город Воронеж |
|
8 октября 2020 г. |
Дело N А64-9623/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Кирсанова Юрия Александровича: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2020 по делу N А64-9623/2019 по заявлению Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области (ОГРН 1176820005229, ИНН 6829132169) к Кирсанову Юрию Александровичу (ОГРНИП 304682823300094, ИНН 682800040155) об обязании получить согласие владельца автомобильной дороги на размещение объекта дорожного сервиса (АЗС) на автомобильной дороге Тамбов-Пенза"-Рассказово-Уварово-Мучкапский на км.9+068 (право),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор" (ОГРН 1116829004984, ИНН 6829075190),
УСТАНОВИЛ:
Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об обязании индивидуального предпринимателя Кирсанова Юрия Александровича получить согласие владельца автомобильной дороги на размещение объекта дорожного сервиса (АЗС) на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза"-Рассказово-Уварово-Мучкапский на км. 9+068 (право).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2020 по делу N А64-9623/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области ссылается на неисполнение Кирсановым Ю.А. требования предписания в части получения письменного согласия владельца автомобильной дороги. Делая вывод о том, что Управлением не представлено доказательств принадлежности АЗС, расположенной на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" -Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право) Кирсанову Ю.А., судом не учтено, что фактическое расположение указанной АЗС не соответствует данным, отраженным в выписке из ЕГРН от 20.12.2019 N КУВИ-001/2019-30697789 и свидетельстве о государственной регистрации права от 21.08.2003 N 68 АА 268635. Кроме того, предпринимателем в ходе судебного разбирательства не отрицалось, что проверка проводилась именно в отношении АЗС индивидуального предпринимателя Кирсанова Юрия Александровича. Также в утвержденном Перечне автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Тамбовской области с присвоением идентификационных номеров отсутствует автомобильная дорога Рассказово - Уварово.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Посредством электронного сервиса "Мой арбитр" и через канцелярию суда от Кирсанова Юрия Александровича и Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Посредством электронного сервиса "Мой арбитр" от Кирсанова Юрия Александровича для приобщения к материалам дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Поскольку доказательства направления отзыва на апелляционную жалобу в адрес иных участников процесса в материалы дела не представлены, апелляционная коллегия, руководствуясь ст.ст. 159, 184, 262, 266, 268 АПК РФ отказала в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.11.2018 Управлением на основании приказа от 01.11.2018 N 319 была проведена внеплановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Кирсанова Юрия Александровича, по результатам которой составлен акт от 22.11.2018.
Цель проведения проверки - контроль исполнения выданного предписания от 21.05.2018 N 1 об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предмет проверки - соблюдение при использовании полос отвода и придорожных полос в том числе технических требований и условий по размещению объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, инженерных коммуникаций, подъездов, съездов, примыканий и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, обязательных требований.
Согласно акту от 22.11.2018 в результате проведения проверки объекта дорожного сервиса (АЗС), размещенного на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право) установлено, что у индивидуального предпринимателя Кирсанова Ю.А. отсутствует согласование (технические условия), выданные владельцем автомобильной дороги, предусмотренные частью 1 статьи 22 и частью 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также отсутствуют переходно-скоростные полосы в месте расположения АЗС предусмотренные пунктами 6.38, 6.39 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85.
Предписанием от 22.11.2018 N 2 зафиксировано, что деятельность ИП Кирсанова Ю.А. осуществляется с нарушением требований, установленных законодательством, а именно:
- отсутствует согласование (технические условия), выданные владельцем автомобильной дороги, что нарушает ч.1 статьи 22 и ч. 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- отсутствуют переходно-скоростные полосы в месте расположения АЗС, п.п. 6.38, 6.39 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85
Указанным предписанием ИП Кирсанову Ю.А. предписано устранить допущенные нарушения до 01.04.2019.
03.04.2019 с целью контроля исполнения предписания от 22.11.2018 N 22 Управлением проведена внеплановая документарная проверка ИП Кирсанова Ю.А. в период с 15.04.2019 по 14.05.2019, по результатам которой составлен акт от 14.05.2019.
В ходе проверки Управлением вновь выявлено, что на момент проверки индивидуальным предпринимателем Кирсановым Ю.А. не предоставлены материалы (отчет), подтверждающие выполнение в установленные сроки пункта 1 предписания от 22.11.2018 N 2 по объекту дорожного сервиса (АЗС), находящегося на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право).
Поскольку ИП Кирсановым Ю.А. не исполнено требование предписания от 22.11.2018 N 2 о получении письменного согласия владельца автомобильной дороги (технические условия), Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ИП Кирсанова Ю.А. получить согласие автомобильной дороги на размещение объекта дорожного сервиса АЗС.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что Управлением не представлено доказательств принадлежности АЗС, расположенной на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право) ИП Кирсанову Ю.А. Также, суд области указал, что Управлением в процессе рассмотрения дела не были опровергнуты доводы предпринимателя о том, что при размещении АЗС было получено согласие Управдора на размещение спорного объекта.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Пунктом 1 статьи 13.1 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от 02.08.2012 N 957 предусмотрено, что региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется Управлением автомобильных дорог и транспорта области, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законами области и иными нормативными правовыми актами области в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности (далее - обязательные требования).
Согласно п. 3.1.7 Положения об управлении автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 31.03.2017 N 32 (далее - Положение N 32), Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области как исполнительный орган государственной власти Тамбовской области выполняет, в том числе, функцию осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, при осуществлении надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального значения должностные лица вправе выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Придорожные полосы автомобильных дорог создаются для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90).
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Согласно частям 1, 3, 6 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Закона об автомобильных дорогах к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу данного закона, этот закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В обоснование заявленных требований Управление ссылается на то, что ИП Кирсанов Ю.А. является владельцем объекта дорожного сервиса (АЗС), находящегося на автомобильной дороге "Тамбов - Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км. 9+068 (право), которая является автомобильной дорогой межмуниципального значения идентификационный номер 68 ОП МЗ 68Н-043.
При этом, при размещении объекта дорожного сервиса (АЗС), на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право) у ИП Кирсанова Ю.А. отсутствует - согласование (технические условия), выдаваемые владельцем автомобильной дороги, предусмотренные частью 1 статьи 22 и частью 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом области, спорный объект (АЗС) введен в эксплуатацию в апреле 1995 г., то есть до вступления в силу Закона об автомобильных дорогах.
ИП Кирсановым Ю.А. в качестве доказательств законности размещения АЗС и соблюдения всех необходимых требований были представлены: выкопировка из плана землепользования колхоза "Победа" Рассказовского района для проектирования автозаправочной станции Кирсанову Ю.А. на землях фонда перераспределения района от 04.1995 г., согласованная в том числе с представителем Управтодора; акт государственной приемочной комиссии от 25.05.1995 г., постановление администрации Рассказовского района Тамбовской области об утверждении акта приемки автозаправочной станции в эксплуатацию от 26.05.1995 N 173.
Документами - основаниями для государственной регистрации права собственности на автозаправочную станцию (свидетельство о государственной регистрации права от 29.05.2003 N 68 АА 259057, л.д. 78) явились акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25.05.1995 г (далее - акт от 25.05.1995), утвержденный постановлением главы администрации района от 26.05.1995, реестр N 173.
Из данных документов усматривается, что технические и архитектурные решения по предъявленному к приемке объекту утверждены и охарактеризованы: площадь территории, здание АЗС, резервуары для ГСМ, подъездные пути. Согласование расположения АЗС на земельном участке произведено в том числе с начальником отдела Управтодор - Малютиным Д.И. в апреле 1995 г.
Управлением ни в апелляционной жалобе, ни в суде первой инстанции не приведено убедительных доводов о том, что указанное согласование после вступления в силу Закона об автомобильных дорогах утратило свое значение, равно как и не обосновало обязанность ИП Кирсанова Ю.А. получить данное согласование с владельцем дороги повторно.
Судебная коллегия отмечает, что в процессе рассмотрения дела определением от 09.06.20 обязывал Управление и ТОГКУ "Тамбовавтодор" ознакомиться с представленными ответчиком документами, дать какие -либо пояснения, в том числе с обоснованием обязанности собственника АЗС получить данное согласие после вступления в силу Закона об автомобильных дорогах. Указанное определение суда первой инстанции Управлением исполнено не было.
Также судом области установлено, что согласно представленной выписке из ЕГРН от 20.12.2019 N КУВИ-001/2019- 30697789 (л.д. 38-39) Кирсанову Юрию Александровичу на праве собственности (29.05.2003 N 68-01-19-210-01-06) принадлежит здание автозаправочной станции площадью 33,6 м2, адрес (местонахождение) которого- Тамбовская область, Рассказовский район, на 6 км автодороги Рассказово-Уварово.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.08.2003 N 68 АА 268635 Кирсанову Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 м2, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, кадастровый (или условный) номер - 68:15:20 08 001:0002, адрес (местоположение) объекта - Тамбовская область, Рассказовский район, 6 км автодороги "Рассказово-Уварово".
Таким образом, из представленных предпринимателем доказательств следует, что ИП Кирсановым Ю.А. размещена АЗС по адресу: Тамбовская область, Рассказовский район, 6 км автодороги "Рассказово-Уварово".
Вместе с тем, требование об обязании Кирсанова Юрия Александровича получить согласие владельца автомобильной дороги на размещение объекта дорожного сервиса (АЗС) предъявлено применительно к объекту АЗС, расположенного на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза"- Рассказово-Уварово-Мучкапский на км.9+068 (право).
Кроме того, место проведения проверки 22.11.2018: Тамбовская область, Рассказовский район, автомобильной дороге "Тамбов-Пенза"-Рассказово-Уварово-Мучкапский на км.9+068 (право).
Указанное расположение АЗС не соответствует расположению спорного объекта (АЗС) согласно правоустанавливающим документам.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявителем не представлено доказательств принадлежности АЗС, расположенной на автомобильной дороге "Тамбов-Пенза" - Рассказово-Уварово-Мучкапский на км 9+068 (право) Кирсанову Ю.А.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нахождение АЗС, принадлежащей ИП Кирсанову, в выписке из ЕГРН от 20.12.2019 N КУВИ-001/2019-30697789 и свидетельстве о государственной регистрации права от 21.08.2003 N 68 АА 268635 не соответствует фактическому расположению указанной АЗС, а также, что в перечне автомобильных дорог отсутствует автомобильная дорога Рассказово - Уварове, апелляционным судом не принимаются, как не подтвержденные материалами дела.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что проверка в отношении владельца АЗС проводилась документарная, в отсутствии ИП Кирсанова Ю.А., его уполномоченного представителя, что следует из акта проверки от 14.05.2019, в связи с чем Управление не могло установить по документам фактическое расположение АЗС.
Согласно ч. 2 ст. ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.6 административного регламента исполнения государственной функции "осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тамбовской области", утвержденного Приказом управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области от 28.09.2017 N 164 (далее - регламент) предусмотрено, что должностные лица Управления при проведении проверки имеют право принять меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 1.7 регламента должностные лица Управления при проведении проверки обязаны принять меры, в том числе, по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Согласно п. 3.1.13 Положения N 32 Управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Доказательств привлечения к административной ответственности ИП Кирсанова Ю.А. в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2020 по делу N А64-9623/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9623/2019
Истец: Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области
Ответчик: Кирсанов Юрий Александрович
Третье лицо: ТОГКУ "Тамбовавтодор", 19 Арбитражный апелляционный суд