г. Саратов |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А57-1022/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 августа 2020 года по делу N А57-1022/2020 (судья Е.В. Антонова)
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" (ОГРН 1026403358673, ИНН 6454020640, 410028, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., ЗД 141, стр. 8)
о признании недействительными ненормативных правовых актов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области,
заинтересованные лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (ОГРН 1026403672591, ИНН 6455005067, 410012, Саратовская область, г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., 10\12) Министерство здравоохранения Саратовской области (ОГРН 1076450011440, ИНН 6455046666, 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Рабочая, ЗД 145/155, помещен. 34), Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Яблочкова П.Н., 26/28), референт отдела защиты прав застрахованных в системе Овчинникова И.С. (г. Саратов, пр. Кирова, 10, 12), начальник управления контроля качества оказания медицинской помощи Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области Пичугина Л.М. (410012, Саратовская область, г. Саратов, пр. Кирова,10, 12),
при участии в судебном заседании представителей:
Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" - Беляевой Н.В., действующей на основании доверенности от 20.01.2020 г. года N 72, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
Акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" - Покотицкой Н.А., действующей на основании доверенности от 18.01.2019 года N 162, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области - Лузикас А.Н., действующий на основании доверенности от 08.01.2020 года N 11, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" (далее - ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И. Разумовского", заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения комиссии территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - ТФОМС Саратовской области) по результатам контроля за экспертной деятельностью страховых организаций, изложенного в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N1883, протоколе N14 от 30.10.2019 в части п.2 повестка дня и решении по 2-му вопросу и уведомлении N04/5045 от 25.11.2019 о применении штрафных санкций к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N2 им. В.И. Разумовского".
Решением от 04 августа 2020 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным решение ТФОМС Саратовской области по результатам контроля за экспертной деятельностью страховых организаций, изложенное в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N 1883, протоколе N 14 от 30.10.2019 и уведомлении N 04/5045 от 25.11.2019 в части обоснованности применения к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" финансовых санкций.
Кроме того, суд взыскал с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Также суд возвратил Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 20.01.2020 N 155 государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
ТФОМС Саратовской области не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ТФОМС Саратовской области по результатам контроля за экспертной деятельностью страховых организаций, изложенное в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N 1883, протоколе N 14 от 30.10.2019 и уведомлении N 04/5045 от 25.11.2019, в том числе в части обоснованности применения к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" финансовых санкций в виде возврата медицинской организации в доход бюджета ТФОМС Саратовской области средств в размере 85 118,12 руб., суммы штрафа 360,03 руб. в отношении Айрапетян Елены Робертовны; в виде возврата медицинской организации в доход бюджета ТФОМС Саратовской области средств в размере 85 118,12 руб., суммы штрафа 360,03 руб. в отношении Андроник Зинаиды Семеновны, по случаям оказания указанным лицам медицинской помощи, оконченным 05.06.2019, отказать. Производство по делу в части требования о признании недействительным решения, выраженного в акте реэкспертизы от 20.09.2019, проведенной в государственном учреждении здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского", прекратить.
ГУЗ "СГКБ N 2 им. В.И. Разумовского, АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 11.09.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участниками процесса ходатайств об отложении судебного заседания, проведении видео-конференц-связи, проведении процесса онлайн не заявлено.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области от 23.08.2019 N 313 "Об утверждении плана проведения повторных медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи на сентябрь 2019 года" в период с 02.09.2019 по 20.09.2019 в Государственном учреждении здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" проводилась плановая проверка Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области, по результатам которой был составлен акт реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы N 1883 от 20.09.2019.
По результатам указанной проверки ТФОМС Саратовской области в Акте сделаны выводы:
- Экспертное заключение СМО Саратовский филиал Общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и территориального фонда обязательного медицинского страхования совпало в 2_случаях (16.7%),
- выявлено нарушений, допущенных СМО в организации и проведении МЭЭ/ ЭКМП (нужное подчеркнуть) в 10 случаях (83.3%), в том числе по видам нарушений с указанием количества и сумм:
- Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы (разница тарифов) (пп. 4.6.1. раздел 4 приложения N 8 приказа ФФОМС от 28.02.2019 N36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" - 10 случаев на сумму 936 299.30 руб., штраф 3600.30 руб.)
- Подлежит перечислению за счёт собственных средств СМО Саратовский филиал Общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование на счёт ТФОМС финансовая санкция (штраф) в размере 85 118.10 руб.
Согласно заключению специалиста-эксперта ТФОМС в соответствии с п. 9.9. Инструкции по группировке случаев, в том числе правил учета классификационных критериев, и подходам к оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования (в дополнение к Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательно медицинского страхования), доведенной письмом ФОМС от 03.12.2018 N 15031 26-1/и, коэффициент затратоемкости для КСГ ds 12.004 (лекарственная терапия при хронических вирусных гепатитах в дневном стационаре) приведен в расчете на усредненные затраты на 1 месяц терапии, при этом длительность терапии определяется инструкцией к лекарственному препарату и клиническими рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи. Согласно Тарифному соглашению по ОМС в Саратовской области от 29.12.2018 оплата медицинской помощи в условиях дневного стационара осуществляется за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую КСГ, либо за прерванный случай оказания медицинской помощи, в том числе при преждевременной выписке пациента из медицинской организации. Таким образом, случаи оказания медицинской помощи в дневном стационаре по вышеуказанной КСГ подлежат оплате по полному тарифу при длительности лечения не менее 1 месяца в отчетном периоде с указанием при представлении на оплату в реестре счетов исхода лечения "Лечение продолжено" в течение всего периода проведения лекарственной терапии при хроническом вирусном гепатите С, при этом в медицинской организации оформляется и ведется на каждого пациента одна медицинская карта стационарного больного в течение всего периода лечения. Учитывая, что медицинской организацией представлен законченный случай лечения заболевания (согласно первичной медицинской документации и реестру счетов пациент выписан через 21 день от момента госпитализации), включенного в вышеуказанную КСГ, со сроком лечения менее 1 месяца, случай подлежал оплате по тарифу за прерванный случай лечения в размере 75% от стоимости КСГ ds 12.004.
По выявленным Территориальным фондом нарушениям, допущенным медицинской организацией, применен код финансовой санкции 5291 - некорректное применение тарифа, требующего его замены по результатам экспертизы.
Комиссией по рассмотрению результатов контроля за экспертной деятельностью страховых медицинских организаций 30.10.2019 по результатам рассмотрения протокола разногласий ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И.Разумовского" к акту реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы N 1883 от 20.09.2019 принято решение о подтверждении кода санкции 5291 за некорректное применение тарифа, требующего его замены по результатам экспертизы по акту реэкспертизы N1883 от 20.09.2019.
25 ноября 2019 года в адрес Государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" направлено уведомление о решении комиссии по рассмотрению результатов контроля за экспертной деятельностью страховых медицинских организаций N 04/5045.
В указанном уведомлении ТФОМС Саратовской области уведомил государственное учреждение здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" о том, что Комиссией по рассмотрению результатов контроля за экспертной деятельностью страховых организацией на заседании от 30.10.2019 N 14 принято решение:
1. ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" перечислить в доход бюджета ТФОМС Саратовской области сумму в размере 857 090,20 руб. (восемьсот пятьдесят семь тысяч девяносто рублей 20 коп.);
2. Взыскать с ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" в доход бюджета ТФОМС Саратовской области штраф 30% размера подушевого норматива финансирования, установленного в соответствии с территориальной программой за 10 случаев нарушения по коду 8291 в общей сумме 3 600,30 руб. (три тысячи шестьсот рублей 30 копеек);
На основании вышеизложенного ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И.Разумовского" указано перечислить в доход бюджета ТФОМС Саратовской области в течение 30 рабочих дней с даты получения настоящего уведомления денежные средства в размере начисленных финансовых санкций:
- 35 % сумм, необоснованно предъявленных к оплате, выявленных в результате проведения повторной медико-экономической экспертизы в нормированный страховой запас в размере 297913,42 руб. (двести девяносто семь тысяч девятьсот тринадцать рублей 42 коп.), на счёт бюджета ТФОМС4 Саратовской области сумма в размере 553267,78 руб. (пятьсот пятьдесят три тысячи двести шестьдесят семь рублей 78 коп.) и в результате проведения повторной экспертизы качества медицинской помощи в нормированный страховой запас в размере 2068,15 руб. (две тысячи шестьдесят восемь рублей 15 коп.), на счёт бюджета ТФОМС Саратовской области сумма в размере 3840,85 руб. (три тысячи восемьсот сорок рублей 85 коп.).
- 25 % сумм штрафа в нормированный страховой запас в результат проведения повторной медико-экономической экспертизы в размере 900,08 руб. (девятьсот рублей 08 коп.), на счёт бюджета ТФОМС Саратовской области сумма в размере 2700,22 руб. (две тысячи семьсот рублей 22 коп.).
Не согласившись с решением комиссии территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области по результатам контроля за экспертной деятельностью страховых организаций, изложенном в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N 1883, протоколе N 14 от 30.10.2019 в части п.2 повестка дня и решении по 2-му вопросу и уведомлением N 04/5045 от 25.11.2019 о применении штрафных санкций, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу Закона N 326-ФЗ, Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N108н, приложений к тарифному соглашению применение санкции по коду 5291 к ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И.Разумовского", является неправомерным
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона).
Согласно части 3 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании под медико-экономическим контролем понимается установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (часть 6 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании).
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что производство по делу в части требования о признании недействительным решения, выраженного в акте реэкспертизы от 20.09.2019, проведенной в государственном учреждении здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского", подлежит прекращению, поскольку акт реэкспертизы не является ненормативным правовым актом, в силу следующего.
Статьей 42 Закона об обязательном медицинском страховании предусмотрен порядок обжалования заключений страховой медицинской организации по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Частью 1 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд (часть 2 статьи 42 Закона об обязательном медицинском страховании).
Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (часть 3 статьи 42 Закона об обязательном медицинском страховании).
Частью 4 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда.
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (часть 5 статьи 42 Закона об обязательном медицинском страховании).
В рассматриваемом случае, медико-экономическая экспертиза в отношении заявителя была проведена страховой организацией Саратовским филиалом ООО ВТБ МС.
Территориальным фондом назначена повторная медико-экономическая экспертиза, которую проводил специалист-эксперт ТФОМС Саратовской области. Решение по результатам повторной экспертизы оформлено актом реэкспертизы N 1883 от 20.09.2019, которым подписан специалистом, проводившим экспертизу и начальником управления контроля качества оказания медицинской помощи ТФОМС Саратовской области.
Именно решение ТФОМС Саратовской области по результатам контроля за экспертной деятельностью страховых организаций, изложенное в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N 1883 в части обоснованности применения к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" финансовых санкций, оспаривается заявителем, что соответствует части 5 статьи 42 Закона об обязательном медицинском страховании.
Оснований для прекращения производства по делу в данной части у суда не имеется.
В отношении правомерности решения ТФОМС, изложенного в акте реэкспертизы от 20.09.2019 N 1883, протоколе N 14 от 30.10.2019 и уведомлении N 04/5045 от 25.11.2019 в части обоснованности применения к Государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского" финансовых санкций, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что органом территориального фонда применены санкции, не установленные Тарифным соглашением и не действующие на момент совершения ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И.Разумовского" нарушения.
Так, статьей 41 Закона об обязательном медицинском страховании установлено, что размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Законом об обязательном медицинском страховании регламентировано, что размеры санкций указываются в тарифном соглашении.
Аналогичное указанному в Законе об обязательном медицинском страховании положение содержится в Приказе Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
В соответствии с Приказом ФФОМС от 21.11.2018 N 247 "Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения" структура тарифного соглашения должна включать следующие разделы:
1) общие положения;
2) способы оплаты медицинской помощи, применяемые в субъекте Российской Федерации;
3) размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи;
4) размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
5) заключительные положения.
В соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании 29.12.2018 подписано Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2019 год.
Перечень санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, применяемых к медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2019 году, утвержден в соответствии с приложением N 15 к Тарифному соглашению по обязательному медицинскому страхованию Саратовской области на 2019 год от 29.12.2018.
Разделом 4 Тарифного соглашения (в редакции, действовавшей в момент оказания услуг) регламентировано, что перечень санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, применяемых к медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, приведен в приложении 15.
Дополнительным соглашением N 5 от 31.05.2019 к Тарифному соглашению от 29.12.2018 внесены изменения и дополнения, в том в числе Приложение N 15, которым введен новый код финансовых санкций - 5291.
Согласно Приложению N 15 за код нарушения 5291 (некорректное применение тарифа) установлены следующие санкции:
сумма, не подлежащая оплате, уменьшение оплаты, возмещения - разница тарифа, предъявленного к оплате, и тарифа, который следует применять;
размер штрафа - тридцать процентов размера подушевого норматива финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, установленного Тарифным соглашением (подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, установленного Тарифным соглашением подушевого норматива финансирования, установленного в соответствии с Территориальной программой).
Согласно пункту 2 Дополнительного соглашения, настоящее соглашение вступает в силу с 01 мая 2019 года, за исключением изменений приложения 15, вступающих в силу с 01 июня 2019 года.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в постановлениях от 22.04.2014 N 12-П и от 15.02.2016 N3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
При этом согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип является общеправовым и универсальным, в связи с чем акты, в том числе изменяющие ответственность или порядок привлечения к ней (круг потенциально ответственных лиц, состав правонарушения и размер ответственности), должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени.
Как установлено в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, проверяемые случаи оказания медицинской помощи (истории болезней) затрагивают период лечения - апрель, май 2019 года.
В указанный период код санкций - 5291 в перечне санкций Тарифного соглашения отсутствовал.
Таким образом, как верно указал суд, данная санкция не действовала на момент оказания медицинской помощи пациенту, поскольку не была установлена и не действовала на момент совершения нарушения.
В апелляционной жалобе орган Территориального фонда указывает, что в отношении двух застрахованных лиц (Айрапетян Е.Р. и Андронюк З.С.) период оказания медицинской помощи - с 22.05.2019 по 05.06.2019. Указанные случаи лечения заболевания закончены 05.06.2019, следовательно, санкции в отношении данных случаев применены правомерно.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы Фонда в силу следующего.
Тарифные соглашения являются элементом реализации одного из прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, - права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
На основании статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" указано, что судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
Поскольку условия Дополнительного соглашения N 5 от 31.05.2019 к Тарифному соглашению от 29.12.2018 не содержат специальных положений, предусматривающих специфику действия принципа не применения обратной силы закона в случае применения санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, к длящимся отношениям должны применяться ранее установленные правила.
Такое правовое регулирование предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
Как следует из материалов дела, следует из дополнений к апелляционной жалобе органа Территориального фонда, ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И. Разумовского" была оказана медицинская помощь Айрапетян Е.Р. и Андронюк З.С. в условиях дневного стационара в период с 04.10.2019 по 05.09.2019 по одному профилю и одному диагнозу.
Однако указанный период оказания медицинской помощи названным лицам Больницей был разделен на три случая оказания медицинской помощи: с 10.04.2019 по 30.04.2019, с 01.05.2019 по 21.05.2019 и с 22.05.2019 по 05.06.2019. При этом ГУЗ "СГКБ N 2 Им. В.И. Разумовского" предъявило к оплате за счет ОМС все три случая как законченный случай лечения, что и является некорректным применением тарифа, поскольку следовало предъявить к оплате по тарифу как за прерванный случай лечения в размере 75% от стоимости лечения.
Таким образом, судебная коллегия оглашается с доводами органа Территориального фонда о том, что по факту указанным лицам оказана медицинская помощь как единый случай лечения заболевания, который формально разделен на три самостоятельных случая лечения.
Однако на момент такого формального разделения лечения на три самостоятельных случая лечения санкции за нарушение "некорректное применение тарифа" Тарифным соглашением установлены не были.
Следовательно, оснований для применения к Больнице финансовых санкций в данном случае не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 августа 2020 года по делу N А57-1022/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1022/2020
Истец: ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N2 им.В.И. Разумовского", ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N2 им.Ви.Разумовского"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, Территориальный фонд ОМС, Террториальный фонд ОМС
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения СО, Начальник управления контроля качества оказания медицинской помощи ТФОМС Саратовской области Пичугина Л.М., ООО ВТБ МС, ООО Саратовский филиал ВТБ МС, Референт отдела защиты прав застрахованных в системе ОМС управления контроля качества оказания медицинской помощи ТФОМС Саратовской области Овчинникова И.С., Территориальный фонд обязательного мед страхования для Пичугиной Л.М., ТФОМС Саратовской области лоя Овчинниковой И.С.