город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2020 г. |
дело N А32-3344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания
при участии до перерыва:
от общества с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис": представитель Дружинин Е.С. по доверенности от 05.12.2019;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу: представитель Колесникова Ж.А. по доверенности от 07.09.2020,
после перерыва в отсутствие представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.07.2020 по делу N А32-3344/2020
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис"
(ОГРН 1022302722782, ИНН 2317036810)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 15.01.2020, N 11-14- 19/1849,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении N 11-14-19/1849 от 15.01.2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2020 общество с ограниченной ответственностью "Темп - Сервис" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 15.01.2020 N 11 -14-19/1849 с назначением наказания в виде административного штрафа 3 000 000 рублей.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что реализация продукции осуществлена в пределах действия выданной лицензии, отсутствует факт оптовой продажи алкоголя. Также общество ссылается на наличие оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу в отношении заявленных доводов возражало, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 29.09.2020 объявлен перерыв до 06.10.2020 до 09 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части доводов о назначении наказания по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Темп-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1022302722782, ИНН 2317036810, дата регистрации 18.12.2002, адрес: 354340, край Краснодарский, город Сочи, улица Демократическая (Адлерский р-н), 42.
ООО "Темп-Сервис" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Номер лицензии 23РПО0010652 (номер ранее выданной лицензии 23РПО009193), действующую до 27.06.2020.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу согласно данным ЕГАИС установлено, что ООО "Темп-Сервис" осуществляет деятельность по оптовой торговле алкогольной продукции (коды видов продукции - 200, 212, 229, 401, 402, 403, 405, 421) без соответствующей лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. В период с 01.01.2019 по 19.11.2019 в ЕГАИС зафиксированы поставки ООО "Темп-Сервис" вышеперечисленной алкогольной продукции в объеме 40,87 дал (280 единиц) в адрес ООО "Фортуна-Сервис" (ИНН 2317011012, КПП 231701001, КПП 231745001, 236745001).
Лицензия на право закупки, хранения и поставок алкогольной продукции у ООО "Темп-Сервис" (ИНН 2317036810) отсутствует.
11.12.2019 от ООО "Темп-Сервис" в адрес Управления поступили объяснения с приложениями по делу об административном правонарушении, согласно которым Общество поясняет, что данная алкогольная продукция по договору розничной купли -продажи алкогольной продукции, заключенному с ООО "Фортуна-Сервис", продается покупателю для использования последним в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. На основании договора розничной продажи ООО "Темп - Сервис" отгрузило покупателю ООО "Фортуна-Сервис" алкогольную продукцию на основании накладных (прилагаются к объяснениям).
В ходе административного расследования установлено, что действия ООО "Темп-Сервис" по оформлению товарных накладных о продажах ООО "Фортуна-Сервис" алкогольной продукции, действия по фиксации в ЕГАИС соответствующих сведений о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Фортуна-Сервис" по вышеуказанным товарным накладным свидетельствует о факте осуществления ООО "Темп-Сервис" поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Фортуна-Сервис" при отсутствии соответствующей лицензии.
15 января 2019 года консультантом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя (извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении от 13.12.2019, направлено почтой России сопроводительным письмом N уЗ-27950/11-14, на электронный адрес Общества, а также заявлено ходатайство законного представителя организации) в отношении ООО "Темп-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении N 11-14-19/1849 по признакам ч. 3 ст.14.17 КоАП РФ.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд о рассмотрении материалов административного дела по существу и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот (хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 16 статьи Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Пунктом 1 статьи 18 Закона 171-ФЗ установлено, что деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
* хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
* закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
* производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
* розничная продажа алкогольной продукции;
* перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
* производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171 -ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Темп-Сервис" осуществляло поставку алкогольной продукции по товарным накладным в адрес ООО "Фортуна-Сервис" без соответствующей лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, что отражено в ЕГАИС.
ООО "Темп-Сервис" указывает, что данную алкогольную продукцию Общество отгрузило на основании договора розничной купли-продажи с ООО "Фортуна-Сервис" для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Между тем, характер правоотношений сторон и действующее законодательство в части отпуска алкогольной продукции свидетельствуют о том, что имело место именно поставка продукции, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил заявленные возражения.
Как указано ранее, ООО "Темп-Сервис" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 настоящею Федерального закона для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд. спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Закона N 171-ФЗ потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
По результатам анализа представленных обществом товаросопроводительных документов па реализацию алкогольной продукции установлено, что, в частности, по товарной накладной от 08.01.2019 N 6 отгружено 70 единиц продукции; по товарной накладной от 06.06.2019 N 30 отгружено 36 единиц продукции; по товарной накладной от 08.02.2019 N 2 отгружено 30 единиц продукции; по товарной накладной от 23.07.2019 N 60 отгружено 22 единиц продукции; по товарной накладной от 13.05.2019. N 19 отгружено 14 единиц продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), храпение, перевозка и розничная продажа.
ООО "Темп-Сервис" в ЕГАИС отразило именно поставку в адрес ООО "Фортуна-Сервис" по ТТН, то есть организация свои действия по отгрузке алкогольной продукции по ТТН позиционировала именно как поставку.
В соответствии с подпунктами 18, 25 пункта 6 постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" единая информационная система содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной; сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
Адресами грузополучателя (ООО "Фортуна-Сервис") в ЕГАИС и первичных документах указаны: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 42 кафе "Лакомка"; Краснодарский край. г. Сочи Адлерский район, ул. Кирова, 35, кафе; Краснодарский край, г. Сочи. Адлерский район, ул. Голубые дали, в районе дома N 58 - кафе "Ассорти".
Таким образом, ООО "Темп-Сервис" реализовало алкогольную продукцию ООО "Фортуна-Сервис" по адресам осуществления предпринимательской деятельности - кафе.
Статьей 2 Закона N 171-ФЗ определено, что оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение. перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования. отвечающего требованиям статьи 8, которым определено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема, в том числе оборота нива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции в ЕГАИС.
Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 N 164 (далее - журнал. Порядок).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка заполнение журнала осуществляется по месту осуществления деятельности, в том числе организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции. Журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотиой тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю.
С учетом изложенного, в действиях общества усматривается наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности по обороту алкогольной продукции.
Доказательства наличия объективных непредотвратимых обстоятельств, препятствующих осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с соблюдением установленных ограничений общество не представило.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности соблюден, поскольку административное правонарушение, вмененное обществу, является длящимся, в связи с чем сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае, Управлением 21.11.2019 по результатам анализа сведений ЕГАИС за период с 01.01.2019 по 19.11.2019 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Общества.
Исходя из указанных положений, суд первой инстанции обоснованно признал правонарушение длящимся и определил, что срок для привлечения к административной ответственности истекает 21.11.2020.
Соответственно, довод Общества об истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции и не поддержан обществом в рамках апелляционного обжалования.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции либо без таковой.
Судом первой инстанции назначено наказание в виде наложения административного штрафа в минимальном размере - 3 000 000 рублей.
Между тем, общество ходатайствует о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Ходатайство мотивировано тем, что правонарушение совершено впервые, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, а само деяние не повлекло негативных последствий.
Согласно части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Обстоятельствами, имеющими существенное значение для административного дела, подлежащими проверке судом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, являются, в том числе соблюдение административным органом принципов и общих правил назначения административного наказания, правильность определения размера административного наказания, его соответствие тяжести совершенного правонарушения. При этом указанные обстоятельства проверяются судом независимо от того, заявлено ли лицом, привлеченным к административной ответственности, несогласие с избранной мерой наказания и о необходимости применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство. При этом суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у данного лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, предлагать участникам процесса представить доказательства, подтверждающие названное обстоятельство (часть 2 статьи 65, часть 2 статьи 66 Кодекса).
Данные разъяснения относительно применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях даны в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2020 по делу N А53-38398/2019.
Соответственно, проверка обстоятельств возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ осуществляется судами вне зависимости от заявленных обществом доводов.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение правил о замене наказания допускается, если:
нарушение совершено впервые;
совершено субъектом малого или среднего бизнеса (организацией или ИП) или его работником;
отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, нет угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4);
нарушение выявлено в ходе проверки органом государственного или муниципального контроля;
наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей кодекса; штраф за нарушение предусмотрен не ст. 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.
Назначение административного наказания в виде предупреждения санкцией ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ не предусмотрено. Между тем, диспозиция части 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрет на применение правил о замене наказания к части 3 статьи 14.17. КоАП РФ не устанавливает.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Правонарушение, указанное в протоколе, Обществом совершено впервые, ранее к административной ответственности не привлекалось, правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), какого-либо вреда, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, иных последствий указанных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в результате совершения указанного правонарушения не наступило, согласно выписке из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Общество относится к субъекту микропредприятие.
При этом, делая вывод об отсутствии негативных последствий, суд апелляционной инстанции учитывает, что фактически осуществило поставку продукции из одного кафе в адрес другого кафе, что в последующем предполагает розничную продажу продукции в пределах выданной лицензии.
В свою очередь, обстоятельства, исключающие возможность замены наказания в виде административного штрафа на административное предупреждение, указанные в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает возможным в рассматриваемом конкретном случае заменить назначенное судом первой инстанции обществу основное наказание в виде административного штрафа в размере 3000000 рублей предупреждением, в связи с чем обжалуемый судебный акт, содержащий неправомерные выводы об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, подлежит отмене в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2020 по делу N А32-3344/2020 в части назначения ООО "Темп-Сервис" административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей отменить.
Назначить ООО "Темп-Сервис" административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3344/2020
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Ответчик: ООО "ТЕМП-СЕРВИС"