г. Челябинск |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А76-23036/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ г.Магнитогорска" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июня 2020 г. по делу N А76-23036/2019.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Магнитогорская ремонтно-эксплуатационная организация" - Аленова Г.А. (доверенность от 29.07.2019, диплом),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Пономарева С.В. (доверенность N 34 от 02.06.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Магнитогорская ремонтно-эксплуатационная организация" (далее - заявитель, ООО "МагРЭО") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному Управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, Жилищная инспекция, Инспекция) о признании недействительным решения от 28.05.2019 N 5690-в/1 о включении многоквартирного дома N 32 по ул.50-летия Магнитки в г. Магнитогорске и многоквартирного дома N 43 по ул. Труда в г. Магнитогорске в лицензию ООО "УК ЖЭУ г. Магнитогорска".
Определением от 23.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ г.Магнитогорска", общество с ограниченной ответственностью "Магнит-Сервис" (далее - заинтересованные лица, ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска", ООО "Магнит-Сервис").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 25.06.2020) удовлетворены заявленные требования общества "МагРЭО". Суд признал недействительным решение Жилищной инспекции о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 28.05.2019 N 5690-в/1. С Инспекции в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, общества УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным решения о включении в реестр лицензий Челябинской области многоквартирного дома N 32 по ул. 50-летия Магнитки в г.Магнитогорске за ООО УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" и исключении указанного многоквартирного дома из лицензии ООО "Магнит-Сервис".
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что суд в мотивировочной части решения правильно указал на то, что решение общего собрания собственников МКД N 32 по улице 50-летия Магнитки, оформленное протоколом от 12.03.2019 по вопросу выбора управляющей организацией ООО УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" не признано недействительным в судебном порядке. Следовательно, решение Инспекции о включении ООО УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" в отношении МКД N 32 по ул. 50-летия Магнитки являются законными и не подлежат отмене. Вместе с тем, суд в резолютивной части признал недействительным решение Инспекция по обоим адресам.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. В судебное заседание представители апеллянта и заинтересованного лица - ООО "Магнит-Сервис" не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя - общества "МагРЭО" против доводов апелляционной жалобы возражал, представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.04.2019 в Инспекцию поступило заявление ООО "МагРЭО" о включении в реестр лицензий Челябинской области многоквартирных домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. 50 лет Магнитки, д. 32 и ул. Труда, д. 43 (далее - МКД).
В ходе рассмотрения указанного заявления Инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения заявления до 28.05.2019.
В ходе приостановления рассмотрения заявления Инспекцией направлен запрос в ООО "Магнит-Сервис". Общество "Магнит-Сервис" 18.04.2019 представило заявление на исключение из реестра лицензий МКД N 32 по ул. 50-летия Магнитки в г.Магнитогорске.
Далее 21.05.2019 ООО "Магнит-Сервис" представило заявление об исключении МКД N 43 по ул. Труда в г. Магнитогорске из реестра лицензий.
Вместе с тем, ООО "МагРЭО" 22.04.2019 предоставило заявление на внесение МКД N 43 по ул. Труда в г. Магнитогорске из реестра лицензий в связи с заключением договора управления на основании протокола общего собрания собственников от 28.02.2019, что в свою очередь обусловлено протоколом общего собрания собственников от 12.03.2019.
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 5690-в/1 от 28.05.2019, которым "отменено решение от 28.05.2019 N 6652-в/2 в части внесения МКД N 43 по ул. Труда в г. Магнитогорске за ООО "МагРЭО", внесении изменений в реестр лицензий:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанные многоквартирные дома за ООО УК "ЖРЭУ г. Магнитогорска", лицензия N 0521;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области многоквартирный дом N 32 по ул. 50-летия Магнитки в г. Магнитогорске за ООО "Магнит-Сервис", лицензия N0131.
Дата внесения изменений в реестр лицензий: 01.06.2019" (л.д.15-16).
Полагая, что названное решение нарушает права и законные интересы ООО "МагРЭО", заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение Инспекции в полном объеме, суд учел, что протоколы собраний собственников обоих МКД отменены судебным актами судов общей юрисдикции.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 этого Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 Кодекса (часть 6).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр)
Указанным документом предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2).
В пункте 3 Порядка N 938/пр указан перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (пункт 10).
При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка (пункт 15).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 Порядка (пункт 17).
Из материалов дела следует, что 09.04.2019 в Инспекцию поступило заявление ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении МКД по адресу: г. Магнитогорск, ул. 50-летия Магнитки, д.32 (л.д.36).
Заявление подано ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" в связи с подписанием договора управления многоквартирным домом от 12.03.2019. Заключение указанного договора обусловлено решением собственников МКД, выраженным в протоколе общего собрания собственников МКД по ул. 50-летия Магнитки, д.32 N 2/2019 от 12.03.2019, в ходе которого собственники решили заключить договор управления МКД с ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" и прекратить действие договора с предыдущей организацией (л.д.38-39, 55-56).
Кроме того, 09.04.2019 в Инспекцию поступило заявление ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении МКД по адресу: г. Магнитогорск, ул. Труда, д.43 (л.д.40).
Заявление подано ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" аналогично предыдущему - в связи с подписанием договора управления многоквартирным домом от 12.03.2019.
Заключение указанного договора обусловлено решением собственников МКД, выраженным в протоколе общего собрания собственников МКД по ул. Труда, д.43 N 2/2019 от 12.03.2019, в ходе которого собственники решили заключить договор управления МКД с ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" и прекратить действие договора с предыдущей организацией (л.д.42-43, 63-64).
По результатам рассмотрения указанных заявлений Инспекций подготовлено заключение от 23.04.2019 (л.д.44-45), а также руководствуясь подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр "вынесено решение о приостановлении рассмотрения заявлений до 28.05.2019 (л.д.46).
В ходе приостановления рассмотрения заявления Инспекцией направлен запрос в адрес ООО "Магнит-Сервис" о предоставлении сведений (л.д.47).
Также в ходе приостановления рассмотрения заявлений в Инспекцию от ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" поступил ответ на требование исх.N 97 от 30.04.2019, согласно которому ответа ООО "Магнит-Сервис" на требование ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" от 13.03.2019 о передаче технической и иной документации на указанные многоквартирные дома до настоящего времени не получено (л.д.48).
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 5690-в/1 от 28.05.2019, которым отменено решение от 28.05.2019 N 6652-в/2 в части внесения МКД N 43 по ул. Труда в г. Магнитогорске за ООО "МагРЭО", внесении изменений в реестр лицензий:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанные многоквартирные дома за ООО УК "ЖРЭУ г. Магнитогорска", лицензия N 0521;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области многоквартирный дом N 32 по ул. 50-летия Магнитки в г. Магнитогорске за ООО "Магнит-Сервис", лицензия N0131.
Дата внесения изменений в реестр лицензий: 01.06.2019. (л.д.15-16).
Вместе с тем, судом установлено, что жители МКД N 43 по ул. Труда г. Магнитогорска, в котором просили признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 12.03.2019 (л.д.21-24, 59-62).
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 11.11.2019 по делу N 2-3369/2019 в удовлетворении требований о признании недействительным решений общего собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 12.03.2019 отказано в полном объеме (л.д.97-102).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда N 11-1359/2020 от 26.03.2020 решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 11.11.2019 отменено, по делу принято новое решение о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 12.03.2019 (л.д.113-118).
Поскольку решение общего собрания собственников помещений в МКД по ул. Труда г. Магнитогорска, оформленное протоколом от 12.03.2019N 43, на основании которого Инспекцией принято оспариваемое решение N5690-в/1, признано недействительным, то суд первой инстанции правомерно отменил его в указанной части, руководствуясь статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, установлено, что жители МКД обратились в Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области с исковым заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД N 32 по ул. 50-летия Магнитки г. Магнитогорска, оформленного протоколом от 12.03.2019 (л.д.17-20, 50-54).
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 22.10.2019 по делу N 2-3368/2019 в удовлетворении искового заявления о признании недействительным решения собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 12.03.2019, отказано (л.д.88-92).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда N 11-1292/2020 от 04.02.2020 решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 22.10.2019 оставлено без изменения (л.д.93-96).
Таким образом, суды общей юрисдикции подтвердили законность решения общего собрания собственников помещений в МКД N 32 по ул. 50-летия Магнитки г. Магнитогорска, оформленного протоколом от 12.03.2019, на основании которого Инспекцией принято оспариваемое решение N 5690-в/1.
Следовательно, вывод суда в отношении указанного МКД ошибочен. Инспекция обоснованно приняла оспариваемое решение N 5690-в/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении МКД по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, ул.50-летия Магнитки, 32, то есть о включении в реестр указанного МКД за ООО УК "ЖЭУ г.Магнитогорска".
Таким образом, суд первой инстанции должен был отказать в удовлетворении требований заявителя о признания недействительным решения Инспекции N 5690-в/1 от 28.05.2019 в указанной части.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным решения Инспекция от 28.05.2019 N 5690-в/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, ул.50-летия Магнитки, 32, следует отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заинтересованное лицо - Инспекцию.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июня 2020 г. по делу N А76-23036/2019 отменить в части признания недействительным решения Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 28 мая 2019 г. N5690-в/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, ул.50-летия Магнитки, 32.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части оставить решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 июня 2020 г. по делу N А76-23036/2019 без изменения.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ г.Магнитогорска" (ОГРН 1167456086324) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23036/2019
Истец: ООО "МАГРЭО"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "МАГНИТ-СЕРВИС", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖЭУ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА"