город Томск |
|
9 октября 2020 г. |
Дело N А03-20748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (07АП-7659/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.07.2020 по делу N А03-20748/2019 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к индивидуальному предпринимателю Лихачевой Любови Николаевне о взыскании 3690 руб. 72 коп., с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Молчановой Зои Степановны, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от Управления: Татарских Ю.А., представитель по доверенности от 14.05.2020, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (далее - истец, Центр по выплате пенсий, пенсионный фонд) к индивидуальному предпринимателю Лихачевой Любови Николаевне (далее - ответчик, страхователь, предприниматель, ИП Лихачев Л.Н.) о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений о застрахованном лице в размере 3690 руб. 72 коп., образовавшегося за период с 01.01.2019 по 30.06.2019.
Решением суда от 10.07.2020 требования Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае удовлетворены частично. С индивидуального предпринимателя Лихачевой Любови Николаевны в пользу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае взыскано 1845,36 руб. в возмещение ущерба за период с 01.01.2019 по 31.03.2019. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Пенсионный фонд указывает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт виновного поведения ответчика, нарушения им обязанности по своевременному представлению ежемесячной отчетности СЗВМ, в связи с чем имеются основания для взыскания ущерба.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Лихачева Любовь Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 09.03.1999 года.
На налоговом учете состоит в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Алтайскому краю.
В качестве страхователя с марта 1999 зарегистрирована в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г.Барнаула. Молчанова Зоя Степановна является получателем трудовой пенсии по старости.
По состоянию на январь 2019 года данное лицо являлось работником ИП Лихачевой Л.Н. Работодателем в отношении Молчановой З.С. представлялись сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования Российской Федерации.
Страхователем не исполнена обязанность по предоставлению отчета - "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период - январь 2019 года.
Не получив от ответчика в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в отношении пенсионерки Молчановой З.С. за январь 2019 года, Управление пришло к выводу, что спорное лицо в данный период прекратило трудовую деятельность, и начало предпринимать предусмотренные законом меры по индексации пенсии указанного лица.
Решением от 11.03.2019 произведена корректировка страховой пенсии Молчановой З.С. с 01.01.2019. До указанной даты пенсия составляла 8721,99 руб., после увеличилась - 9337,11 руб.
26.03.2019 Пенсионным фондом произведена выплата индексированной пенсии Молчановой З.С. за период: январь- март 2019 и апрель 2019 года, отдельными платежными поручениями.
26.04.2019 произведена выплата пенсии за май 2019, а 27.05.2019 за июнь 2019.
Между тем, предпринимателем 14.05.2019 предоставлены "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М "исходная" за отчетный период - январь 2019 года, в том числе на Молчанову З.С.
После получения от страхователя 14.05.2019 сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года истец 20.06.2019 произвел пересмотр ранее вынесенного решения.
Истцом ответчику направлена претензия N 15529 от 26.08.2019 с требованием о добровольном возмещении ущерба. До настоящего времени данная сумма не погашена.
Указывая на то, что в результате несвоевременного предоставления сведений в отношении застрахованного лица, являющегося фактически работающим пенсионером, Управлением необоснованно осуществлена выплата пенсий за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в повышенном размере, что в общей сумме составило 3690,72 руб., истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), статей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что пенсионным фондом не доказаны виновные действия предпринимателя в результате которых произошла излишняя выплата пенсии работникам.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Работодатели, кроме того, также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ). Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ). Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, как верно указано судом, сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года ИП Лихачева Л.Н. должна была представить Фонду не позднее 15.02.2019.
Материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями Закона N 27-ФЗ Сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М предпринимателем за январь 2019 года по типу "Исходная" в отношении застрахованного лица - Молчановой З.С. представлены 14.05.2019.
Не предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату указанным лицам пенсии в завышенном размере в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и возникновение материального ущерба у истца в общей сумме 3690,72 рубля.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2019 года, а также март - июнь 2019 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки.
Управлением не оспаривается своевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за февраль - июнь 2019 года в отношении Молчановой З.С.
Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом... выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии... и корректировки размера страховой пенсии..., имеющих место в период осуществления работы...
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы..., в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из содержания указанных норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за январь 2019 года, предоставленных в пенсионный фонд по месту учета ответчика в мае 2019 года, Молчанова З.С. осуществляла трудовую деятельность.
Сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, представленные ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ, так же подтверждают факт наличия трудовых отношений между предпринимателем и застрахованным лицом. Сведения за февраль 2019 года поступили в пенсионный фонд 15.03.2019.
Кроме того, судом установлено, что предпринимателем в установленные законом сроки (28.02.2019) предоставлены расчеты по форме СЗВ СТАЖ за 2018 года, в которых отражен факт трудовых отношений между ИП и Молчановой З.С., и в предшествующие январю 2019 года месяцы - ноябрь, декабрь 2018 года.
Таким образом, ответчиком причинен ущерб пенсионному фонду только в связи с выплатой пенсии в повышенном размере за январь, февраль, март 2019 года в общей сумме 1845,36 руб., исходя из не представленных им сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате индексации принимается органом пенсионного фонда в следующем месяце после получения сведений по форме СЗВ-М, выплата физическому лицу производится в месяце следующем за месяцем принятия решения.
Решение об отмене выплаты производится в месяце, следующем за месяцем получения сведений по форме СЗВ-М.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, при непредставлении сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 по сроку 15.02.2019, решение о назначении выплаты принимается в марте 2019 года, а выплата производится с 01.04.2019. При предоставлении сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 по сроку предоставления 15.03.2019, решение об отмене выплаты может быть вынесено не ранее апреля 2019.
Отчетность страхователя по форме СЗВ-М за февраль 2019 года и последующие периоды свидетельствует об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Молчановой З.С.
Однако, материалами дела подтверждено, что решение об перерасчете пенсии застрахованному лицу пенсионным фондом было принято 11.03.2019, до представления страхователем формы СЗВ-М за февраль 2019 года (15.03.2019).
Фактически индексированная выплата пенсии Молчановой З.С. по решению от 11.03.2019 (за период с 01.01.2019 по 31.03.2019) была выплачена 26.03.2019, при этом платежный документ для осуществления выплаты в кредитное учреждение Фондом направлен раньше.
Соответственно, воспользоваться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетностью по форме СЗВ-М за последующие периоды, в период с февраля по май 2019, представленной своевременно), провести дополнительную проверку принятого решения об индексации и последующей выплате, Страховщик мог только в конце марта, апреле 2019 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается, что в данном случае выплата индексации застрахованному лицу за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в общей сумме 1845,36 руб. рублей находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействиями) страхователя.
Кроме того, застрахованное лицо, вправе прекратить трудовые отношения со страхователем, а в следующем месяце повторно заключить трудовой договор. В этом случае, непредставление сведений о физическом лице, прекратившем трудовую деятельность будет являться правовым основанием для выплаты индексации, и последующее (в следующем месяце) устройство на работу к тому же работодателю не свидетельствует об излишней выплате пенсионным фондом денежных средств.
Факт отсутствия увольнения и дальнейшего трудоустройства физического лица, может быть опровергнут исключительно предоставлением сведений за соответствующий период в отношении конкретного лица, либо отчетностью по форме РСВ-1 за первый квартал 2019 года (фактически предоставлена предпринимателем 09.06.2019). В остальной части заявленных требований, Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года, полученных в марте 2019 года, а также отчетности по форме СЗВ СТАЖ за 2018 год, представленной в феврале 2019, уже в апреле 2019 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу.
Фактически, вопреки позиции истца, прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с апреля 2019, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 1845,36 руб. руб. Фондом не доказана. Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного суда РФ от 20.12.2018 N301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N303-ЭС18-21706.
В рассматриваемом случае пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
На каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов. Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет три месяца (включая месяц поступления сведений).
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Несогласие с выводами суда, не свидетельствует об их ошибочности либо незаконности. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.07.2020 по делу N А03-20748/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20748/2019
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле, ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Алтайском крае
Ответчик: Лихачева Любовь Николаевна
Третье лицо: Молчанова Зоя Степановна