г. Пермь |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А60-9384/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя - ОМС Администрации Полевского городского округа: представитель не явился;
от заинтересованного лица - Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому: Замараева Р.Р., служебное удостоверение, доверенность от 13.01.2020,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 августа 2020 года по делу N А60-9384/2020
по заявлению ОМС Администрации Полевского городского округа (ИНН 6626003560, ОГРН 1026601606635)
к Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ОМС Администрации Полевского городского округа обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому о признании незаконным и отмене предписания от 17.02.2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено предписание Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому от 17.02.2020, на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Полевскому возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, ГИБДД ОМВД России по городу Полевскому обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что оспариваемое предписание выдано в рамках предоставленных полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемых к нему требований, содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, сам факт допущенного нарушения ГОСТа Р 50597-2017 администрацией не оспаривается, техническая невозможность исполнения предписания не доказана.
Участвовавший в судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель по основаниям, изложенным в представленном в суд апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.02.2020 в Администрацию Полевского городского округа поступило предписание ГИБДД ОМВД России по городу Полевскому об устранении нарушений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 52766-2007, выявленных 17.02.2020 в ходе обследования улиц города Полевского.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность в соответствии с проектом организации дорожного движения нанести (обновить) горизонтальную дорожную разметку на проезжей части дороги по адресу: г. Полевской ул. Декабристов от пересечения с ул. Совхозная до ул. П. Морозова,
ул. Ст. Разина от ул. М. Горького до ул. Декабристов.
ОМС Администрации Полевского городского округа, полагая, что вышеуказанное предписание является незаконным и неисполнимым, обратился
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемое предписание незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 температурный режим не позволяет нанести разметку в указанные сроки; к тому же Администрацией ПГО заключен муниципальный контракт на зимнее и летнее содержание автомобильных дорог, которым предусмотрены виды работ которые выполняются в зимний с 15 октября по 14 апреля и летний с 15 апреля по 14 октября, в котором уже заложены мероприятия по нанесению разметки на автомобильных дорогах, в том числе и на вышеуказанных; кроме того, администрацией до настоящего времени не получен акт выявленных недостатков в содержании дорог и дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а стало быть неизвестно какими техническими средствами производились замеры недостатков на участке указанной автодороги.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав в судебном заседании представителя заинтересованного лица, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда, руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 198, ч.4 ст. 200 и ч.3 ст.201 АПК РФ основанием
для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является
наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица,
обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Вопросы местного значения, относящиеся к ведению внутригородского района, перечислены в части 1 статьи 16.2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 -ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Устава Полевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 названного Устава Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обшей компетенции, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области.
Статьей 39 Устава Администрация городского округа наделена полномочиями, которые включают также дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716, федеральный надзор осуществляется, в том числе Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу пункта 1 и абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и пунктом 9.7 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380, сотрудники полиции уполномочены давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения осуществляется федеральный государственный надзор уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ (ч. ч. 1 и 2 ст. 30 названного Федерального закона).
Подобный Федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 осуществляется Министерством внутренних дел России и его территориальными органами.
К числу должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, относятся старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора (п.4 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 N 380).
В силу пункта 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 (далее - Регламент), при надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Пунктом 83 Регламента предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
Согласно пункту 86 Регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.
При выявлении нарушений обязательных требований безопасности лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (пункты 87, 87.1 Регламента).
Следует отметить, что Регламент, в пункте 86 которого предусмотрено оформление при выявлении при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, обязанности его направления ответственному лицу не предусматривает.
В ходе обследования места совершения дорожно-транспортного происшествия установлено, что в нарушение требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" на участке дороги ул. Декабристов от пересечения с ул. Совхозная до ул. П. Морозова и на участке дороги ул. Ст. Разина от ул. М. Горького до ул. Декабристов отсутствует горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная утвержденным проектом организации дорожного движения на территории г. Полевского.
В присутствии 2 свидетелей составлен акт выявленных недостатков, проведена фотофиксация.
Информация о выявленных недостатках указана во врученном предписании. Акт выявленных недостатков направлен ОМС Администрации Полевского городского округа 30.06.2020, что установлено в судебном заседании и истцом не оспаривается.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем по делу не оспаривается ни обязанность по содержанию муниципальных дорог в соответствии с вышеназванными нормами права, ни сам факт выявленного нарушения в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки на данном дорожном участке. Не оспаривая данные обстоятельства, Администрация указывает на неисполнимость срока устранения, на отсутствие конкретных указаний относительно действий, которые необходимо совершить в целях прекращения выявленного нарушения.
В соответствии с п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов, осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2, срок устранения 30 (тридцать) суток.
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 50597-2017 в случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.
Таким образом, сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым с учетом вышеустановленных положений.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя по делу о неисполнимости данного предписания.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на выполнение требований законодательства. Содержащиеся формулировки в предписании являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.
Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым.
Наличие нарушения ГОСТа Р 50597-2017, выразившееся в отсутствии горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной утвержденным проектом организации дорожного движения на территории г. Полевского, подтверждено материалами дела и заявителем не оспорено. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
ГОСТ Р 52290-2004, указанный в решении Арбитражного суда Свердловской области устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на автомобильных дорогах, удинах и дорогах городских н сельских поселений с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Нарушение положений данного ГОСТа не выявлено в ходе проверки.
Доводы Администрации ПГО о заключении муниципального контракта на зимнее и летнее содержание автомобильных дорог, в котором уже заложены мероприятия по нанесению разметки на автомобильных дорогах, не свидетельствует об отсутствии выявленного нарушения и исполнении данных работ на момент проверки.
С учетом установленных обстоятельств, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд находит требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В силу вышеизложенного, у суда не имелось оснований для признания спорного предписания не соответствующим действующему законодательству.
Обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (части 1 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 августа 2020 года по делу N А60-9384/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9384/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ ПОЛЕВСКОМУ
Ответчик: ОСП ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ ПОЛЕВСКОМУ, Отделение госудаоственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому Свердловской области