г. Самара |
|
09 октября 2020 г. |
дело N А55-24111/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ягудиным Р.У.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Рубин" - Тукмаков Е.И., доверенность от 01.01.2020, диплом N 23449,
от обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Шмалько Ю.А., доверенность N 243 от 08.11.2019, диплом N 05468 от 06.07.2010,
от третьего лица представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июля 2020 года по делу N А55-24111/2019 (судья Бунеев Д.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Рубин" (ОГРН 1046300689093, ИНН 6317053443) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) о понуждении заключить договор,
третье лицо: администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ответчик) о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, предложенных истцом (исх. N ИС-735 от 21.06.2019, рег. вх. N 11363/РО от 24.06.2019), в соответствии с представленным истцом суду проектом договора с учетом следующих изменений и дополнений:
изменить ранее предложенное истцом (исх. N ИС-735 от 21.06.2019, peг. вх. N 11363/РО от 24.06.2019) условие проекта договора об объеме принимаемых твердых коммунальных отходов, а именно: в столбце 2 "Объем принимаемых ТКО" таблицы 1 "Объем и место накопления твердых коммунальных отходов", содержащейся в приложении N 1, слова: "5,5 куб.м. в день" заменить словами: "2,2 куб.м. в день";
определить и дополнить проект договора (дополнить абзацем 2 пункт 19) условием о неустойке следующего содержания: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств по приему ТКО потребитель вправе потребовать от регионального оператора уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от стоимости неисполненного должным образом обязательства за каждый день просрочки ";
изменить ранее предложенное истцом (исх. N ИС-735 от 21.06.2019, peг вх. N 11363/РО от 24.06.2019) условие проекта договора о сроке действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: в пункте 23 слова "по 31.12.2019 года включительно" заменить словами: "до 01.01.2028 года включительно".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара
Решением от 17.07.2020 требования истца о понуждении ответчика заключить договор N ТКО-6 037 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 оставлены без удовлетворения.
Суд урегулировал возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: договор принят в редакции ООО "ЭкоСтройРесурс", направленной в адрес общества с ограниченной ответственностью "Рубин" за номером ТКО-6 037.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельства дела, неполное выяснение обстоятельств дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с принятием судом договора в редакции ответчика.
Заявитель указал, что отказав истцу в иске о понуждении ответчика заключить договор, суд не решил вопросы, разрешаемые при принятии решения в этой части требований, не указал мотивы принятия такого решения, а также не указал фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Вывод суда о том, что предлагаемый расчет, который базируется на нормативе накопления твердых коммунальных отходов на квадратный метр площади помещений истца, является единственно возможным в данных условиях, является необоснованным.
Также необоснован вывод суда о том, что контейнерная площадка истца не соответствует требованиям нормативных актов по обращению с ТКО, регулирующих организацию контейнерных площадок.
В материалах дела имеются доказательства соблюдения истцом предусмотренного порядка создания истцом места (площадки) накопления ТКО и внесения уполномоченным органом сведений о ней в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара.
При этом истец полностью исполнил свои обязанности, предусмотренные Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
Суд не применил пункт 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), пункты 1-2, 4-5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления".
Суд нарушил нормы процессуального права, отказав в ходатайстве об истребовании доказательств, а именно договоров, заключенных ответчиком, содержащих условие коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Кроме того, представитель истца завил устное ходатайство о приобщении к материалам дела документов в качестве дополнительных доказательств.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения указанного ходатайства.
Ознакомившись с представленными документами, суд апелляционной инстанции установил, что представленные истцом акты о нарушении обязательства по вывозу твердых коммунальных отходов, письмо от 07.09.2020 исх. N -1009 направленное истцом в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области датированы после принятия обжалуемого решения, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ не принимаются и не исследуются. Договоры заключенные ответчиком с другими лицами к настоящему спору отношения не имеют, в связи с чем? также возвращаются заявителю, кроме того, истец не обосновал уважительность причин не предоставления указанных документов в суде первой инстанции.
Представитель ответчика отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель истца возражал против рассмотрения дела в отсутствии представителя третьего лица.
Суд совещаясь на месте определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица в связи с его надлежащим извещением и отсутствием препятствий для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, возражениями истца на отзыв ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец, являющийся собственником торгово-офисного и развлекательного центра "Вива Лэнд", расположенного по адресу: г.Самара, проспект Кирова, д.147, направил ответчику, являющемуся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области в соответствии с заключенным им с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашением от 01.11.2018, заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик направил в адрес истца проект договора N ТКО-6 037, с условиями которого истец не согласился и направил ответчику мотивированный отказ от его подписания, а также свой вариант проекта договора, однако к соглашению по спорным условиям стороны не пришли, в результате чего истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с этим кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, что имеет место в данном случае.
Пунктом 8 (15) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрены правовые последствия, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, то есть стороны, не посчитали необходимым принять соответствующие меры, в частности - обращение в суд для разрешения разногласий.
Принимая решение об урегулировании разногласий сторон при заключении спорного договора, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471 признано утратившими силу постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" с внесенными в него изменениями и утвержден новый Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, которым (как и ранее действующим Порядком) предусмотрено поэтапное внедрение раздельного накопления ТКО, которое является обязательным условием применения пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" о возможности использовать коммерческий учет твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 15.1 нового Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области обязательным условием раздельного накопления ТКО на территории Самарской области является определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству указанных мест, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039. Однако эти условия в данном случае отсутствуют, поскольку на территории Самарской области не определены органами местного самоуправления места (площадки) накопления ТКО для раздельного накопления и схемы их размещения, не проведены мероприятия по обустройству указанных мест, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Кроме того, как следует из материалов дела, контейнерная площадка истца, которую он организовал на своей территории, не включена в территориальную схему размещения площадок для общего накопления ТКО (которая утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228), и не соответствует требованиям нормативных актов по обращению с ТКО, регулирующих организацию контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Частью 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом, территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами").
Изменения в действующую территориальную схему внесены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в соответствии с которым места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Начиная с 01.01.2020 действует СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, согласно пункту 2.4 которого количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КТО.
Все места накопления ТКО Самарской области, включенные в территориальную схему отражены в приложении N 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019. Контейнерная площадка, принадлежащая истцу, в указанном приложении не значится, в территориальную схему не включена. Документы, подтверждающие согласование расположения принадлежащих истцу мест накопления ТКО с Роспотребнадзором, в материалах дела отсутствуют.
Суд правильно указал, что согласование этих мест с местной администрацией (Кировского внутригородского района городского округа Самара) не может заменить согласование с уполномоченным государственным органом (Роспотребнадзор).
С учетом этого показания свидетеля (бывшего работника ответчика) о предварительном согласовании руководством ответчика для истца учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, судом первой инстанции обоснованно не признан надлежащим доказательством по делу, поскольку в отсутствие реализованной процедуры раздельного накопления ТКО, такое согласование, даже если оно имело место, не имеет никакого правового значения, поскольку выходит за пределы компетенции ответчика.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, расчеты с собственниками ТКО осуществляются в соответствии с п/п "а" пункта 5 указанных Правил, который предусматривает коммерческий учет расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом коммерческий учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО может быть применен при осуществлении раздельного накопления ТКО (пункт 8 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов").
Так, в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного сбора ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ГКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В отношении иных лиц коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области до настоящего времени не реализован; территориальная схема по обращению с отходами на территории Самарской области, утвержденная приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО.
На основании изложенного довод истца о возможности применения коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
При таких обстоятельствах, предлагаемый ответчиком расчет, который базируется на нормативе накопления твердых коммунальных отходов на квадратный метр, и площади помещений истца, суд первой инстанции правомерно признал единственно возможным в данных условиях.
Предлагаемое истцом дополнение договора условием о неустойке в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от стоимости неисполненного должным образом обязательства за каждый день просрочки судом также обоснованно отклонен,, поскольку обязательства ответчика по спорному договору неденежные ( прием ТКО, транспортировка, обработка, обезвреживание и захоронение), поэтому выделить из них стоимость только приема ТКО невозможно, а, следовательно, невозможно рассчитать 1/130 ставки от этой стоимости.
Условие о сроке действия договора суд первой инстанции признал соответствующим пункту 12.1 соглашения ответчика с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в связи с чем принято в редакции ответчика.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в результате чего не достигнута цель обращения истца в суд, а именно, не выполнено требование гражданского законодательства о заключении переданного на рассмотрение суда договора в обязательном порядке в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ сводится к несогласию истца выводом суда об отсутствии оснований о понуждении ответчика заключить договор N ТКО-6-037 с твердыми бытовыми отходами от 01.07.2019 в редакции истца.
Указанный довод не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены также правильно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом к ТКО относятся, в числе прочих, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 5 постановления Правительства РФ N 1156, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.
Договор оказания услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является публичным.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу подпункта "в" пункта 8(1) постановления Правительства РФ N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 8(15) Постановления Правительства РФ N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 "Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов" утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее -Перечень N 810).
В соответствии с пунктом 118 Перечня N 810 компонентный состав отходов - "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", который образован "в результате жизнедеятельности персонала предприятий в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке бытовых и офисных помещений предприятия", исходя из среднестатистических значений, содержит бумага, картон - 40 - 50%, полимерные материалы - 25 - 30%, также может содержать: металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резину, песок, воду, древесину.
Следовательно, при осуществлении торгово-развлекательной деятельности ТРЦ "Вива Лэнд", а также в результате жизнедеятельности персонала в офисных помещениях указанного объекта недвижимости, а также при санитарной уборке бытовых и офисных помещений образуются ТКО.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Довод заявителя жалобы о том, что суд не урегулировал разногласия сторон об объеме принимаемых твердых бытовых коммунальных отходов также отклоняется как необоснованный.
На основании статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Правительством РФ.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), собственниками ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Из анализа указанных норм следует, что потребителями-собственниками ТКО коммерческий учет массы и объема ТКО может осуществляться способами, указанными в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505, а именно исходя из нормативов накопления, установленных органами исполнительной власти РФ или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 505 коммерческий учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО может быть применен при осуществлении раздельного накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471 в соответствии с которым раздельное накопление ТКО осуществляется потребителями путем разделения ТКО по отдельным видам отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры.
Организация раздельного накопления ТКО на территории Самарской области осуществляется с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, в том числе отходов электронного оборудования: отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (далее - сухие перерабатываемые отходы); прочих отходов.
На местах (площадках) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО размещаются контейнер (контейнеры) для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов.
Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующих контейнерах. При этом текстовое и (или) графическое обозначение о видах ТКО на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления сухих перерабатываемых отходов, должно быть выполнено с применением зеленой цветовой индикации, а на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления прочих отходов, - с применением желтой цветовой индикации.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Самарской области N 471 раздельное накопление ТКО на территории Самарской области внедряется поэтапно с обеспечением следующих условий: определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Истцом не представлено доказательств определения органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО на территории ТРЦ "Вива Лэнд".
Порядок включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему установлен Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.
Включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
При этом в статье 6 Закона N 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Однако, в настоящее время на федеральном уровне законодательно не утвержден СанПиН, регламентирующий порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта РФ раздельного накопления. Также, до настоящего времени не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также не утверждена методика складирования отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.
Следовательно, порядок раздельного накопления ТКО на территории Самарской области не может быть реализован, поскольку: не определены правовые нормы, регламентирующие реализацию метода раздельного накопления ТКО, компетентными органами не приняты соответствующие дифференцированные тарифы и нормативы по раздельному накоплению ТКО, территориальная схема обращения с ТКО Самарской области не содержит сведений о местах накопления и пунктах приема раздельно накопленных ТКО.
При таких обстоятельствах в силу прямого указания Федерального законодательства (пункты 5, 8 Правил N 505), регламентирующего коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчет платы в отношении потребителей, в отсутствие налаженного раздельного накопления ТКО, возможен только исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию указанного реестра предусмотрен постановлением Правительства РФ N 1039.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В целях оценки заявки на включение контейнерной площадки в территориальную схему на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, согласно пункту 6 Постановления N 1039 уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
При проведении санитарно-эпидемиологической оценки мест (площадок) накопления ТКО необходимо учитывать группы собираемых отходов, а также факторы, влияющие на эпидемиологические и гигиенические риски, связанные с соответствующей группой отходов.
Истец неправильно толкует пункты 6-9 постановления Правительства N 1039, указывая, что запрос позиции соответствующего территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор не носит обязательный характер.
Исходя из буквального толкования пункта 6 постановления Правительства N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). При этом, никаких отлагательных условий для запроса позиции контролирующего органа указанный пункт не содержит.
Следовательно, место накопления ТКО не может быть включено в территориальную схему без наличия санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о соответствии указанного места накопления требованиям законодательства и до момента включения места накопления ТКО в территориальную схему невозможно осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Документы, подтверждающие согласование расположения мест накопления ТКО, принадлежащих истцу с Роспотребнадзором не представлены.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров в Договоре N ТКО-6037.
Кроме того, начиная с 01.01.2020 распространяет свое действие СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, согласно пункту 2.4 которого для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО. Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.
Согласно пункту 6.2 на территориях торговых объектов должны быть установлены урны. Накопление ТКО должно осуществляться в мусоросборниках (контейнерах и бункерах). Определение необходимого числа урн и мусоросборников осуществляется хозяйствующим субъектом исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 6.3 на территориях торговых объектов, расположенных в пределах муниципальных образований, в соответствии с территориальной схемой обращения с быть обустроены места (площадки) накопления ТКО. Место (площадка) накопления ТКО должно иметь достаточную площадь для установки мусоросборника.
Таким образом, предложенная ответчиком редакция договора N ТКО-6037 полностью соответствует императивно закрепленным в постановлении Правительства РФ N 1156 требованиям к содержанию договора оказания услуг на обращение с ТКО, расчет объема ТКО в целях исполнения обязательств сторон по Договору осуществляется в соответствии с Правилами N 505.
Довод истца об отсутствии расчета также отклоняется как необоснованный.
В рамках договора N ТКО-6037 в связи с отсутствием у истца собственной контейнерной площадки включенной в территориальную схему, а также в связи с неосуществлением ООО "Рубин" раздельного накопления ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" Правил N 505, аналогично подпункту 9(5) Приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 по формуле:Pi= Ki*l/12 No* Тотх
где: Pi - размер платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО в i-ом нежилом помещении.
Ki - количество расчетных единиц для i-ro нежилого помещения, в отношении которых устанавливается норматив, определенных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" для данной категории объектов;
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО; No - норматив накопления ТКО.
Согласно статьи 1 Закона 89-ФЗ, норматив накопления ТКО - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
В соответствии с Приказом N 804, для универсального магазина (торгово-развлекательного центра) на один квадратный метр торговой площади устанавливается норматив накопления ТКО в размере 1,07 м3 в год.
Иных расчетных единиц для указанной категории потребителей не предусмотрено.
Учитывая, что истцом не предоставлено в материалы дела доказательств разделения ТКО по видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО; доказательств наличия мет (площадок) накопления ТКО, надлежащим образом включенных в территориальную схему; нормативного обоснования необходимого количества контейнеров для накопления ТКО на контейнерной площадке у ТРЦ "Вива Лэнд" в количестве двух единиц; доказательств соблюдения на своей контейнерной площадке санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции правомерно признал обоснованной редакцию спорного договора, предложенную ответчиком.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июля 2020 года по делу N А55-24111/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24111/2019
Истец: ООО "Рубин"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Третье лицо: Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Барабанов Алексей Николаевич