Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф08-10699/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2020 г. |
дело N А32-34138/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.06.2020 по делу N А32-34138/2019
по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 19.07.2019 N 23/999/001/2019-214132 о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на объект недвижимости имущества: сооружение, протяженностью 14499 м, кадастровый номер 23:18:000000:731, наименование: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка", по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ГРС ст. Вознесенская - п. Розовый - х. Сладкий, Лабинского района Краснодарского края и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на указанный объект.
Решением от 11.06.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе Управление имущественных отношений просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что принимая во внимание, что шкафные газорегуляторные пункты находятся на землях общего пользования, а сооружение является подземным, для государственной регистрации права собственности на объект трубопроводного транспорта не требуется предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположен газопровод. Расхождение в протяженности объекта в данном случае не свидетельствует о незаконности его постройки, оно составляет всего 0,5 м и связано с рельефом местности, по которой проложен газопровод. Истечение срока действия разрешения на строительство объекта не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра просило решение суда оставить без изменения.
От Управления имущественных отношений поступило ходатайство об уточнении требований, которое также содержит пояснения о характеристиках объекта и копию письма от 02.10.2020 N 367/01-08 о том, что расчетное давление газопровода 0,6 Мпа.
Суд протокольным определением с учетом положений аб. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Ходатайство об уточнении исковых требований не рассматривается судом апелляционной инстанции в силу части 1 статьи 49 АПК РФ, согласно которой истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым рассматривается дело по существу увеличить или уменьшить исковые требования.
Таким образом, истец вправе уточнить исковые требования только до принятия судом первой инстанции решения по делу, у суда апелляционной инстанции полномочий по принятию уточнения иска не имеется.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 05.10.2020 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на строительство от 01.11.2012 N Ru 2351900-01 осуществлено строительство объекта: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка".
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 18.09.2013, предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно - эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие.
Указанный газопровод на основании разрешения от 12.12.2014 N Ru 23519000-01 введен в эксплуатацию.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обратилось в Управление Росреестра с заявлением N 23/999/001/2019-214132 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении объекта: "Подводящий газопровд от ГРС ст.Вознесенской до п.Розовый и х.Сладкий и система газоснабжения п.Розовый и х.Сладкий Лабинского района, Корректировка", кадастровый номер 23:18:000000:731.
Заявление и все приложенные к нему документы были представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов, что предусмотрено подпунктом 2, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
При проведении правовой экспертизы, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
Уведомлением 19.07.2019 N 23/19-251469 было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении указанного объекта в срок до 19.10.2019. Основаниями для вынесения вышеуказанного решения, послужили не соответствия параметров объекта, содержавшиеся в представленных документах, а также не представление правоустанавливающих документов на земельные участки, через которые проложен газопровод.
Полагая, что указанное решение о приостановлении государственной регистрации права собственности является незаконным, Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
В соответствии с пунктом 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, к которым в силу пункта 4 Правил N 878 относятся наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых названными Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Пунктом 48 Правил N 878 определено, что установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обратилось в Управление Росреестра с заявлением N 23/999/001/2019-214132 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении объекта: "Подводящий газопровд от ГРС ст.Вознесенской до п.Розовый и х.Сладкий и система газоснабжения п.Розовый и х.Сладкий Лабинского района, Корректировка", кадастровый номер 23:18:000000:731.
Уведомлением 19.07.2019 N 23/19-251469 было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении указанного объекта в срок до 19.10.2019. Основаниями для вынесения вышеуказанного решения, стали не соответствия параметров объекта, содержавшиеся в представленных документах, а также не представление правоустанавливающих документов на земельные участки, через которые проложен газопровод.
Согласно техническому плану сооружения от 05.04.2016 спорный объект (газопровод) является подземным линейным объектом, состоит из шести обособленных контуров, в связи с чем оформления прав на земельные участки, в пределах которых он расположен, не требуется (пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса, пункты 47 и 48 Правил N 878).
При этом, наличие надземных или подземных шкафных газорегуляторных пунктов (в настоящем случае 4 штуки) на указанном газопроводе в целях снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях, не влечет квалификацию спорного объекта в качестве надземного газопровода.
Согласно техническому плану от 05.04.2016, паспорту объекта от 04.03.2016 спорный объект - подземный газопровод высокого давления длиной 14 499 м.
Управление Росреестра указало, что на государственную регистрацию были представлены электронные образы разрешения на строительство от 01.11.2012 N Ru 2351900-01 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N Ru 23519000-01, выданные администрацией муниципального образования Лабинский район и акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 18.09.2013, согласно которым произведено строительство и введен в эксплуатацию объект капитального строительства общей протяженностью 14498,5 м.
При этом, согласно данным ЕГРН (сведения ГКН), в соответствии с техническим планом от 05.04.2016 спорный объект недвижимости с кадастровым номером 23:18:0000000:731 протяженностью 14499 м.
Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N Ru 23519000-01, представленные при постановке на кадастровый учет в 2016 году и с заявлением в Управление Росреестра в 2019 году отличаются содержанием, приведенным в строке "Протяженность": в 2016 году в строке была указана общая протяженность объекта 14 499 м; в 2019 году - информация в данной строке отсутствует.
Вместе с тем, согласно иным строкам Разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N Ru 23519000-01 по показателям частей газопровода расхождений не имеется, при сложении частей газопровода общая длина составляет 14 498,5 м. Согласно техническому плану координаты характерных точек определены с допуском погрешности, в связи с чем округление на 0,5 м при общей длине объекта более 14 км (с 14 498,5 м до 14 499 м) является допустимой погрешностью в определении длины сооружения.
В данном случае Управлением имущественных отношений было заявлено о регистрации права собственности на объект, который поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер, в распоряжении управления имелись сведения о характеристиках объекта с учетом представленных с заявлением материалов и сведений из ЕГРН.
Из акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии следует, что пропуск одной цифры в номере разрешения на строительство от 01.11.2012 N Ru 235190-01 (действительный номер Ru 2351900-01) является опиской в конкретном случае, поскольку иные характеристики объекта и сведения в акте соответствуют и сопоставимы с иными представленными в материалы дела документами, в связи с чем учитывая, что объект поставлен на кадастровый учет, указанное не могло являться основанием для приостановления рассмотрения заявления Управления имущественных отношений.
Учитывая изложенное, указанные Управлением Росреестра в оспариваемом акте недостатки по не соответствию параметров объекта в представленных документах в 2016 и 2019 годах не могли служить основанием для приостановления регистрации прав на объект, который поставлен на кадастровый учет.
При этом, согласно письму Управления архитектуры и службы заказчика по строительству администрации муниципального образования Лабинский район расчетное давление спорного газопровода 0,6 Мпа.
Введенной с 14.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" нормой пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Заявитель на государственную регистрацию спорного объекта представил необходимые разрешительные документы. При этом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N Ru 23519000-01 с указанными в нем и принятыми уполномоченным органом параметрами спорного объекта в установленном порядке не оспорено, недействительным либо незаконным не признано.
При изложенных обстоятельствах по делу судебная коллегия пришла к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, поскольку оно противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
Ссылка на то, что Управлением Росреестра выдан отказ в регистрации права, подлежит отклонению, поскольку не влияет на оценку законности оспариваемого решения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 по делу N А32-34138/2019 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.07.2019 N 23/999/001/2019-214132 о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на объект: сооружение, протяженностью 14499 м, кадастровый номер 23:18:000000:731, наименование: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка", по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ГРС ст. Вознесенская - п. Розовый - х. Сладкий, Лабинского района Краснодарского края, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на объект: сооружение, протяженностью 14499 м, кадастровый номер 23:18:000000:731, наименование: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка", по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ГРС ст. Вознесенская - п. Розовый - х. Сладкий, Лабинского района Краснодарского края, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34138/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Ответчик: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю