г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А56-2883/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Силантьев К.Ю. по доверенности от 11.06.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21704/2020) индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Александровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2020 по делу N А56-2883/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Александровны
к Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Васильева Наталья Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - Комитет), оформленного письмом от 28.10.2019 N 01-13-3593/19-0-0, об отказе в предоставлении субсидии, и возложении обязанности на Комитет предоставить Предпринимателю субсидию в размере 700 000 на основании заявления от 06.08.2019 и приложенных к нему документов и предъявленных затрат в соответствии со специальной программой "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности", утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 26.10.2015 N 4604-р (далее - Программа).
Решением суда от 24.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель направил апелляционную жалобу, в которой просит удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что отдельно представленными и оплачиваемыми арендатором коммунальными услугами по договору являются только услуги энергоснабжения, услуги отопления и водоснабжения не отдельно предоставляемыми и оплачиваемыми арендатором коммунальными услугами.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель представила в Комитет заявление и документы на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии с Программой.
В составе документов представлен договор субаренды недвижимого имущества (далее - объект) от 15.02.2016 N 16-16, заключенный между Предпринимателем - субарендатором и Обществом с ограниченной ответственностью "МИР" - субарендодателем.
Согласно пункту 3.1.2 договора субаренды субарендодатель (ООО "МИР") обязуется обеспечить электро-, тепло-, водоснабжение объекта в течение срока действия договора.
Пунктом 3.3.5 договора субаренды на субарендатора (Предпринимателя) возложена обязанность по содержанию объекта, инженерных, электрических, слаботочных сетей, сетей водоснабжения, канализации, системы отопления и другого оборудования на объекте в исправном состоянии, не допускать ухудшение состояния Объекта в результате своей деятельности.
В соответствии с пунктами 4.3 и 4.4 договора субаренды арендная плата устанавливается расчетным путем, состоит из постоянной и переменной частей и включает в себя плату за аренду Объекта, плату за предоставленные коммунальные услуги (электричество, водоснабжение, отопление), за услуги по обслуживанию объекта.
Согласно установленному расчету ежемесячной арендной платы, являющемуся приложением N 2 к договору субаренды, в расчет переменной части арендной платы входит потребленная электрическая энергия, определяемая на основании показаний отдельного счетчика, установленного на объекте.
Комитет рассмотрел заявление и документы Предпринимателя и посчитал, что представленные к возмещению затраты не соответствуют пункту 6 Перечня затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельного объема их возмещения, являющегося приложением к Порядку предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Перечень затрат) в части включения в размер затрат, представляемых к возмещению, коммунальных услуг.
Комитет письмом от 28.10.2019 N 01-13-3593/19-0-0 сообщил об отказе (решение конкурсной комиссии от 15.10.2019 N 8) Предпринимателю в предоставлении субсидии.
Не согласившись с решением Комитета, оформленного письмом от 28.10.2019 N 01-13-3593/19-0-0, Предприниматель оспорила его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Комитета, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе, финансовую, поддержку.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Согласно пункту 3 части 1, части 2, пункту 2 части 5 статьи 14 ФЗ N 209-ФЗ основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является, в том числе, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, к участию в указанных программах (подпрограммах).
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не выполнены условия оказания поддержки.
Порядок предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210.
В целях реализации указанного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210 Комитетом издано распоряжение от 16.04.2019 N 1752-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 210" (далее - Распоряжение).
Предпринимателем в Комитет подано заявление и документы для участия в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии со специальной программой "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности", утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - КРППР) от 26.10.2015 N 4604-р (далее - Специальная программа), зарегистрированное в журнале приема заявлений и документов 06.08.2019 за N268.
Согласно пункту 1 Специальной программы она определяет механизм предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности, путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату арендной платы, за исключением оплаты коммунальных услуг, по договору (договорам) аренды (субаренды) объектов нежилого фонда, находящихся на территории Санкт-Петербурга, непосредственно используемых указанными субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления производства, испытаний и хранения (складирования) товаров собственного производства, а также для реализации и хранения (складирования) товаров собственного производства, за исключением объектов нежилого фонда, сдаваемых указанными субъектами малого и среднего предпринимательства в субаренду.
Пунктом 6 Перечня затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, предельного объема их возмещения, являющегося приложением к Порядку (далее - Перечень затрат), также определены затраты, подлежащие возмещению за счет субсидий в рамках специальной программы: затраты на уплату арендной платы (за исключением оплаты коммунальных услуг) по договору (договорам) аренды (субаренды) зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и их частей (далее - объекты нежилого фонда), находящихся на территории Санкт-Петербурга, непосредственно используемых субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления производства, испытаний и хранения (складирования) товаров собственного производства, а также для реализации и хранения (складирования) товаров собственного производства, за исключением объектов нежилого фонда, сдаваемых указанными субъектами малого и среднего предпринимательства в субаренду.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в составе документов, являющихся приложением к заявлению Предпринимателя на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий, представлен договор субаренды от 15.02.2016 N 16-16, в соответствии с пунктами 4.3, 4.4 которого арендная плата устанавливается расчетным путем в соответствии с приложением N 2 к договору субаренды и состоит из двух частей: постоянной части арендной платы (ПО) и переменной части арендной платы (ПК). Арендная плата включает в себя плату за аренду объекта, плату за предоставленные коммунальные услуги (электричество, водоснабжение, отопление), за услуги по обслуживанию объекта (в соответствии с пунктом 3.1.8 договора субаренды).
Согласно расчетам ежемесячной арендной платы за объект (приложение N 2 к договору субаренды в редакциях от 15.02.2016, 01.03.2017 и 01.04.2018) переменная часть арендной платы (ПК) определяется как сумма на покрытие эксплуатационных затрат субарендодателя и зависит от потребленной субарендатором электрической энергии, определяемой на основании показаний отдельного счетчика, установленного на объекте, и тарифа за электроэнергию, рассчитанного на основании общих эксплуатационных затрат на электроснабжение здания и потребленной зданием электрической энергии, определяемой на основании показаний узла учета.
Оплата услуг по тепло- и водоснабжению в состав переменной части арендной платы (ПК) сторонами договора субаренды не включена, следовательно, принимая во внимание наличие обязательства субарендодателя по обеспечению тепло- и водоснабжения объекта (пункт 3.1.2 договора субаренды), оплата указанных услуг включена сторонами в состав постоянной части арендной платы (ПО). Кроме того, отсутствие детализации стоимости указанных коммунальных услуг в составе переменной части арендной платы (ПК) свидетельствует об отсутствии отдельных приборов учета потребления указанных ресурсов на указанном объекте.
Формирование арендной платы таким образом в полной мере соответствует принципу свободы договора, поскольку в силу частей 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, при рассмотрении в соответствии с требованиями Порядка и Распоряжения представленных ИП Васильевой Н.А. заявления и документов для участия в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии со специальной программой Комитет был лишен возможности осуществить проверку расчета размера субсидий, произведенного ИП Васильевой Н.А., и установить их соответствие пункту 6 Перечня затрат (ввиду включения в размер затрат, представленных к возмещению, стоимости коммунальных услуг).
Изложенное послужило основанием для принятия Комитетом законного и обоснованного решения об отказе ИП Васильевой Н.А в предоставлении в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии со Специальной программой.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта упомянутым нормам, оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июня 2020 года по делу N А56-2883/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Александровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2883/2020
Истец: ИП Васильева Наталья Александровна
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА