г. Самара |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А72-3454/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25.05.2020 (мотивированное решение от 21.07.2020) по делу N А72-3454/2020 (судья Семенова М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН 7326055294, ОГРН 1177325006220), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоспецстрой" (ИНН 7325057041, ОГРН 1057325089458), г. Ульяновск,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - истец, Управление ПФР, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоспецстрой" (далее - ответчик, Общество) о взыскании убытков в размере 1 693,92 руб. - излишне выплаченной суммы пенсии в отношении застрахованного лица - Кириллова А.В.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2020, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая, что судом нарушены нормы материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что с учетом соблюдения Управлением ПФР процедурных сроков обработки отчетности статус пенсионера как неработающего на дату вынесения решения об индексации был определен правомерно.
То обстоятельство, что на дату вынесения решения об индексации (18.07.2019) страхователь представил в установленный срок сведения за май 2019 (08.07.2019) не может иметь правового значения, поскольку статус пенсионера на эту дату уже был определен и не мог быть изменен, поскольку срок обработки указанных сведений на дату вынесения решения не истек.
Податель жалобы считает, что выводы Управления ПФР о прекращении работы пенсионера в случае отсутствия сведений на него по форме СЗВ-М являются верными.
Наличие сведений о трудоустройстве за последующие периоды при отсутствии сведений за предыдущие периоды не является основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации.
При непредставлении сведений в установленный срок у органов ПФР отсутствуют основания для уменьшения сумм страховой пенсии.
Податель жалобы считает не соответствующим обстоятельствам дела и не основанным на нормах действующего законодательства вывод суда первой инстанции о том, что Управление ПФР в рамках предоставленных законодательством полномочий по контролю за достоверностью индивидуальных сведений должно было провести дополнительную проверку для уточнения факта наличия у ответчика застрахованных лиц.
При приеме сведений территориальные органы не имеют возможности проверить, на всех ли застрахованных лиц представлены данные, т.к. это возможно только при выездной проверке документов по учету кадров.
Обязанность направлять страхователю уведомление в случаях, когда страхователь либо совсем не представил сведения либо не представил их на каких-то отдельных застрахованных лиц, действующим законодательством не установлена.
Основания для направления страхователю уведомления о необходимости уточнения факта наличия у него застрахованных лиц отсутствовали, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Кириллов Александр Васильевич является получателем пенсии по инвалидности и продолжает работать в Обществе.
Поскольку работающие пенсионеры по действующему законодательству не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, Кириллову А.В. индексация и корректировка пенсии не производилась.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Управлении ПФР, страхователь ООО "Энергоспецстрой", как работодатель, представил отчетность по форме СЗВ-М за период май 2019 года - 08.07.2019.
18.07.2019 Управлением ПФР было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Кириллову А.В., как неработающему пенсионеру, с 01.05.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы пенсии в отношении застрахованного лица - Кириллова А.В. в размере 1 693,92 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.
В соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 данного Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (ч.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно ч.4 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 данной статьи (ч.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ч. 3 данной статьи в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как указано истцом, Кириллов А.В. является получателем страховой пенсии по инвалидности, в то же время он продолжает трудиться в Обществе.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Пенсионном фонде, страхователь - Общество, как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетный период май 2019 года - 08.07.2019, в том числе и на Кириллова А.В.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Из заявления Пенсионного фонда следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и, соответственно, наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок отчетность за май 2019 года представлена не была, у истца имелись основания для вывода о прекращении Кирилловым А.В. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру с 01.05.2019.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции посчитал ошибочными доводы истца, правомерно исходя при этом из следующего.
Материалами дела, а также пояснениями самого истца, подтверждается, что Обществом был представлен в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (исх.) за отчетный период май 2019 года - 08.07.2019, в котором содержалась информация о Кириллове А.В., как о работающем пенсионере.
Таким образом, на момент принятия 18.07.2019 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии истец располагал сведениями о том, что Кириллов А.В. является работником Общества, между тем предусмотренные ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2019 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также установленную ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.
За нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абзаца четвертого ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с п.4 ст.28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
На основании п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая указанные положения законодательства, Управление имело возможность обнаружить в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибки и несоответствие сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, и предпринять меры, установленные Инструкцией, для их устранения, путем направления страхователю соответствующего уведомления (запроса).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определения Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-2240, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А72-21397/2018).
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25.05.2020 (мотивированное решение от 21.07.2020) по делу N А72-3454/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3454/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОСПЕЦСТРОЙ"