г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-141968/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Компании Международного бизнеса "Англофорд ЛТД."
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-141968/23,
по заявлению Компании Международного бизнеса "Англофорд ЛТД." (ОГРН: 1177746924960, ИНН: 7700129210)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Романьков И.П. по доверенности от 16.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 25.04.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Компания международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД." (заявитель, компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) об оспаривании отказа от 13.06.2023 N КУВД-001/2023-7625276/4 и обязании Управление устранить нарушенные права заявителя.
Решением от 31.10.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Компания международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД," является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Каланчёвский тупик, д. 9, стр. 2 и имеющего кадастровый номер 77:01:0003040:1095.
Право собственности на вышеуказанное административное здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 апреля 2011 г. серия 77АМ N 834010, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Площадь здания, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права и выписке из Единого государственного реестра недвижимости, составляет 498,4 кв.м.
В мае 2019 г. Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Компании международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД." в котором просили суд:
- признать самовольной постройкой пристройку (цокольный этаж, комн. 1,2,3,4,16,17,19,20,21, а также комнаты в помещении В) общей площадью 211 кв.м;
- обязать Компанию международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД." привести здание, расположенное по адресу: г. Москва, Каланчевский тупик, д. 9, стр. 2 в первоначальное состояние путем сноса пристройки общей площадью 211 кв.м.;
- признать зарегистрированное право собственности Компании международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД." на здание с кадастровым номером 77:01:0003040:1095, расположенное по адресу: г. Москва, Каланчевский тупик, д. 9, стр. 2 отсутствующим;
- обязать Компанию международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД" освободить земельный участок по адресу: г. Москва, Каланчевский тупик, д. 9, стр. 2 от пристройки (цокольный этаж, комн. 1,2,3,4,16,17,19,20,21, а также комнаты в помещении В общей площадью 211 кв.м.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2021 г. по делу N А40-123763/19-135-1083 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2021 г. вышеуказанное решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
С целью приведения сведений о площади здания в соответствие с требованиями, утвержденными Приказом Росреестра от 23 октября 2020 г. N П/0393, Компания международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД" заказала в ООО "Гильдия инженеров" изготовление реального технического плана здания.
Технический план в окончательном виде, с учетом замечаний Росреестра, был изготовлен 04 августа 2022 г.
Согласно, данных технического плана от 04 августа 2022 г. общая площадь здания составила 679,9 кв. м, в том числе: подвал - 9,4 кв.м; цокольный этаж - 368,6 кв.м; -1-й этаж - 178,3 кв.м; мансарда - 123.6 кв.м.
Увеличение площади здания по адресу: Каланчёвский тупик, д. 9, стр.2 произошло в результате включения подвала площадью 9,4 кв.м,, террасы площадью 55,5 кв.м,, которые ранее не учитывались, а также с учетом произведенной истом перепланировки и измерения кадастровым инженером площади здания в соответствии с требованиями Приказа Росреестра от 23 октября 2020 г. N П/0393.
28 февраля 2023 г. Компания международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД" обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, представив регистрирующему органу технический план здания.
13 июня 2023 года истцом было получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2023-7625276/4.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, компания обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Компанией международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД." требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Росреестрра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
Из материалов дела усматривается, что представленный компанией в Управление технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (Требования).
Так, согласно актуальным сведениям ЕГРН объект недвижимости с к.н. 77:01:0003040:1095 имеет следующие характеристики: Дата присвоения кадастрового номера: 22.05.2012; Ранее присвоенный государственный учетный номер: Инвентарный номер 45:286:002:000172050 09.03.2011 Московский городской филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"; Условный номер 26222; Адрес: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, тупик Каланчевский, дом 9, строение 2; Площадь: 498.4; Назначение: Нежилое Наименование: Здание; Количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1; Материал наружных стен: Кирпичные; Год ввода в эксплуатацию по завершении строительства: 1917; Статус записи об объекте недвижимости: Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Заявителем на государственный кадастровый учет был представлен Технический план здания подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении и площади здания с кадастровым номером: 77:01:0003040:1095, в том числе в связи с исправлением ошибки.
При проведении правовой сравнительного анализа сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (экспликация и поэтажные планы, подготовленные по состоянию на 09.03.2011 г.) и сведений, содержащихся в представленном техническом плане выявлено изменение конфигурации объекта недвижимости, а также изменения в части этажности, по сведениям ЕГРН в состав здания входят 3 этажа: цокольный этаж, 1-й этаж, 2-й этаж (мансарда), при этом в техническом плане содержатся поэтажные планы в отношении четырех этажей: цокольный этаж, 1-й этаж, мансарда, подвал.
В разделе "Заключение кадастрового инженере" указывается, что "Согласно сведениям ЕГРН (Выписка из ЕГРН N КУВИ-999/2021-1107757 от 16.11.2021), характеристика "Количество этажей, в том числе подземных этажей" указано как "3, в том числе подземных 1". Однако, согласно данных Технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях по определению местоположения нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003040:1095 по отношению к земельному участку с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, расположенному по адресу: г. Москва, Каланчёвский туп., вл.9, стр.2 здание имеет подвал, цокольный этаж, 1 этаж и мансардный этаж. Таким образом, данным техническим планом исправляется ошибка в указании количества этажей. В этой связи раздел "Характеристики объекта недвижимости", содержит сведения о количестве этажей: 4 этажей, в том числе 1 подземный".
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон о кадастре) до 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
До 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялась (ч. 2 ст. 44 Закона о кадастре).
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Закона о кадастре.
Технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществленный до вступления в силу Закона о кадастре (до 1 января 2008 года) и в переходный период, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются учтенными в соответствии с Законом о кадастре, так называемые ранее учтенные объекты недвижимости (пункт 1 статьи 45 Закона о кадастре). Аналогично те объекты, которые не прошли государственный технический учет, но права собственности, на которые зарегистрированы в ЕГРП по правилам Закона о регистрации, не прекращены и которым присвоен условный номер, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (органы БТИ) обязаны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ранее учтенных объектов недвижимости).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 45 Закона о кадстре). Порядок и сроки включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы ГКН такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
С окончанием переходного периода (01.01.2013) государственный технический учет объектов недвижимости на территории РФ органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется.
Сведения об объекте недвижимого имущества внесены на основании технической документации, подготовленной ФГУП "Ростехинвентаризация". Дата составления технической документации 09.03.2011.
Согласно технической документации объект представляет собой здание площадью 494,4 кв.м., количество этажей - 2, количество подземных этажей -1, год завершения строительства - 1917 г., этажность: цокольный, 1-й этаж, 2-й этаж.
Сведения об объекте внесены в кадастр недвижимости как о ранее учтенном 22.05.2012 в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1, переданы из ЕГРП.
Кадастровый инженер указывает на наличие ошибки в площади.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 61 Закона о недвижимости техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 61 Закона о недвижимости).
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о недвижимости реестровая ошибка -это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в представленных в орган регистрации документах, лицами, изготавливавшими эти документы.
Таким образом, воспроизведенная в ЕГРН, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из существа законодательно закрепленных на сегодняшний день в Законе о недвижимости определений технической и реестровой ошибок, следует, что регистрирующий орган может быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика только в случае совершения им технической ошибки, но никак не реестровой, так как реестровая ошибка, если и имеет место, то возникает она по вине лиц, изготавливающих документы, которые поступают в регистрирующий орган.
В кадастр недвижимости ЕГРН сведения о Здании внесены в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в объеме, переданном органом технической инвентаризации в составе информационного ресурса в электронном виде по состоянию на дату технической инвентаризации.
Согласно п. 39 раздела VI порядка сведения об объекте технического учета, содержащиеся в копии технического паспорта, включаются в раздел ГКН - Реестр объектов недвижимости с учетом состава сведений, установленного ст. 7 Закона о кадастре.
Учитывая изложенное, как верно указал суд первой инстанции, сведения в отношении объектов недвижимости внесены в ЕГРН в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством, действующим на момент внесения сведений и соответственно, ошибка, содержащиеся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, отсутствует.
Следовательно, постановку на государственный кадастровый учет рассматриваемых объектов недвижимости Управление не осуществляло, а сведения о них были переданы в электронном виде из органа технического учета и технической инвентаризации в имеющихся у них объеме.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки на решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-123763/2019.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества города Москвы (Департамент), Правительство Москвы (Правительство), обращались в Арбитражный суд города Москвы с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Компании международного бизнеса "Англофорд ЛТД" о признании самовольной постройкой пристройки (цокольный этаж, ком. 1,2,3,4,16,17,19,20,21, а также комната в помещении В согласно схеме 3 на стр. 13 исследовательской части экспертного заключения от 29.01.2021 N 3080/19-3-20) общей площадью 211 кв. м по адресу: г. Москва, Каланчевский туп., д. 9 стр. 2; об обязании Компании международного бизнеса "Англофорд ЛТД" привести здание, расположенное по адресу: г. Москва, Каланчевский туп., д. 9 стр. 2 в первоначальное состояние в соответствии с технической документацией БТИ на здание по состоянию на 07.04.1997 путем сноса пристройки (цокольный этаж, ком. 1,2,3,4,16,17,19,20,21, а также комната в помещении В согласно схеме 3 на стр. 13 исследовательской части экспертного заключения от 29.01.2021 N 3080/19-3-20) общей площадью 211 кв. м.
Судебным актом установлены следующие обстоятельства: "Истцы утверждают, что сведений о наличии разрешений на строительство (реконструкцию) объекта, а также выделении земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта отсутствуют, решения уполномоченного органа власти об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, а в период строительства / реконструкции не принималось. Однако, Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы N 4385-01ДЗР "О предоставлении Компании международного бизнеса "АНГЛОФОРД 7 ЛТД." в аренду земельного участка по адресу: г. Москва, Каланчевский туп., вл. 9, стр. 2 (ЦАО) было вынесено 12.09.2012 г. и в соответствии с ним было решено: - образовать земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:4788 из земель, находящихся в государственной собственности; - предоставить в аренду Компании международного бизнеса "АНГЛОФОРД ЛТД.", являющейся собственником объекта недвижимого имущества общей площадью 498, 4 кв.м. по адресу: г. Москва, Каланчёвский туп., д. 9, стр. 2 (выписка из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 августа 2012 г. N 11/055/2012-272; запись в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 июля 2003 г. N 77-01/01- 664/2003 31), земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, площадью 798 кв. м по адресу: г. Москва, Каланчёвский тупик, вл.9, стр. 2 в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для эксплуатации здания под административные цели сроком до 27 августа 2061 года. Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, дата присвоения кадастрового номера: 13.08.2012 г. Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы образовал арендуемый участок только в 2012 году, когда площадь здания уже составляла 498, 4 кв.м. Департамент земельных ресурсов города Москвы при заключении договора аренды знал об оспариваемой площади здания, указав в тексте распоряжения площадь 498, 4 кв.м".
Таким образом, данным судебным актом отказано Департаменту и Правительству в связи с пропуском срока.
В деле о признании объекта самовольной постройкой исследовались обстоятельства признания пристройки (цокольный этаж, ком. 1,2,3,4,16,17,19,20,21, а также комната в помещении В в составе здания площадью 498,4 кв.м.
При этом, заявитель намерен увеличить площадь объекта с 498,4 кв.м. на 679.9 кв.м. без обоснования и представления обосновывающей документации.
При таких обстоятельствах, Управление правомерно указало что статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию либо иные документы, подтверждающие правомерность проведенных работ не представлены.
Кроме того, в составе Технического плана представлено Архитектурно-градостроительное решение - реконструкция нежилого здания. Из данного документа следует, что в объекте были проведены реконструктивные работы.
Согласно абз. 2 п. 30 Требований в графе 6 "Иные сведения" таблицы "Перечень документов, использованных при подготовке технического плана:" раздела "Исходные данные" указываются сведения о включении соответствующего документа (копии такого документа) в Приложение в форме электронного образа бумажного документа (копии документа) или в виде электронного документа путем указания наименования файла. В соответствии с письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.06.2022 г. N 14-5399-ТГ/22 до ввода в действие новой XML-схемы технический план представляется в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих (размещенных в настоящее время на официальном сайте Росреестра) XML-схем. Сведения, предусмотренные формами и требованиями (составами сведений), утвержденными вышеуказанным приказом, но отсутствующие в соответствующих элементах, размещенных на официальном сайте Росреестра (действующих в настоящее время) XML-схем, кадастровым инженерам следует указывать в разделе "Заключение кадастрового инженера". Между тем, в разделе "Заключение кадастрового инженера" не указано наименование файла документов, использованных для подготовки технического плана. Данные обстоятельства в настоящее время препятствуют проведению государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости.
Представленный для кадастрового учета изменений объект не относится к перечню объектов, в отношении которых не требуется разработка проектной документации, получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в связи с его реконструкцией.
Таким образом, технический план в рассматриваемом случае должен быть подготовлен на основании вышеуказанных документов.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, указано, что при отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным (п. 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-141968/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141968/2023
Истец: КОМПАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА "АНГЛОФОРД ЛТД."
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ