с.Бурла Алтайского края, председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края Кононенко Любови Алексеевне о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС N026692841 по делу N А03-16902/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующего п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края Кононенко Любови Алексеевны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N026692841 по делу N А03-16902/2014, обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения исполнительного листа серии ФС N026692841 по делу N А03-16902/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу, обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 026692841 по делу N А03-16902/2014, с привлечением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Муниципального образования Бурлинский района Алтайского края в лице Администрации Бурлинского района Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Комитет), председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края Кононенко Любови Алексеевне (далее по тексту - председатель Комитета) о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 026692841 по делу N А03-16902/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующего п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края Кононенко Любови Алексеевны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N026692841 по делу N А03-16902/2014, обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения исполнительного листа серии ФС N026692841 по делу N А03-16902/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу, обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС N 026692841 по делу N А03-16902/2014.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование Бурлинский района Алтайского края в лице Администрации Бурлинского района Алтайского края.
Решением суда от 07.07.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Комитет и администрация в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16902/2014 от 13 мая 2019 года с Администрации Бурлинского района Алтайского края в пользу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"взыскано всего 5 569 450 руб. 69 коп., в том числе 3 592 730 руб. 31 коп. долга, 1 976 720 руб. 38 коп. неустойки, а также взыскать 9 020 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Взыскано с Администрации Бурлинского района Алтайского края в пользу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" неустойку в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ начиная с 21.12.2018 по день фактического исполнения обязательства по оплате основного долга 3 592 730 руб. 31 коп.
В целях исполнения судебного акта арбитражным судом взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 026692841 по делу NА03-16902/2014 о взыскании денежных средств с Администрации Бурлинского района Алтайского края.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении судебного акта о том, за счет каких средств должен быть исполнен исполнительный лист серии ФС N 026692841 по делу NА03-16902/2014.
Определением суда от 24.06.2019 разъяснено, что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 13.05.2019 по делу N А03-16902/2014 следует производить с муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в лице Администрации Бурлинского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Бурлинский район Алтайского края. Исполнительный лист серии ФС N 026692841 по делу NА03-16902/2014 направлен на исполнение в Комитет письмом от 08.07.2019, получен Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края 11.07.2019 (л.д. 33 том 1).
Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что председатель комитета по финансам не могла по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), внести изменения в сводную бюджетную роспись; основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись (как они определены в приведенном правовом подходе Конституционного Суда Российской Федерации) отсутствуют, и наличие таких оснований обществом не доказано; указанное обстоятельство исключает возможность признания незаконным бездействия, выраженного в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись; по тем же основаниям суд отказал в удовлетворении требования в части обязания председателя комитета по финансам администрации внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения указанного исполнительного листа.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без 6 внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217 БК РФ).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 части 10 статьи 35).
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
В материалы дела представлено уведомление от 12.07.2019 N 104 направленное Комитетом главе администрации Бурлинского района о поступлении исполнительного листа по делу А03-16903/2014. Также представлено уведомление, адресованное председателю Бурлинского районного совета народных депутатов Алтайского края от 12.07.2019 N 105 о поступлении вышеуказанного исполнительного листа. На уведомлениях имеются входящие штампы получателей.
Таким образом, заинтересованным лицом доказан факт своевременного уведомление главы муниципального образования и его представленного органа, которые в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
Также в материалах дела имеется решение Бурлинского районного Совета народных депутатов, согласно которому на 01.10.2017 кредиторская задолженность района составляет 48 042,2 тыс. руб.
В данном решении содержится вывод о том, что из-за дефицита бюджета невозможно погашение кредиторской задолженности в 2017 году и включение ее в расходы бюджета района 2018 года, в связи с отсутствием необходимых доходных источников, в связи с отсутствием необходимых доходных источников, что также подтверждает то обстоятельство, что Комитет и его председатель информировали Бурлинский районный совет народных депутатов о имеющейся задолженности перед Обществом.
Также заинтересованным лицом представлены обращения в Комитет по финансам налоговой и кредитной политике Правительства Алтайского края о выделении финансовой помощи.
12.11.2019 Комитет обращался в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 13.05.2019 по делу N А03-16902/2014.
Определением суда от 13.05.2019 отказано в удовлетворении заявления Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района Алтайского края об отсрочке исполнения решения суда от 13.05.2019 по делу N А03- 16902/2014.
Председателю Бурлинского районного Совета народных депутатов В.В. Браку направлено ходатайство о включении в повестку дня очередной сессии БРСНД вопрос о финансовом состоянии муниципального образования Бурлинский район в 2020 году и оплату задолженности по исполнительным листам АО "УК "Кузбассразрезуголь" в сумме 7 159 828 руб. 47 коп. (по делу N А03-16902/2014 - 5 569 450,69 руб., по делу А03- 18658/2014 - 1 590 377,78 руб.) до принятия бюджета на 2020 год.
В адрес заместителя Председателя Правительства Алтайского края министра финансов Алтайского края Д.Г. Ситникова направлено ходатайство от 05.12.2019 о предоставлении муниципальному образованию Бурлинский район Алтайского края бюджетный кредит в сумме 7 000,0 тыс.руб. для оплаты задолженности по исполнительным листам АО "УК "Кузбассразрезуголь" в 2020 году.
Главе района С.А. Давыденко 05.12.2019 направлено уведомление об обращении Комитета по финансам Бурлинского района в БРСНД и Министерство финансов Алтайского края.
Решением Бурлинского районного совета народных депутатов Алтайского края от 17.12.2019 N 38 установлено, ввиду дефицита районного бюджета, считать невозможным погашение сложившейся кредиторской задолженности перед кредиторами, в том числе перед АО "УК "Кузбассразрезуголь" в 2019 году и включения её в расходы бюджета 2020 года, в сводную бюджетную роспись председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации района в связи с отсутствием необходимых доходных источников.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, представленные заинтересованным лицом доказательства свидетельствуют о том, что бездействие со стороны Комитета и его председателя отсутствовало.
Согласно пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности), групп (подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета решением о бюджете муниципального образования Бурлинский район Алтайского края. Согласно пункта 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов является в том числе, группа вида расходов "Иные бюджетные ассигнования", подгруппа "Исполнение судебных актов".
В материалы дела представлена роспись расходов бюджета Бурлинского района Алтайского края на 2017 год. Согласно которой по коду целевой статьи расходов 9990014730, кода вида расходов 853 "Уплата иных платежей" средства по данному виду расходов заложены не были в связи с дефицитом бюджетных средств. Соответственно данного вида расходов не было и в сводной бюджетной росписи, что подтверждает невозможность перераспределения расходов в сводной бюджетной росписи внутри данного вида расходов без внесения изменений в бюджет муниципального образования Бурлинский район Алтайского края.
Исходя из изложенного, председатель Комитета финансов Администрации Бурлинского района Алтайского края не могла по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Довод заявителя о том, что комитет по финансам обязан сформировать бюджет муниципального образования (распределить денежные средства) таким образом, чтобы обеспечить исполнение судебных актов, подлежит отклонению, поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Вместе с тем такого рода расходов определенных одной целью в бюджете на 2017 год не заложено, в связи с указанным председатель комитета по финансам не мог принять меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил установленных действующим бюджетным законодательством.
Кроме того, в материалы дела представлены росписи расходов бюджета муниципального образования Бурлинский район Алтайского края на 2019 и 2020 годы. Согласно которым по коду целевой статьи расходов 9990014730, кода вида расходов 853 "Уплата иных платежей" средства по данному виду расходов заложены не были в связи с дефицитом бюджетных средств.
Соответственно данного вида расходов не было и в сводной бюджетной росписи, что подтверждает невозможность перераспределения расходов в сводной бюджетной росписи внутри данного вида расходов без внесения изменений в бюджет муниципального образования Бурлинский район Алтайского края.
В отчете об исполнении бюджета Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края за 2019 год, согласно приложению 3 к отчету, план по сбору собственных доходов перевыполнен на 502.6 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам на 411,7 тыс. рублей, по неналоговым доходам на 90,0 тыс. рублей. Истец в своем дополнении N 2 к возражению почему-то при подсчете перевыполнения плана по собственным доходам допускает ошибку, к общей сумме перевыполнения повторно прибавляет налоговые и неналоговые доходы.
Согласно приложению 8 к отчету об исполнении бюджета МО Бурлинский район за 2019 год (далее к отчету об исполнению бюджета) на исполнение полномочий муниципального образования Бурлинский район Алтайского края необходимо 295 287,9 тыс. рублей, но поступило и направлено только 292 509,3 тыс. рублей. Даже при получении дополнительных 502,6 тыс. рублей собственных доходов, для полного исполнения обязательств району в 2019 году, недоставало 2 778,6 тыс. рублей (это как раз не в коем случае не экономия средств, как ошибочно утверждает истец), т.е. в 2019 году Муниципальное образование Бурлинский район Алтайского края не исполнило свои обязательства полностью и увеличило кредиторскую задолженность, в том числе из-за отсутствия средств была допущена невыплата заработной платы в полном объеме за декабрь 2019 года. Согласно информации по выплате з/платы по бюджету Бурлинского района по местным полномочиям на отчетную дату 10.01.2020, предоставляемой в Министерство финансов Алтайского края, задолженность невыплаченной заработной платы в декабре 2019 года работникам бюджетной сферы составила: по статье 211 "Заработная плата" 1 044,00 рубля, по статье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" 539,00 тыс. рублей. Общая задолженность по выплате заработной платы за 2019 год работникам бюджетной сферы, из-за дефицита бюджета, составила 1 583,00 тыс. рублей (сумма статей 211 и 213). Кредиторская задолженность на 01.01.2019 составляла 37 868,5 тыс. рублей, на 01.01.2020 - 41 470,0 тыс. рублей. Рост кредиторской задолженности в течение 2019 года на 3 601.5 тыс. рублей обусловлен недостаточностью финансовых средств, в бюджете Муниципального образования Бурлинский район, и увеличением требований, для исполнения которых необходимы бюджетные средства, которых катастрофически не хватает.
Консолидированный бюджет Муниципального образования Бурлинский район Алтайского края это районный бюджет и самостоятельные бюджеты девяти сельсоветов района, доходами которых Муниципальное образование Бурлинский район Алтайского края распоряжаться не может, ими распоряжается каждый сельсовет самостоятельно.
В связи с тем, что МО Бурлинский район не располагает необходимым объемом собственных доходов, для исполнения полномочий возложенных на муниципальный район, является дотационным МО, из краевого бюджета на бюджет МО Бурлинский район все межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) приходят обязательно с определением Министерством финансов Алтайского края цели расходов согласно статей 136. 138, пункта 2. статьи 138.1. статьи 140 БК РФ.
О том, что на бюджет МО Бурлинский район приходят ежемесячно "меченные" дотации, которые направляются на выплату заработной платы свидетельствуют лимиты, которые Министерство финансов Алтайского края доводило в 2019 году (доводит и по настоящее время) на выплату заработной платы за счет межбюджетных трансфертов.
При поступлении каждой дополнительной дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Бурлинского района в 2019 году Министерство финансов Алтайского края предоставляло данные дополнительные средства только после подписания протокола согласования направления использования средств, получаемых бюджетом Бурлинского района из краевого бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Алтайского края от 05.12.2018 N 93-3C "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Правилами предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края, утвержденными постановлением Алтайского края от 28.12.2017 N 489 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края" Администрации Бурлинского района Алтайского края была предоставлена субсидия в сумме 8 297,0 тыс. руб.
Пунктом 4.3.7 Соглашения (предоставлено суду ранее) о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета от 17.01.2019 N 50/19-ДО предусмотрено направлять средства субсидии: на приобретение муниципальными учреждениями угля для прохождения отопительного периода 2018 -2019 годов, 2019 - 2020 годов у поставщика угля, определенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; на оплату тепловой энергии, потребляемой муниципальными учреждениями в отопительном периоде 2018 - 2019 годов, 2019 - 2020 годов в том числе авансовых платежей, с последующим контролем направления средств теплоснабжающими предприятиями поставщику угля в части поставок для учреждений бюджетной сферы; на создание муниципальных запасов твердого топлива. на основании соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета от 17.01.2019 N 50/19-ДО (далее - Соглашение) пункта 4.1.1. Министерство обязуется обеспечить предоставление Субсидии бюджету муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в порядке и при соблюдении Муниципалитетом условий предоставления Субсидии, установленных настоящим Соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2018 - 2019 год доведенных Министерству как получателю средств краевого бюджета.
Согласно пункта 2.2. Соглашения размер Субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в бюджет муниципального образования Бурлинский район Алтайского края не более 8 297 000 руб.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 21 июня 2019 года N 0817200000319005530 АО "Алтайская топливная компания" является единственным поставщиком для Администрации Бурлинского района.
Согласно пункту 2.2. Соглашения размер Субсидии, предоставляемой из краевого бюджета в бюджет муниципального образования Бурлинский район Алтайского края не более 8 297 000 руб.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 21 июня 2019 года N 0817200000319005530 АО "Алтайская топливная компания" является единственным поставщиком для Администрации Бурлинского района.
8 мая 2019 г. АО "Алтайская топливная компания" подала исковое заявление в Арбитражный суд Алтайского края о взыскании задолженности за поставленный уголь по гражданско-правовому договору на поставку угля на отопительный период 2018-2019 гг. от 17.08.2018 N Ф.2018.390188.
Согласно решению суда по делу N А03-6976/2019 взыскана задолженность за поставленный уголь по гражданско-правовому договору на поставку угля от 17.08.2018 N Ф.2018.390188.
Исполнительный лист серии ФС N 026681526 взыскателем АО "Алтайская топливная компания", находящийся на исполнении в УФК Алтайского края, предъявлен Администрации Бурлинского района, поэтому оплату производила Администрация района из средств субсидии на основании Соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Алтайского края из краевого бюджета за отопительный сезон 2018-2019 гг. Заинтересованное лицо указывает, что в случае оплаты по договорам, заключенным до 2018 года, это являлось бы нарушением соглашения, и как следствие, основанием возврата субсидии в краевой бюджет. Доказательств обратного в судебное заседание заявителем не представлено.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов общества возможно только при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета; внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Учитывая отсутствие возможности перераспределения расходов внутри данного вида расходов, на что указывает Комитет и не опровергнуто заявителем, председатель Комитета по финансам не мог по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ внести изменения в сводную бюджетную роспись. Материалами дела подтверждается, что Комитетом по финансам осуществляются мероприятия по исполнению спорных исполнительных листов за счет казны муниципального образования.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии какого-либо иного основания для признания незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, заявителем не указано и соответствующих доказательств не представлено.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном конкретном случае со стороны комитета и его председателя незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных обществом требований.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается оспариваемого бездействия и нарушений прав и законных интересов заявителя. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий (бездействия) и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2020 по делу N А03-20382/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2020 N 101112.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20382/2019
Истец: АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Комитет по финансам,налоговой и кредитной политике Администрации Бурлинского района
Третье лицо: Администрация Бурлинского района АК., Председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Бурлинского района Кононенко Л.А.