г. Вологда |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А44-3944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубрава" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 августа 2020 года по делу N А44-3944/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дубрава" (ОГРН 1125321001596, ИНН 5321157235; адрес: 175460, Новгородская область, район Крестецкий, рабочий поселок Крестцы, улица Лесная, дом 22; далее - ООО "Дубрава", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению "Крестецкое лесничество" (ОГРН 1155321008336, ИНН 5305007017; адрес: 175460, Новгородская область, район Крестецкий, рабочий поселок Крестцы, улица Островская, дом 63; далее - учреждение, лесничество) о признании незаконным отказа в приеме лесных деклараций, оформленного извещениями от 13.07.2020 N 788, 789, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия лесных деклараций от 06.07.2020 N 7http://10.114.10.8:8080/20a?doc&nd=841742056&nh=0&c=7&spack=110LogLength%3D0%26LogNumDoc%3D841736332%26listid%3D010000000700%26listpos%3D2%26lsz%3D5%26nd%3D841736332%26nh%3D0%26 - C1 и 8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что обществом по лесным декларациям заявлен полностью объём использования лесов для заготовки древесины в текущем году, в соответствии с соглашением к договору аренды и проектом освоения лесов. Считает, что требование о фактической вырубке текущего объема заготовки древесины с учётом составления отчёта об использовании лесов, как необходимого условия предоставления недоиспользованных объемов заготовки, не согласуется с нормативно установленными сроками, в течение которых осуществляются рубки лесных насаждений, осмотр лесосек по окончании рубок. Ссылается на то, что обществом в лесных декларациях от 06.07.2020 N 7http://10.114.10.8:8080/20a?doc&nd=841742056&nh=0&c=7&spack=110LogLength%3D0%26LogNumDoc%3D841736332%26listid%3D010000000700%26listpos%3D2%26lsz%3D5%26nd%3D841736332%26nh%3D0%26 - C1 и 8 заявлен срок использования лесов для заготовки дополнительного объема древесины - до 31.12.2020, то есть именно в текущем году, что согласуется с положениями пункта 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины). В связи с этим, по мнению апеллянта, правовых оснований для отказа в приемке лесных деклараций у учреждения не имелось. Также считает, что оспариваемым отказом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
От учреждения и министерства отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель) и ООО "Дубрава" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.11.2012 N 372, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 3 716,8 га, расположенный в Новгородской области, Крестецком муниципальном районе, Крестецком лесничестве, Жарковском участковом лесничестве (кварталы N 22-24, 33-36, 45-48, 61, 62, 102-110), Ручьевском участковом лесничестве (кварталы N 19, 26, 30, 32, 33, 37, 48, 49, 61-63). Лесной участок предоставлен для заготовки древесины.
На основании постановления правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области переименован в министерство.
Границы лесного участка определены на схеме, являющейся приложением 1 к договору аренды. Характеристика лесного участка и его насаждений приводится в приложении 2 к указанному договору.
Согласно пункту 33 договора аренды он заключен на срок 49 лет с момента его государственной регистрации. Данный договор зарегистрирован 12.02.2013 в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Соглашением от 08.12.2015, зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 11.01.2016, в договор аренды внесены изменения, в том числе в части объемов использования лесов для заготовки древесины на лесном участке (приложение 3 к договору аренды).
Общество 07.07.2020 представило в учреждение лесные декларации от 06.07.2020 N 7 и 8 на дополнительный объем древесины за счет недоиспользованного объема изъятия древесины за 2017, 2019 годы по договору аренды.
Извещениями от 13.07.2020 N 788 и 789 лесничество отказало обществу в вовлечении в рубку недоиспользованного объема изъятия древесины по лесному участку за 2017, 2019 годы по вышеназванному договору аренды в связи с отсутствием права на подачу лесной декларации на дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного объема изъятия древесины, поскольку установленный объем древесины на 2020 год полностью обществом еще не использован.
Не согласившись с вынесенным отказом, изложенным в вышеназванных извещениях, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В силу статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 26 названного Кодекса ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Частью 3 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Минприроды России, приказом от 16.01.2015 N 17 которого утверждены соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок N 17).
Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Пунктом 3 Порядка N 17 установлено, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В силу пункта 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В данном случае, как установлено судом и усматривается в материалах дела, общество, являясь арендатором по договору аренды от 30.11.2012 N 372 лесного участка, предоставленного для заготовки древесины, 07.07.2020 обратилось в учреждение с лесными декларациями от 06.07.2020 N 7 и 8 для получения разрешения на вовлечение в рубку недоиспользованного объема изъятия древесины за 2017, 2019 годы.
В этих декларациях ООО "Дубрава" просило вовлечь в рубку на 2020 год недоиспользованный за 2017, 2019 годы объем заготовки древесины по хвойному (0,573 тыс. м3) и мягколиственному (1,241 тыс. м3) хозяйству.
Вместе с тем извещениями от 13.07.2020 N 788 и 789 лесничество отказало обществу в вовлечении в рубку недоиспользованного объема изъятия древесины по лесному участку за 2017, 2019 годы по договору аренды в связи с неполным освоением расчетной лесосеки на текущий 2020 год.
Доводы апеллянта сводятся, по сути, к вопросу толкования учреждением и судом норм действующего законодательства, регулирующего спорный вопрос.
Отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Рассматриваемые правоотношения сторон урегулированы пунктом 9 Правил заготовки древесины.
Так, в силу пункта 9 данных Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и последствий этих чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации очагов вредных организмов в расчетную лесосеку не включается.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, из буквального толкования положений абзаца второго пункта 9 Правил заготовки древесины следует, что обязательным условием реализации права на изъятие дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года является факт полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды.
В рассматриваемой ситуации судом по материалам дела установлено, что согласно отчету об использовании лесов на 01.07.2020, представленному заявителем в учреждение 08.07.2020, объем фактической заготовки древесины составил за отчетный период 4,247 тыс. м3, тогда как в соответствии с проектом освоения лесов и договором аренды полное освоение обществом лесосеки должно составлять 8,67 тыс. м3 (сплошные рубки).
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правомерно исходил из того, что недоказанность обществом факта полного использования установленного на 2020 год (на момент обращения с заявлением) объема изъятия древесины свидетельствует об отсутствии у него оснований требовать использования дополнительного объема древесины, а, следовательно, отказ лесничества не нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании вышеприведенной нормы материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора и являются несостоятельными.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований отказано судом правомерно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату только излишне уплаченная по платежному поручению от 26.08.2020 N 103 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 августа 2020 года по делу N А44-3944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубрава" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дубрава" (ОГРН 1125321001596, ИНН 5321157235; адрес: 175460, Новгородская область, район Крестецкий, рабочий поселок Крестцы, улица Лесная, дом 22) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.08.2020 N 103.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3944/2020
Истец: ООО "ДУБРАВА"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: ГОКУ "Крестецкое лесничество", Жолондевский А.В., ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД