г. Самара |
|
09 октября 2020 г. |
дело N А65-6775/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ягудиным Р.У.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛогосИнвестТранс" - Мокеева Л.В., доверенность N 25/08 от 25.08.2020, диплом N 33252,
от общества с ограниченной ответственностью "Гарант" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 по делу NА55-6775/2020 (судья Копункин В.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЛогосИнвестТранс" (ОГРН 1156313074939, ИНН 6324066700) к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант" ОГРН 5147746081896, ИНН 7735604643) о взыскании,
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛогосИнвестТранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ответчик) о взыскании 228 000 руб. задолженности, договорной неустойки в размере 19 168 руб., платы за сверхнормативное время простоя вагонов в размере 1 093 500 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 30.07.2020 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение в части взыскания платы за сверхнормативное время простоя вагонов, снизить размер неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом не рассмотрено ходатайство ответчика о применении статьи 333 ГК РФ к неустойке.
Обстоятельства дела судом установлены неправильно. Истец как исполнитель самостоятельно определяет пункт дальнейшего следования вагонов после разгрузки заказчиком (ответчиком).
Суд не учел следующие обстоятельства дела: заявки по форме договора подготовлены и направлены истцу уже после осуществления погрузки вагонов, следовательно, истец, направляя порожние вагоны, руководствовался не ими, так как их к тому моменту еще не существовало, а выбирал даты отправки вагонов исключительно по своему усмотрению, ответчик не давал указаний на это, не выражал желания и согласия на эти даты, к тому же не знал об этом. Истец должен был руководствоваться датой погрузки, указанной в заявке по форме ГУ-12, и информацией ответчика, переданной истцу по результату телефонных переговоров. Следовательно, невозможно исчислять период простоя вагонов под погрузкой от даты прибытия вагона на станцию погрузки, так как истец самостоятельно устанавливал эту дату без согласования её с ответчиком, при этом в нарушение договора не информировал его об отправлении порожних вагонов на станцию погрузки.
Дополнительными соглашениями к договору изменен порядок расчета нормативного срока нахождения вагона на станции выгрузки (путях общего/необщего пользования) до момента оформления вагона в порожнем состоянии. Истец не представил достоверных сведений о дате оформления вагонов в порожнем состоянии. Ссылка истца на то, что данная информация содержится в железнодорожных накладных, является неверной, так как в них содержится лишь дата убытия вагонов со станции выгрузки, осуществленного исключительно по распоряжению собственника вагонов, а ни как не ответчика. При этом после выгрузки вагонов ответчик в соответствии с законодательством не вправе направлять данные вагоны куда-либо, тем более такой обязанности у ответчика в договоре не предусмотрено.
Начало отсчета времени нахождения под выгрузкой в соответствии со статьей 191 ГК РФ должно начинаться на следующий день с момента наступления события, которым определено его начало, то есть на следующий день после прибытия вагона на станцию выгрузки.
Истцом предоставлена искаженная информация о содержании заявок по форме договора, которая не подтверждена документально, в отличие от данных ответчика, предоставившего все заявки по форме договора.
В отзыве на исковое заявление ОАО "РЖД" подтвердило позицию ответчика, указав, что ответчик, не являлся грузоотправителем либо грузополучателем вагонов, простой вагонов на станциях погрузки (выгрузки) никакие зависел от его действий.
Требование о взыскании платы за сверхнормативное время простоя вагонов N 64405533, 64405731, 64405764, 64405822, 64405863, 64406028. 64406036. 64406044, 64406051, 64406077 по оказанным истцом услугам организации перевозок грузов по маршруту: ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. - Бийск ЗСБ ж.д. в период с 21.11.2019 г. по 30.11.2019 в размере 186 000 руб., а также требование о взыскании платы за сверхнормативное время простоя вагонов во время погрузки при следовании маршрутом ж.д. ст. Ерунаково - ж.д. ст. Каналстрой (вагон N 51752432), ж.д. ст. Ерунаково - ж.д. ст. Горкино (вагон N 61893038) в размере 45 000 руб. не содержатся в уточнении к исковому заявлению, согласно решению суда первой инстанции им не дана оценка, и они не содержатся в мотивировочной части решения суда. Однако предположительно данные суммы взысканы судом с Ответчика в общей сумме 1 093 500 руб.
Согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.10.2019 по 18.12.2019. подписанного обеими сторонами 18.12.2019 задолженность ответчика по оплате УПД от 02 12 2019 N 12-021 не фигурирует, к тому же само УПД в адрес ответчика не поступало. Подписав и направив ответчику данный акт, истец тем самым подтвердил отсутствие притязаний по данному вопросу.
Размер всех требований истца в отношении платы за сверхнормативный простой вагонов и указанных в уточнении исковых требований, составляет 877 500 руб., в сводной таблице, приложенной к уточнению - 862 500 руб., в просительной же части истец указал 1 093 500 руб.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчик обжалует решение только в части взыскания неустойки и платы за сверхнормативный простой вагонов.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон таких возражений не поступило, законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между истцом и ответчиком был заключен договор оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019, в соответствии с которым истец (исполнитель) обязалось оказать ответчику (заказчик) услуги, связанные с организацией перевозок грузов заказчика в собственных, арендованных или принадлежащих исполнителю на ином законном основании железнодорожных вагонов, из согласованных сторонами пунктов отправления до согласованных сторонами пунктов назначения, а заказчик обязался принять и своевременно и в полном объеме оплатить эти услуги.
В соответствии с условиями договора истец оказал ответчику услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и организации перевозок грузов.
Ответчик оплатил оказанные услуги частично, размер задолженности составляет 228 000 руб.
Согласно пункту 3.3 договора оплата услуг исполнителя производится заказчиком на основании выставленного исполнителем счета не позднее 3 рабочих дней с даты, следующей за датой его выставления по электронной почте или факсимильной связи.
В силу пункта 4.15 договора за несвоевременное полное или частичное перечисление причитающихся к платежу суммы исполнитель вправе потребовать, а заказчик обязуется уплатить неустойку в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый календарный день просрочки.
Учитывая, что услуги были приняты ответчиком по универсальному передаточному документу (далее - УПД) N 12-031 от 10.12.2019 на сумму 158 000 руб. и счету N 12-031 10.12.2019, в соответствии с пунктом 3.3 договора услуги подлежали оплате не позднее 16.12.2019 (трех рабочих дней со дня выставления счета); по УПД N 12-045 от 16.12.2019 на сумму 90 000 руб. счету N 12-045 услуги были приняты 16.12.2019 и соответственно подлежали оплате не позднее 20.12.2019.
Исходя из размера оказанных истцом ответчику услуг на сумму 158 000 руб. по УПД N 12-031 от 10.12.2019 и 90 000 руб. по УПД N 12-045 от 16.12.2019, частичного погашения ответчиком задолженности 06.02.2020 на сумму 10 000 руб., 06.02.2020 на сумму 10 000 руб., неустойка, подлежащая оплате в пользу истца составляет 19 168,00 руб. за период с 16.12.2019 по 05.03.2020.
Согласно пункту 2.1.6 договора оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 заказчик (ответчик) обязался обеспечить погрузку каждого вагона в течение 3 суток с момента прибытия вагона на станцию погрузки до момента его отправления в груженом состоянии на станцию назначения (месту выгрузки). Время нахождения под погрузкой определяется по данным ГВЦ РЖД, предоставляемой исполнителю в электронном виде.
В силу пункта 2.1.7 договора заказчик (ответчик) обязался обеспечить выгрузку каждого вагона в течение 2 суток с момента прибытия вагона на станцию выгрузки, до момента его оформления в АС ЭТРАН в порожнем состоянии на станцию назначения (месту погрузки).
Согласно пункту 4.3 договора за сверхнормативное время простоя вагонов исполнителя под погрузкой (выгрузкой) грузов заказчика, определенное в пункте 2.1.6, 2.1.7 договора, заказчик обязан осуществить оплату за пользование вагонами в размере 2500 руб. за каждые последующие сутки за один вагон, при этом неполные сутки считаются полными. Оплата производится заказчиком на основании выставленного счета, в течение 3-х рабочих дней с момента получения счета.
Дополнительным соглашением N 4 от 19.11.2019 к договору N ЛИТ-36/19 от 06.09.2019 стороны установили, что по перевозкам грузов по маршруту: ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. - Бийск ЗСБ ж.д. в случае превышения сроков пользования вагонами (4 суток пользования вагонами по указанному маршруту) заказчик обязан осуществить оплату за пользование вагоном в размере 3100 руб. за каждые последующие сутки за каждый вагон, при этом неполные сутки считаются полными.
Учитывая допущенное ответчиком сверхнормативное время простоя вагонов N 64405533, 64405731, 64405764, 64405822, 64405863, 64406028, 64406036, 64406044, 64406051, 64406077 по оказанным истцом услугам организации перевозок грузов по маршруту: ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. - Бийск ЗСБ ж.д. в период с 21.11.2019 по 30.11.2019. был составлен УПД N 12-021 от 02.12.2019 на общую сумму 186 000 руб.
Как следует из пункта 3.7 договора в случае несогласия с актом сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) заказчик в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения по факсу/эл.почте акта сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) направляет исполнителю обоснованные возражения по акту (УПД) в письменной форме. В случае отсутствия мотивированных возражений по акту сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком, а акт сдачи-приемки оказанных услуг - подписанным.
Принимая во внимание, что в установленный договором срок ответчик возражений на полученный УПД не представил, УПД N 12-021 от 02.12.2019 на общую сумму 186 000 руб. в силу пункта 3.7 договора считается принятым и подписанным ответчиком, а услуги подлежат оплате.
Помимо этого, ответчиком допущены нарушения условий нахождения вагонов N 51752432, N 61893038 на станции погрузки Ерунаково ЗСБ ж.д. в период с 02.11.2019 года по 14.11.2019 сверх сроков, установленных пунктом 2.1.6 договора N ЛИТ-36/19 от 06.09.2019, в связи с чем в адрес ответчика была направлена претензия N 1088 от 18.12.2019, акт о выставлении штрафа, счет на общую сумму 45 000 руб. в качестве платы за сверхнормативное пользование вагонами.
Кроме того, в период оказания услуг по организации перевозок грузов в период с 25.10.2019 по 23.01.2020 ответчиком допущен сверхнормативный простой вагонов: N 54129358, 52716958, 67752113, 52213089, 55681951, 55044325, 56261035, 56241185, 52964475, 67832907, 55539217, 61525341, 62067285, 64385180, 64385214, 64384977, 64384910, 64384902, 64385107, 64385131, 64385156, 64385164, 54747860, 61816716, 60720836, 64385172, 64405905, 64406010, 64405947, 61104469, 61690236, 52824307, 61099842, 60044245, 60045184, 61357737, 61752432, 61893038, 64405913, 64405970, 64405871, 64405889, 64405517, 64405525, 64405509, 64334907, 64853542, 60732401, 54710439, 61543252 на общую сумму 1 062 500 руб.
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по договору оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 составляет 1 540 668 руб., из которых 228 000 руб. - размер задолженности за оказанные истцом и принятые ответчиком услуги по УПД N 12-031 от 10.12.2019, УПД N 12-045 от 16.12.2019; 19 168 руб. - договорная неустойка за несвоевременную оплату услуг по УПД N 12-031 от 10.12.2019, УПД N 12-045 от 16.12.2019; 1 293 500 (186 000 + 45 000 + 1 062 500) руб. - договорная плата за сверхнормативное время простоя вагонов.
Учитывая, что ответчик в установленные договором сроки не исполнил свои обязательства по оплате задолженности, истцом в адрес ответчика была направлена претензия о погашении задолженности N 114 от 06.02.2020, которая была оставлена без удовлетворения, которая была оставлен без удовлетворения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой исходил из следующего.
Согласно заявке N 1 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой ответчика период предоставил ответчику 1 полувагон: N 54129358.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ409997 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 25.10.2019 г. и убыл согласно сведений железнодорожной накладной ЭТ816304 на станцию Кудьма ГОР 30.10.2019 г.
Таким образом, общее время простоя полувагона под погрузкой согласно договорных условий составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 7 500 руб. (2500x3).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ816304 прибыл на станцию выгрузки - Кудьма ГОР 06.11.2019 и были оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 08.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУЗ19940.
Таким образом, общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб.(2500x1).
Согласно заявке N 2 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой ответчика период предоставил ответчику 2 полувагона: N 52716958, N 67752113.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ565093 полувагоны N 52716958, N 67752113 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 26.10.2019 и убыли согласно сведений железнодорожной накладной ЭТ815914 на станцию Вязьма-Новоторжская 30.10.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 52716958, N 67752113 под погрузкой согласно договору составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб. (2500х2)х2 полувагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ815914 полувагоны N 52716958, N 67752113 прибыли на станцию выгрузки - Вязьма-Новоторжская 06.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ799927.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 52716958, N 67752113 под выгрузкой составляет 14 суток, сверхнормативное время простоя - 12 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 60 000 руб. (2500x12)х2 полувагона.
Согласно заявке N 3 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 12 полувагонов: N 52213089, N 55681951, N 55044325, N 56261035, N 56241185, N 52964475, N 678322907, N 55539217, N 61525341, N 62067285, N 64385180, N 64385214.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ559116 полувагон N 52213089 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 г. и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ069579 на станцию Вичуга СЕВ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 52213089 под погрузкой согласно договору составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 5000 руб.(2500x2).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ069579 полувагон N 52213089 прибыл на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ 921367.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 52213089 под выгрузкой составляет 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 17 500 руб.(2500x7).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ558818 полувагон N 55681951 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 на станцию Вичуга СЕВ 03.11.2019..
Таким образом, общее время простоя полувагона N 55681951 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 5000 руб.(2500x2).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 полувагон N 52213089 прибыл на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ 921367.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 55681951 под выгрузкой составляет 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 17 500 руб.(2500x7).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ558818 полувагоны N 55044325, N 56261035, N 56241185 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 г. и убыли согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 на станцию Вичуга СЕВ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 55044325, N 56261035, N 56241185 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 15 000 руб. (2500х2)х3.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 полувагоны N 55044325, N 56261035, N 56241185 прибыли на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции:
полувагоны N 55044325, N 56261035 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ 921367. Общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 35 000 руб.(2500х7)х2 вагона;
полувагон N 56241185 22.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ 002385. Общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 12 суток, сверхнормативное время простоя - 10 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 25 000 руб. (2500x10).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ559037 полувагоны N 52964475, N 678322907, N 55539217 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 на станцию Вичуга СЕВ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 52964475, N 678322907, N 55539217 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 15000 руб. (2500х2)х3.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 полувагоны N 52964475, N 678322907, N 55539217 прибыли на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ921367. Общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 67 500 руб.(2500х7)х3 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ559037 полувагоны N 61525341, N 62067285 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 и убыли согласно сведений железнодорожной накладной ЭУ072117 на станцию Вичуга СЕВ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 61525341, N 62067285 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб. (2500х2)х2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ072117 полувагоны N 61525341, N 62067285 прибыли на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции:
полувагон N 61525341 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ921367. Общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 17 500 руб. (2500x7);
полувагон N 62067285 22.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ021171. Общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 12 суток, сверхнормативное время простоя - 10 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 25 000 руб. (2500x10).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ620013 полувагоны N 64385180, N 64385214 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 27.10.2019 г. и убыли согласно железнодорожной накладной ЭТ816230 на станцию Вичуга СЕВ 30.10.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 64385180, N 64385214 под погрузкой составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 5000 руб. (2500x1 )х2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ816230 полувагоны N 64385180, N 64385214 прибыли на станцию выгрузки - Вичуга СЕВ 11.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 16.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ591069. Общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 4 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 20 000 руб.(2500х4)х2 вагона.
Согласно заявке N 4 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 3 полувагона: N 54747860, N 61816716, N 60720836.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ559116 полувагоны N 54747860, N 61816716 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭУ061562 на станцию Бийск ЗСБ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 54747860, N 61816716 под погрузкой согласно договору составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб.(2500х2)х2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ061562 полувагоны N 54747860, N 61816716 прибыли на станцию выгрузки - Бийск ЗСБ 04.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 06.11.2019 огласно железнодорожной накладной ЭУ249346.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 54747860, N 61816716 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 5000 руб.(2500x1 )х2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ559116 полувагон N 60720836 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 30.10.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ062345 на станцию Бийск ЗСБ 03.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60720836 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 5000 руб.(2500x2).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ062345 полувагон N 60720836 прибыл на станцию выгрузки - Бийск ЗСБ 04.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 06.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ249346.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60720836 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб.(2500x1).
Согласно заявке N 5 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 5 полувагонов: N 64384977, N 64384910, N 64384902, N 64385107, N 64385131.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ620013 полувагоны N 64384977, N 64384910, N 64384902, N 64385107, N 64385131 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 27.10.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭТ816044 на станцию Горкино СЕВ 30.10.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов под погрузкой согласно составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 12 500 руб.(2500x1 )х5 вагонов.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ816044 полувагоны N 64384977, N 64384910, N 64384902, N 64385107, N 64385131 прибыли на станцию выгрузки - Горкино СЕВ 09.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции:
полувагон N 64384977 13.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ601455, общее время простоя 5 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой составляет 7500 руб. (2500x3);
полувагон N 64384910 17.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ601270, общее время простоя 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток.
Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой составляет 17 500 руб. (2500x7);
полувагон N 64384902 17.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ591319, общее время простоя 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой составляет 17 500 руб. (2500x7);
полувагон N 64385107 17.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ601325, общее время простоя 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой составляет 17 500 руб. (2500x7);
полувагон N 64385131 17.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ601368, общее время простоя 9 суток, сверхнормативное время простоя - 7 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой составляет 17 500 руб. (2500x7).
Согласно заявке N 6 на предоставление вагонов от 16.10.2019 в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 2 полувагона: N 64385156, N 64385164.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ620013 полувагоны N 64385156, N 64385164 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 27.10.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭТ816220 на станцию Красноуфимск ГОР 30.10.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов под погрузкой составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 5 000 руб. (2500x1) х2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ816220 полувагоны прибыли на станцию выгрузки - Красноуфимск ГОР 04.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 08.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ374631.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 64385156, N 64385164 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 15 000 руб. (2500х3) х 2 вагона.
Согласно заявке N 7 на предоставление вагонов от 16.10.2019, в которой установлен период подачи вагонов: октябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 1 полувагон N 643 85172.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ620013 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 27.10.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭТ816150 на станцию Бокино ЮВС 30.10.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона под погрузкой составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 2 500 руб.(2500x1).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ816150 полувагон прибыл на станцию выгрузки - Бокино ЮВС 07.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 11.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ442004.
Таким образом, общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 7 500 руб. (2500x3).
Согласно заявке N 9 на предоставление вагонов от 01.11.2019 года, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 3 полувагона: N 61104469, N 61690236, N 52824307.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ846575 полувагоны N 61104469, N 61690236 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 02.11.2019 и убыли согласно сведений железнодорожной накладной ЭУ235087 на станцию Юрьевец ГОР 07.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов под погрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой полувагонов N 61104469, N 61690236 составляет 15 000 руб. (2500х3) х 2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ860437 полувагон N 52824307 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 03.11.2019. и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ234809 на станцию Юрьевец ГОР 07.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 52824307 под погрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой полувагона N 52824307 составляет 5000 руб. (2500x2).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ234809 на станцию выгрузки -Юрьевец ГОР полувагон N 52824307 прибыл 16.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 19.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ970550.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 52824307 под выгрузкой составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 5000 руб.(2500x2).
Согласно заявке N 10 на предоставление вагонов от 08.11.2019, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 2 полувагона: N 61099842, N 60044245.
Согласно железнодорожной накладной ЭТ734080 полувагон N 61099842 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 02.11.2019 г. и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ235386 на станцию Камень-на-Оби ЗСБ 07.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61099842 под погрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 7500 руб.(2500x3).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ235386 полувагон N 61099842 прибыл на станцию выгрузки - Камень-на-Оби ЗСБ 08.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 10.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ401675.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61099842 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб.(2500x1).
Согласно железнодорожной накладной ЭТ846575 полувагон N 60044245 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 02.11.2019 и убыл согласно сведений железнодорожной накладной ЭУ235275 на станцию Камень-на-Оби ЗСБ 07.11.2019 г.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60044245 под погрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 7 500 руб. (2500x3).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ235275 полувагон N 60044245 прибыл на станцию выгрузки - Камень-на-Оби ЗСБ 08.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 10.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭУ401670.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60044245 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб. (2500x1).
Согласно заявке N 11 на предоставление вагонов от 01.11.2019, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 1 полувагон: N 61752432.
По факту простоя вагона N 61752432 (вместе с вагоном N 61893038, представленным по заявке N 13 от 01.11.2019) на станции Ерунаково ЗСБ в адрес ответчика выставлялась претензия N 1088 от 18.12.2019, акт о выставлении штрафа (отдельно указано в исковом заявлении и включено в общую сумму исковых требований).
Помимо этого ответчиком был допущен простой вагона на станции выгрузки - Каналстрой СЕВ.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ505627 полувагон N 61752432 прибыл на станцию выгрузки - Каналстрой СЕВ 22.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 24.11.2019. согласно железнодорожной накладной ЭФ 143543.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61752432 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб. (2500x1).
Согласно заявке N 13 на предоставление вагонов от 01.11.2019 года, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику полувагоны: N 61893038, N 60045184, N 61357737.
По факту простоя вагона N 61893038 (вместе с полувагоном N 61752432, представленным по заявке N 11 от 01.11.2019.) на станции Ерунаково ЗСБ в адрес ответчика выставлялась претензия N 1088 от 18.12.2019, акт о выставлении штрафа (отдельно указано в исковом заявлении и включено в общую сумму исковых требований).
Помимо этого ответчиком был допущен простой вагона на станции выгрузки - Горкино СЕВ.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ624697 полувагон N 61893038 прибыл на станцию выгрузки - Горкино СЕВ 21.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 25.11.2019. согласно железнодорожной накладной ЭФ066541.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61893038 под выгрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 7500 руб. (2500x3).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ119375 полувагон N 60045184 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 08.11.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ624697 на станцию Горкино СЕВ 14.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60045184 под погрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 4 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб. (2500x4).
Согласно сведений железнодорожной накладной ЭУ624697 полувагон N 60045184 прибыл на станцию выгрузки - Горкино СЕВ 21.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 23.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ066535.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 60045184 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб. (2500x1).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ119390 полувагон N 61357737 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 08.11.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭУ624697 на станцию Горкино СЕВ 14.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61357737 под погрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 4 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб.(2500x4).
Согласно железнодорожной накладной ЭУ624697 полувагон N 61357737 прибыл на станцию выгрузки - Горкино СЕВ 21.11.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 23.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ066538.
Таким образом, общее время простоя полувагона N 61357737 под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб.(2500x1).
Согласно заявке N 12 на предоставление вагонов от 01.11.2019, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 3 полувагона: N 64405905, N 64406010, N 64405947.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ202808 полувагоны N 64405905, N 64406010, N 64405947 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 09.11.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭУ624597 на станцию Вичуга СЕВ 14.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов под погрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой полувагонов N 64405905, N 64406010, N 64405947 составляет 22 500 руб. (2500х3) х 3 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ624597 на станцию выгрузки -Вичуга СЕВ полувагоны N 64405905, N 64406010, N 64405947 прибыли 21.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции:
полувагоны N 64405905, N 64405947 03.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ386627. Общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 13 суток, сверхнормативное время простоя - 11 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 55 000 руб. (2500x11) х 2 вагона;
полувагон N 64406010 03.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФЗ 86754.
Общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 13 суток, сверхнормативное время простоя - 11 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 27 500 руб. (2500x11).
Согласно заявке N 15 на предоставление вагонов от 01.11.2019, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года (18.11.2019), истец предоставил ответчику полувагоны: N 64853542, N 60732401.
По станции погрузки ответчиком простоев допущено не было. На станции выгрузки ответчиком был допущен простой вагонов. Согласно железнодорожной накладной ЭФ054117 полувагоны N 64853542, N 60732401 прибыли на станцию выгрузки - Раевка КБШ 27.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 29.11.2019 согласно железнодорожных накладных ЭФ442521, ЭФ400631.
Таким образом, общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 5000 руб. (2500x1 ) х 2 вагона.
Относительно заявки N 17 от 06.11.2019 на предоставление вагонов с периодом действия - октябрь 2019 год, ответчиком самим допущено очевидное несоответствие дат в заявке, поскольку заявка датирована ответчиком более поздней датой, чем указанный период действия заявки.
Истцом вагоны были предоставлены после получения заявки ответчика - 09.11.2019, в связи с этим доводы ответчика о несвоевременности подачи вагонов, неправомерном начислении платы за сверхнормативное время простоя под погрузкой и выгрузкой вагонов, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ202808 запрошенные ответчиком полувагоны N 64405913, N 64405970 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 09.11.2019 и убыли согласно сведений железнодорожной накладной ЭФ035726 на станцию Белогое-ПолоцкоеОКТ 21.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 64405913, N 64405970 под погрузкой составляет 13 суток, сверхнормативное время простоя - 10 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 50 000 руб. (2500x10) х 2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭФ035726 полувагоны N 64405913, N 64405970 прибыли на станцию выгрузки - Белогое-Полоцкое ОКТ 01.12.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции: вагон N 64405913 03.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ719330.
Общее время простоя под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 2500 руб.(2500x1);
вагон N 64405970 04.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ752871.
Общее время простоя под выгрузкой составляет 4 суток, сверхнормативное время простоя - 2 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 5000 руб. (2500x2).
Относительно заявки N 18 от 21.11.2019 на предоставление вагонов с периодом действия - ноябрь 2019 год, в которой установлен график подачи полувагонов 19-20.11.2019 ответчиком допущено несоответствие дат, поскольку заявка датирована ответчиком более поздней датой, чем указанный период подачи вагонов.
При этом по состоянию на дату подачи заявки полувагоны уже были приняты ответчиком в пользование без каких-либо претензий по срокам предоставления, в связи с этим довод ответчика о неправомерном начислении платы за сверхнормативное время простоя под погрузкой и выгрузкой вагонов, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Согласно железнодорожной накладной ЭУ202808 запрошенные ответчиком полувагоны N 64405871, N 64405889 прибыли под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 09.11.2019 и убыли согласно железнодорожной накладной ЭФ035521 на станцию Красноуфимск ГОР 21.11.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 64405871, N 64405889 под погрузкой составляет 13 суток, сверхнормативное время простоя - 10 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 50 000 руб. (2500x10) х 2 вагона.
Согласно железнодорожной накладной ЭФ035521 полувагоны N 64405871, N 64405889 прибыли на станцию выгрузки - Красноуфимск ГОР 25.11.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 29.11.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ463888.
Таким образом, общее время простоя полувагонов N 64405871, N 64405889 под выгрузкой составляет 5 суток, сверхнормативное время простоя - 3 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 15 000 руб. (2500х3) х 2 вагона.
Относительно заявки N 19 от 15.11.2019 на предоставление вагонов с периодом действия - ноябрь 2019 год, в которой установлен график подачи полувагонов 24.11.2019 истец отказался от части исковых требований в общем размере 70 000 руб. за простой вагонов N 64405517, N 64405525 на станции погрузки Ерунаково ЗСБ в период с 09.11.2019 по 25.11.2019, поскольку вагоны на станцию погрузки были поданы истцом ранее запрошенного ответчиком срока.
При этом ответчиком допущены простои вышеуказанных вагонов на станции выгрузки, несмотря на убытие вагонов на станцию выгрузки в запрошенный заявкой срок.
Согласно железнодорожной накладной ЭФ226621 полувагоны N 64405517, N 64405525 прибыли на станцию выгрузки - Катав-Ивановск ЮУР 03.12.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции:
полувагон N 64405517 09.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ894711. Общее время простоя под выгрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 5 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 12 500 руб. (2500x5);
полувагон N 64405525 09.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭФ894857. Общее время простоя под выгрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 5 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 12 500 руб. (2500x5).
Относительно заявки N 20 от 27.11.2019 на предоставление вагонов с периодом действия - ноябрь 2019 год, в которой установлен график подачи полувагонов с 30.11.2019 по 03.12.2019, вагоны были предоставлены истцом на станцию погрузки в ближайший срок, необходимый для подготовки и прибытия на данную станцию порожних вагонов запрошенных параметров. Вагоны были приняты ответчиком без претензий по сроку предоставления. При этом ответчиком были допущены простои полувагона N 54710439 на станциях погрузки и выгрузки.
Согласно железнодорожной накладной ЭФ751903 полувагон N 54710439 прибыл под погрузку на станцию Ерунаково ЗСБ 08.12.2019 и убыл согласно железнодорожной накладной ЭХ 184162 на станцию Надеждинская ДВС 14.12.2019.
Таким образом, общее время простоя полувагона под погрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 4 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под погрузкой - 10 000 руб.(2500x4).
Согласно железнодорожной накладной ЭХ 184162 полувагон N 54710439 прибыл на станцию выгрузки - Надеждинская ДВС 17.01.2020 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 23.01.2020 согласно железнодорожной накладной ЭЧ212333.
Таким образом, общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 7 суток, сверхнормативное время простоя - 5 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 12 500 руб. (2500x5).
Согласно заявке N 21 на предоставление вагонов от 25.11.2019, в которой установлен период подачи вагонов: ноябрь 2019 года, истец в установленный заявкой период предоставил ответчику 1 полувагон: N 61543252.
Простоев по станции погрузки ответчиком допущено не было. Согласно железнодорожной накладной ЭФ518549 полувагон N 61543252 прибыл на станцию выгрузки - Фрязево МСК 07.12.2019 и был оформлен в порожнем состоянии для убытия со станции 12.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭХ106045.
Таким образом, общее время простоя полувагона под выгрузкой составляет 6 суток, сверхнормативное время простоя - 4 суток. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 10 000 руб.(2500x4).
Относительно заявки N 23 от 05.12.2019 на предоставление вагонов с периодом действия - декабрь 2019 год, в которой установлен график подачи полувагонов 05.12.2019 истец отказывается от части исковых требований в общем размере 130 000 руб. за простой вагонов N 64405509, N 64334907 на станции погрузки Ерунаково ЗСБ в период с 09.11.2019 по 07.12.2019, поскольку вагоны на станцию погрузки были поданы истцом ранее запрошенного ответчиком срока.
При этом ответчиком допущены простои вышеуказанных вагонов на станции выгрузки, несмотря на убытие вагонов на станцию выгрузки в запрошенный заявкой срок.
Согласно железнодорожной накладной ЭФ901062 полувагоны N 64405509, N 64334907 прибыли на станцию выгрузки - Белогое-Полоцкое ОКТ 16.12.2019 и были оформлены в порожнем состоянии для убытия со станции 18.12.2019 согласно железнодорожной накладной ЭХ470064.
Общее время простоя полувагонов под выгрузкой составляет 3 суток, сверхнормативное время простоя - 1 сутки. Плата за сверхнормативное время простоя под выгрузкой - 5 000 руб. (2500x1) х 2 вагона.
Кроме того, согласно пункту 2.1.1 заключенного между истцом и ответчиком договора оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 года заказчик (ответчик) обязался направить исполнителю (истцу) заявку не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты перевозки посредством электронной почты или факсимильной связи с обязательным отправлением оригинала заявки почтовой/курьерской связью.
В силу пункта 2.1.2 договора заказчик обязан указать номер заявки ГУ-12, согласованной с перевозчиком, (ОАО РЖД) или в случае невозможности указания номера ГУ-12 в заявке, в суточный срок предоставить номер ГУ-12 исполнителю.
Кроме того, в силу пункта 2.1.3 договора заказчик обязался заблаговременно, но не позднее даты оформления перевозочных документов на отправку порожнего вагона письменно информировать исполнителя о невозможности отгрузки или прекращении перевозок грузов.
Таким образом, в отсутствие переданных ответчиком сведений о грузоотправителе, грузополучателе, железнодорожных станциях, технических характеристиках вагонов и проч., а также в отсутствие оформленной и согласованной в ОАО РЖД грузоотправителем (в данном случае контрагентом ответчика) ГУ-12, железнодорожные вагоны фактически не могли перемещаться по железнодорожным путям общего пользования и не могли быть поданы истцом на соответствующую железнодорожную станцию.
В силу пункта 2.1.9 договора заказчик (ответчик) обязался в соответствии с предоставленной исполнителю (истцу) заявкой осуществить отправку заявленных грузов. Обеспечить правильное, достоверное и полное оформление перевозочных, сопроводительных документов, необходимых для отправления груза, предъявление груза к перевозке, а также выполнить все иные обязательства, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов за свой счет.
Согласно пункту 3 Правил приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 09.12.1999 N 42Ц (зарегистрированы в Минюсте России 16.05.2000 N 2224) основанием для приема груза к перевозке является наличие заявки на перевозку груза с отметкой управления железной дороги о ее принятии и согласие (виза) начальника станции в накладной о назначении дня погрузки.
В силу пункта 4 Правил о предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку работник станции уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии уведомлений о сроках прибытия вагонов на станцию погрузки и готовности к погрузке являются несостоятельными, противоречащими правилам и процедурам, установленным ОАО РЖД.
Ответчик в силу пункта 2.1.11 договора обязался нести полную ответственность за выполнение грузоотправителями и грузополучателями требований действующего законодательства, нормативных и иных документов "РЖД".
При этом договор между сторонами не содержит требований дополнительного уведомления заказчика о дислокации вагонов.
В силу пункта 2.3.3 диспетчерский контроль за продвижением вагонов с предоставлением информации о дислокации вагонов исполнитель осуществляет только по письменному запросу заказчика.
Такие запросы в адрес исполнителя (истца) не поступали, несмотря на это, заказчик (ответчик) уведомлялся истцом о прибытии вагонов.
В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте грузоотправители в установленном порядке уведомлялись о подаче вагонов сотрудниками железнодорожных станций, о чем имеются соответствующие отметки в представленных в дело железнодорожных накладных.
Кроме того, третьим лицом ОАО " РЖД" в отзыве на исковое заявление указано, что факты простоя вагонов на железнодорожных путях станций в спорные периоды подтверждаются данными ГВЦ ОАО "РЖД" о нахождении вагонов, в которых указываются даты отправления и прибытия вагона на станцию по железнодорожным накладным, указанным истцом в расчете платы за сверхнормативный простой вагонов.
При указанных обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика 1 340 668 руб., в том числе основной долг по договору N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 в размере 228 000 руб., неустойка в размере 19 168 руб. за период с 16.12.2019 по 05.03.2020, плата за сверхнормативное время простоя вагонов в размере 1 093 500 руб., судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению. В части взыскания долга в размере 228 000 руб. решение не обжаловано.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что суд не рассмотрел его ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ основанием для отмены решения не имеется.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 "О вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.01.2011 N 11680/10, снижение неустойки судом возможно только в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчик в материалы дела не представил, в связи с чем, оснований для применения статьи 333 ГК РФ в данном случае не имеется.
Довод заявителя о том, что размер заявленного требования по оплате сверхнормативного простоя в размере 1 093 500 руб. не соответствует сводной таблице, приложенной к уточнению, в которой указан размер задолженности в сумме 862 500 руб., в просительной же части истец указал 1 093 500 руб. также отклоняется как необоснованный, из уточнения исковых требований следует уточнение только в части заявленных требований за период с 25.10.2019 по 23.01.2020. Истцом же предъявлена плата за сверхнормативный простой вагонов за несколько периодов, общий размер платы составляет 1 093 500 руб.
Довод ответчика о необоснованном взыскании платы за сверхнормативный простой вагонов в общей сумме 186 000 руб. по УПД N 12-021 от 02.12.2019 в связи с тем, что судом не дана оценка данного требования, не соблюден претензионный порядок по данному требованию, отсутствует правовое обоснование для удовлетворения требования, отклоняется как необоснованный, противоречащий представленным в материалы дела доказательствам
Правовое обоснование удовлетворения исковых требований в сумме 186 000 руб. по УПД N 12-021 от 02.12.2019 содержится на странице обжалуемого решения.
Требование об оплате задолженности по УПД N 12-021 от 02.12.2019 содержится в претензии N 114 от 06.02.2020 года, которая была ответчиком получена, что ответчиком не оспаривается.
Помимо этого, материалами дела подтверждено, что в адрес ответчика посредством электронной почты, а также почтой России направлялись документы по возникшему простою вагонов на сумму 186 000 руб., в том числе расчет превышения суточного пользования вагонами, счет N 12-002 от 02.12.2019, УПД N 12-021 от 02.12.2019. Со стороны ответчика возражения на данные документы не представлялись.
В пункте 6.7 договора оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136'19 от 06.09.2019 стороны пришли к соглашению, что стороны обмениваются документами посредством их отправки почтой не позднее 5 дней со дня их подписания. При этом в целях оперативного взаимодействия сторон, все документы, направляемые сторонами договора друг другу по электронной почте или факсимильной связи, имеют юридическую силу и могут служить основанием для проведения расчетов между сторонами до получения оригиналов этих документов.
Из условий пункта 3.7 договора следует, что в случае несогласия с актом сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) заказчик в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения но факсу/эл.почте акта сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) направляет исполнителю обоснованные возражения по акту (УПД) в письменной форме. В случае отсутствия мотивированных возражений по акту сдачи-приемки оказанных услуг (УПД) услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком, а акт сдачи-приемки оказанных услуг - подписанным.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта 1 статьи 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", адрес постоянно действующего юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщении, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своею представителя.
Таким образом, довод заявителя жалобы о неполучении УПД N 12-021 от 02.12.2019, несоблюдении претензионного порядка по данному требованию, является необоснованным.
Кроме того, согласно пункту 3.1 договора оказания услуг по организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 стоимость услуг по договору определяется и согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях к настоящему договору являющихся его неотъемлемой частью.
Дополнительным соглашением N 4 от 19.11.2019 к договору N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 стороны согласовали условия и стоимость предоставления вагонов по конкретному направлению.
Так в пункте 1 дополнительного соглашения N 4 от 19.11.2019 стороны установили, что стоимость услуг исполнителя за предоставление полувагонов для перевозки груза по маршруту: ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. - Бийск ЗСБ ж.д. - ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. (то есть кольцевые перевозки) составляет 21 000 руб. за один вагон, включающую в себя: среднесуточный оборот одного вагона в груженом состоянии по маршруту ст. Ерунаково ЗСБ ж.д. - Бийск ЗСБ ж.д., в порожнем состоянии по маршруту Бийск ЗСБ ж.д. - ст. Ерунаково ЗСБ ж.д.: составляющий 4 суток пользования вагоном по вышеуказанным направлениям, железнодорожный тариф согласно прейскуранту 10-01 за порожний пробег вагона по маршруту ст. Бийск ЗСБ ж.д. - ст. Ерунаково ЗСБ ж.д.
В пункте 2 дополнительного соглашения N 4 от 19.11.2019 к договору N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 сторонами согласовано, что в случае превышения сроков пользования вагоном, указанных в пункте 1 настоящего дополнительного соглашения заказчик обязан осуществить оплату за пользование вагоном в размере 3100 руб. с учетом НДС за каждые последующие сутки за каждый вагон, при этом неполные сутки считаются полными.
Услуги по предоставлению вагонов по дополнительному соглашению N 4 от 19.11.2019 ответчиком были приняты без каких-либо претензий и замечаний, что подтверждается подписанием со стороны ответчика УПД N 11-072 от 21.11.2019 и оплатой тарифа по нормативному сроку пользования вагонами.
Однако, помимо этого, ответчиком было допущено превышение согласованного сторонами нормативного срока пользования вагонами N 64405533, 64405731, 64405764, 64405822, 64405863, 64406028, 64406036, 64406044, 64406051, 64406077, что подтверждено отметками в железнодорожных накладных.
Действуя разумно и добросовестно, ответчик не мог не осознавать, что принимать в свое пользование вагоны, он мог исключительно в рамках действия договора N ЛИ Г-136-19 от 06.09.2019 и дополнительных соглашений к нему.
Ссылка ответчика на пункт 2.1.7 договора N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019, определяющий срок выгрузки вагона, является несостоятельной, поскольку дополнительным соглашением N 4 от 19.11.2019 к договору N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 стороны согласовали конкретные сроки пользования вагонами, включая время на погрузку и выгрузку вагонов в конкретных условиях (кольцевых перевозках) по установленному маршруту.
Довод заявителя жалобы о несвоевременном предоставлении вагонов и отсутствии у ответчика информации о прибытии вагонов на станции погрузки, приводился в суде первой инстанции, был исследован и обоснованно отклонен.
Согласно пункту 2.1.1 договора заказчик (ответчик) обязался направить исполнителю (истцу) заявку не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты перевозки посредством электронной почты или факсимильной связи с обязательным отправлением оригинала заявки почтовой/курьерской связью.
В силу пункта 2.1.2 договора заказчик обязан указать номер заявки ГУ-12. согласованной с перевозчиком. (ОАО "РЖД") или в случае невозможности указания номера ГУ-12 в заявке, в суточный срок предоставить номер ГУ-12 исполнителю.
Кроме того, в силу пункта 2.1.3 договора заказчик обязался заблаговременно, но не позднее даты оформления перевозочных документов на отправку порожнего вагона письменно информировать исполнителя о невозможности отгрузки или прекращении перевозок грузов.
Таким образом, в отсутствие переданных ответчиком сведений о грузоотправителе, грузополучателе, железнодорожных станциях, технических характеристиках вагонов и проч.. а также в отсутствие оформленной и согласованной в ОАО РЖД грузоотправителем (в данном случае контрагентом ответчика) ГУ-12. железнодорожные вагоны фактически не могли перемещаться по железнодорожным путям общего пользования и не могли быть поданы истцом на соответствующую железнодорожную станцию.
В силу пункта 2.1.9 договора ответчик обязался в соответствии с предоставленной исполнителю (истцу) заявкой осуществить отправку заявленных грузов. Обеспечить правильное, достоверное и полное оформление перевозочных, сопроводительных документов, необходимых для отправления груза, предъявление груза к перевозке, а также выполнить все иные обязательства, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов за свой счет.
Согласно пункту 3 Правил приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 09.12.1999 N 42Ц основанием для приема груза к перевозке является наличие заявки на перевозку груза с отметкой управления железной дороги о ее принятии и согласие (виза) начальника станции в накладной о назначении дня погрузки.
В силу пункта 4 Правил о предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку работник станции уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии уведомлений о сроках прибытия вагонов на станцию погрузки и готовности к погрузке являются несостоятельными, противоречащими правилам и процедурам, установленным ОАО"РЖД".
Ответчик в силу пункта 2.1.11 договора обязался нести полную ответственность за выполнение грузоотправителями и грузополучателями требований действующего законодательства, нормативных и иных документов "РЖД".
При этом договор между сторонами не содержит требований дополнительного уведомления заказчика о дислокации вагонов.
В силу пункта 2.3.3 договора диспетчерский контроль за продвижением вагонов с предоставлением информации о дислокации вагонов исполнитель осуществляет только по письменному запросу заказчика. Такие запросы в адрес исполнителя (истца) не поступали. По устному запросу соответствующие сведения в адрес ответчика направлялись, что подтверждается имеющимся в материалах дела доказательствам (скриншотами электронной почты, уведомлениями).
Кроме того, в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте грузоотправители в установленном порядке уведомлялись о подаче вагонов сотрудниками железнодорожных станций, о чем имеются соответствующие отметки в представленных в дело железнодорожных накладных.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него сведений о времени подачи вагонов под погрузку, явившиеся основанием возникновения простоя вагонов, являются несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Довод ответчика об отсутствии оснований для начисления платы за сверхнормативное время простоя вагона под выгрузкой по мотиву того, что оформление порожних вагонов после выгрузки не зависело от действий ответчика.
Согласно пункту 2.1.6 договора оказания услуг по организации перевозок грузов ЖЛИТ-136/19 от 06.09.2019 заказчик обязался обеспечить погрузку каждого вагона в течение 3 суток с момента прибытия вагона на станцию погрузки до момента его отправления в груженом состоянии на станцию назначения (месту выгрузки). Время нахождения под погрузкой определяется по данным ГВЦ РЖД, предоставляемой исполнителю в электронном виде.
В силу пункта 2.1.7 договора заказчик (ответчик) обязался обеспечить выгрузку каждого вагона в течение двух суток с момента прибытия вагона на станцию выгрузки, до момента его оформления в АС ЭТРАН в порожнем состоянии на станцию назначения (месту погрузки).
Как следует из пункта 4.3 договора за сверхнормативное время простоя вагонов исполнителя под погрузкой (выгрузкой) грузов заказчика, определенное в пункте 2.1.6 2.1.7 договора, заказчик обязан осуществить оплату за пользование вагонами в размере 2500 руб. за каждые последующие сутки за один вагон, при этом неполные сутки считаются полными.
Расчет срока сверхнормативного простоя вагонов произведен с учетом дат прибытия вагонов на станцию выгрузки и дат оформления вагонов после выгрузки, определенных по данным штемпелей ОАО "РЖД" в железнодорожных накладных.
Ответчиком не было представлено доказательств того, что в течение двух суток с момента прибытия вагонов на станцию выгрузки они были выгружены и возвращены во владение истца в порожнем состоянии.
В силу пункта 4.17 договора оказания услуг но организации перевозок грузов N ЛИТ-136/19 от 06.09.2019 сторона, которая привлекла третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств этим лицом как за свои собственные.
Подписывая договор, ответчик принял на себя все обязательства по нему, следовательно, он несет ответственность за действия грузоотправителей и грузополучателей и должен оплатить истцу возникший сверхнормативный простой вагонов.
Согласно представленным истцом универсально-передаточными документами ответчик принял оказанные истцом услуги без замечаний и претензий.
Остальные доводы изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.07.2020 по делу N А55-6775/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6775/2020
Истец: ООО "ЛогосИнвестТранс"
Ответчик: ООО "Гарант"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"