г. Чита |
|
9 октября 2020 г. |
Дело N А19-14225/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу N А19-14225/2019,
УСТАНОВИЛ:
Толстиков Анатолий Дмитриевич (далее - заявитель, Толстиков А.Д.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2019 г. N 038/254/19 о прекращении производства по делу N 038/10/9.21-44/2019 об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - УФАС по Иркутской области, административный орган, управление).
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу N А19-14225/2019 заявленное требование удовлетворено.
УФАС обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апеллянт полагает, что Толстиков А.Д. в ОАО "Иркутская электросетевая компания" не обращался для заключения договора энергоснабжения, следовательно, отсутствуют доказательства создания неустранимых препятствий к заключению договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Толстиков А.Д. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ОАО "ИЭСК" в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 09 часов 10 минут 6 октября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 15.08.2020, 05.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Толстиков А.Д. обратился в УФАС по Иркутской области с заявлением (вх. N 1403 от 14.02.2019 г.) на действия ОАО "ИЭСК" по факту нарушения порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившихся в отказе в выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение - акта об осуществлении технологического присоединения, подтверждающего надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Усольский район, ДНТ "Приозерное", уч. 15, что создает неустранимые препятствия к заключению договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "ИЭСК".
Рассмотрев заявление Толстикова А.Д. УФАС по Иркутской области 21.03.2019 г. вынесено определение N 038/772/19 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "ИЭСК" по событию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что выразилось в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
По окончании проведения административного расследования УФАС по Иркутской области 21.05.2019 вынесено постановление N 038/254/19 о прекращении производства по делу N 038/10/9.21-44/2019 об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением о прекращении дела об административном правонарушении, Толстиков А.Д. обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозицией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Толстиков А.Д. обратился в УФАС по Иркутской области с указанием на нарушение ОАО "ИЭСК" его прав и на наличие в действиях юридического лица события административного правонарушения.
В силу статьи 25.2 КоАП РФ Толстиков А.Д. наделен правами потерпевшего, в том числе на основании части 1 статьи 30.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом обжалования состоявшихся по делу решений, независимо от наличия (отсутствия) статуса индивидуального предпринимателя и экономической основы характера данного спора.
Объектом административного правонарушения, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства выступают Правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона заключается в нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектом административного правонарушения может быть признано виновное юридическое лицо - субъект естественной монополии, обязанный соблюдать требования правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, а равно порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела следует, что для заключения договора энергоснабжения 14.02.2019 г. Толстиков А.Д. обратился в ОАО "ИЭСК" с заявлением (вх. N 1403) о выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройства: акта о технологическом присоединении.
Письмом от 15.02.2019 N 136 ОАО "ИЭСК" сообщило Толстикову А.Д., что энергопринимающее устройство, расположенное на участке N 15 находится в ДНТ "Приозерное" подключено к электрическим сетям ДНТ "Приозерное", которое имеет надлежащее технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК". Документы, подтверждающие факт технологического присоединения к электрическим сетям выданы ДНТ "Приозерное". В связи с чем, с заявлением о выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного на земельном участке N 15 необходимо обратиться в ДНТ "Приозерное".
Не согласившись с данным ОАО "ИЭСК" ответом Толстиков А.Д. обратился в УФАС по Иркутской области с заявлением о нарушении ОАО "ИЭСК" порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выразившегося в невыдаче заявителю документов (акта о технологическом присоединении), подтверждающих технологическое присоединение к электрической сети энергопринимающего устройства заявителя (далее - ЭПУ)Толстикова А.Д. и о возбуждении в отношении ОАО "ИЭСК" административного производства по статье 9.21 КоАП РФ.
По мнению заявителя, поскольку ОАО "ИЭСК" является сетевой организацией, уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении энергопринимающего устройства к электрической сети создает неустранимые препятствия к заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком - ОАО "ИЭСК".
Антимонопольным органом при рассмотрении обращения установлено, что ЭПУ, расположенные на земельном участке по адресу: Иркутская область, Усольский район, ДНТ "Приозерное", участок 15, подключены к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" через сети ДНТ "Приозерное".
Кроме того установлено, что ОАО "ИЭСК" в ответ на заявление Толстикова А.Д. от 14.02.2019 N 1403 направлено письмо от 15.02.2019 N 136 в котором общество пояснило заявителю, что ЭПУ Толстикова А.Д. имеет технологическое присоединение к объектам электрического хозяйства ДНТ "Приозерное", в связи с чем с заявлением о выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение, в отношении принадлежащих заявителю ЭПУ, необходимо обратиться в ДНТ "Приозерное". Также общество пояснило заявителю о том, что гарантирующий поставщик электроэнергии не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств в заключении договора электроснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности энергопринимающих устройств. ЭПУ Толстикова А.Д. не имеет технологического присоединения непосредственно к сетям ОАО "ИЭСК".
УФАС по Иркутской области прекращая производство по административному делу указывает на то, что в ходе проведения административного расследования установлено, что Толстиковым А.Д. при подаче заявления от 14.02.2019 N 1403 в ОАО "ИЭСК" не представлено соглашение о перераспределении части присоединенной мощности электрической энергии в пользу заявителя, либо иные документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение каким-либо объемом разрешенной к использованию мощности.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что в рассматриваемом случае у ОАО "ИЭСК" отсутствуют правовые основания для выдачи заявителю акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ИЭСК". Следовательно, в действиях ОАО "ИЭСК" отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия находит вышеуказанные выводы антимонопольного органа необоснованными в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике ОАО "ИЭСК" является субъектом электроэнергетики и, как сетевая организация, общество обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Постановление N 861) документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Порядок технологического присоединения, в том числе процедура такого присоединения установлена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
На основании Постановления N 861 составление документов о технологическом присоединении является частью технологического присоединения.
Подпунктом "е" пункта 7, пункта 19 Правил технологического присоединения установлено, что процедура технологического присоединения завершается составлением акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа именно акт о технологическом присоединении, составленный по окончании процедуры технологического присоединения, подтверждает технологическое присоединение в установленном порядке.
Отказ в составлении и выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение, свидетельствует о нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа и установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Которое квалифицируется по статье 9.21 КоАП РФ как нарушение субъектами естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Понятие "опосредованное присоединение" раскрывается в пункте 5 Правил недискриминационного доступа. Под опосредованным присоединением понимается ситуация при которой энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.
Из пояснений заявителя следует, что он является собственником садового участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, участок N 15, который входит в состав ДНТ "Приозерное". ОАО "ИЭСК" по договору осуществляет электроснабжение ДНТ "Приозерное" как единого комплекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что ЭПУ Толстикова А.Д. имеет опосредованное технологическое присоединение к электрической сети ОАО "ИЭСК" через электрические сети ДНТ.
Вместе с тем, ОАО "ИЭСК" своими действиями препятствует в получении документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающего устройства Толстикова А.Д., как самостоятельного объекта к электрическим сетям, а также опосредованного присоединения с перераспределением в ее пользу электрической мощности от ДНТ "Приозерное". Отсутствие данных документов является для Толстикова А.Д. препятствием к заключению договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
На основании статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли - продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Правом технологического присоединения в соответствии с законодательством наделена исключительно сетевая организация, следовательно, присоединение ЭПУ Толстикова А.Д. в составе всего ДНТ означает, что указанная процедура совершена именно сетевой организацией - ОАО "ИЭСК".
Договор о технологическом присоединении всего ДНТ "Приозерное" в материалах административного дела отсутствует и не представлен суду.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку ЭПУ заявителя подключено к сетям ОАО "ИЭСК", то заявитель имеет право требовать от сетевой организации, которая осуществляла технологическое присоединение, выдать акт о технологическом присоединении.
Обязанность сетевой организации составить и выдать документы о технологическом присоединении предусмотрены разделом VIII Правил технологического присоединения.
То обстоятельство, что ЭПУ заявителя не имеют технологического присоединения непосредственно к электрическим сетям сетевой организации, а подключены к сетям сетевой организации через сети садоводства, не освобождает ОАО "ИЭСК" от обязанности оформления документов, подтверждающих технологическое присоединение.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что проверка по жалобе Толстикова А.Д. проведена неполно, выводы антимонопольного органа сделаны с учетом пояснений ОАО "ИЭСК" без анализа документов, подтверждающих эти доводы.
Таким образом, вывод УФАС по Иркутской об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ОАО "ИЭСК" является необоснованным и документально не подтвержденным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "ИЭСК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В связи с чем обоснованно признал незаконным и отменил, оспариваемое постановление УФАС по Иркутской области от 21.05.2019 г. N 038/254/19.
Позиция суда первой инстанции соответствует подходу, изложенному в постановлении Арбитражному суда Восточно-Сибирского округа от 08 июня 2020 года по делу N А19-17277/2019.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2020 года по делу N А19-14225/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14225/2019
Истец: Толстиков Анатолий Дмитриевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания"