г. Москва |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А40-45966/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2020 г. по делу N А40-45966/20, по иску Общества с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 901 942,80 руб.
при участии в судебном заседании: от истца Осипова А.З. (по доверенности от 04.06.2020 г.); от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 901 942 руб. 80 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2020 г. исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств и правомерно установлено судом первой инстанции, между ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (ООО "ФИТ") и ООО "Терминал Морской Рыбный Порт" (ООО "ТМРП") заключен договор N Э-291217/01 от 29.12.2017 г., в соответствии с которым ООО "ТМРП" обязуется за вознаграждение выполнять работы по перевалке грузов (погрузку, выгрузку, перемещение), краткосрочное хранение, складирование груза, а также по дополнительному соглашению сторон выполнять иные работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой грузов.
В соответствии с данным пунктом договора ООО "ФИТ" подало заявки на перевозку вагонов, указанные в иске. Даты согласования указанных заявок со стороны ОАО "РЖД" подтверждаются выписками из системы АС ЭТРАН (автоматизированная система электронная транспортная накладная) по каждой заявке.
В заявках в примечаниях учинена отметка "КО-КП" ("контейнерная отправка - контейнерный поезд"), что означает, что вагоны пойдут в составе контейнерного поезда.
В свою очередь, между ОАО "РЖД" и ООО "ТМРП" заключен договор N 68ЭП_18_2 от 01.09.2018 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Автово Октябрьской железной дороги.
На основании вышеуказанных заявок станцией Автово (ООО "ТМРП) 19.04.2019 г. и 04.05.2019 г. были оформлены перевозочные документы по маршруту ст. Автово - ст. Владивосток на перевозку грузов в контейнерах.
При формировании заявок и оформлении перевозочных документов ООО "ФИТ" и ООО "ТМРП" руководствовались телеграммой ОАО "РЖД" N ИСХ-26685/ЦД от 05.12.2018 г., где объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах на 2018/2019 года с указанием количества условных вагонов по маршрутам.
При формировании составов на подъездном пути грузоотправителем ООО "ТМРП" были соблюдены все условия вышеуказанной телеграммы.
Размер провозной платы должен был составить 14 637 693 руб. 60 коп., вместо выставленного ОАО "РЖД" - 15 539 636 руб. 40 коп.
Таким образом, размер доначисленной ОАО "РЖД" стоимости тарифа составил 901 942 руб. 80 коп.
Как указывает истец, 22.04.2019 г. и 13.05.2019 г. соответственно, от ОАО "РЖД" из Автово на станцию Владивосток поступила телеграмма с просьбой произвести добор тарифа в связи с тем, что контейнерные поезда, погруженные 19.04.2019 г. и 04.05.2019 г. были погружены не до полной вместимости и отправлены с невыдержанной условной длинной (71 условный вагон) - 69 условных вагонов, в связи с чем, применение к указанным отправкам тарифной отметки 05 "Контейнерный поезд" является ошибочным и необходимо произвести добор тарифа в размере 901 942 руб. 80 коп. и, как следствие, увеличив плату за охрану на 323 745 руб. 60 коп.
На основании вышеизложенного, ОАО "РЖД" в одностороннем порядке осуществило списание денежных средств в размере 901 942 руб. 80 коп. в качестве добора за тариф со счёта ООО "ФИТ".
Данные денежные являются неосновательным обогащением со стороны ответчика. Доказательств возврата истцу 901 942 руб. 80 коп. ответчиком в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Заявитель жалобы полагает, что в нарушение п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции без учета возражений ответчика завершено предварительное судебное заседание и дело рассмотрено по существу в отсутствие ответчика.
Однако, исходя из системного толкования норм процессуального права, возражая против перехода из предварительного в основное судебное заседание, сторона должна указать объективные причины невозможности перехода из предварительного в судебное заседание.
Ответчиком в суд первой инстанции действительно было направлено возражение относительно рассмотрения дела непосредственно после завершения предварительного судебного заседания в отсутствие его представителя.
Вместе с тем, объективных причин невозможности перехода из предварительного в судебное заседание в основное ответчиком не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно перешел из предварительного заседания в основное и рассмотрел настоящее дело по существу.
Ответчик в жалобе указывает на то, что длина поездов в размере 71 условный вагон не подтверждена документально.
Данный довод отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Согласно списку вагонов и контейнеров в составе контейнерного поезда ст. Автово - ст. Владивосток, отправленных 19.04.2019 г., длина всех отправленных вагонов в сумме составила 981,350 метров, что соответствует 70,49928 условным вагонам (согласно технологии расчёта массы и длины грузового поезда (приложение N 27), утвержденной Протоколом шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества длина условных вагонов всегда округляется в большую сторону и, соответственно, составляет 71 условный вагон), исходя из: 981,350 метров / 13,920 метров (длина условного вагона).
Платформа 94106390 была отцеплена от указанного контейнерного поезда уже после погрузки, оформления поезда и присвоения ему индекса поезда, о чем составлен соответствующий акт N 128 от 14.04.2019 г.
Поскольку отцепка произошла уже после приема к перевозке (оформление в ЭТРАНе, присвоение индекса поезда) условия нормативных актов ОАО "РЖД" о порядке формирования КП считаются соблюденными.
Таким образом, отцепка платформы 94106390 (АОФ N 123 от 14.04.2019) от поезда, отправленного 19.04.2019 г., индекс поезда 0355-012-9800, не является основанием для снятия отметки "Контейнерный поезд" и пересчета провозной платы в сторону её увеличения.
Согласно порядку организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" N 1081/р от 28.05.2018 г., N 2566/р от 03.12.2018 г.), утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" N 176/р от 01.02.2018 г. (статья 1) при приеме к перевозке контейнеров в составе КП допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.
В данном случае был отцеплен 1 физический вагон - 94106390, что не противоречит вышеуказанным положениям ОАО "РЖД" о контейнерных поездах не смотря на то, что условная длина контейнерного поезда после отцепа стала составлять 68,688 условных вагонов.
Согласно списку вагонов и контейнеров в составе контейнерного поезда ст. Автово - ст. Владивосток, отправленных 04.05.2019 г., длина всех отправленных вагонов в сумме составила 979,310 метров, что соответствует 70,353 условным вагонам (согласно технологии расчёта массы и длины грузового поезда (приложение N 27), утвержденной Протоколом шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества длина условных вагонов всегда округляется в большую сторону и, соответственно, составляет 71 условный вагон), исходя из: 979,310 метров / 13,920 метров (длина условного вагона).
В соответствии с порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" N 176/р от 01.02.2018 г. в редакции, действовавшей на момент оформления перевозочных документов и формирования контейнерных поездов, маршрут перевозки и длина контейнерного поезда (максимальное значение допустимой графиковой длины поезда от станции отправления до станции назначения) в условных вагонах устанавливается ОАО "РЖД" и объявляется телеграммой за подписью заместителя генерального директора ОАО "РЖД", курирующего вопросы организации железнодорожных перевозок, а в случае его отсутствия - за подписью заместителя начальника Центральной дирекции управления движением.
Согласно телеграмме ОАО "РЖД" N ИСХ-26685/ЦД от 05.12.2018 г. длина условных вагонов по маршруту ст. Автово - ст. Владивосток должна соответствовать 71 условному вагону (с допустимым отклонением +/- один условный вагон).
Как правомерно установлено судом первой инстанции, длина всех отправленных 19.04.2019 г. вагонов составила 981,350 метров, что соответствует 71 условным вагонам. Длина всех отправленных 04.05.2019 г. вагонов составила 979,310 метров, что также соответствует 71 условным вагонам.
В соответствии со ст. 8 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов проставление в перевозочных документах штемпеля "контейнерный поезд" и календарного штемпеля, подтверждающего документальное оформление приема груза к перевозке в составе контейнерного поезда, производится после приема с путей необщего пользования полностью сформированного контейнерного поезда или при формировании контейнерного поезда на путях станции средствами ОАО "РЖД" - после окончания приема и вывода на пути общего пользования последней группы вагонов с контейнерами, обеспечивающей формирование контейнерного пользования длиной, объявленной в телеграмме ОАО "РЖД" и установленной в договоре на организацию контейнерных поездов, а также при соблюдении условий п.п. 5 и 7 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов.
Проверка соответствия контейнерного поезда параметрам, установленным в телеграмме ОАО "РЖД", осуществляется уполномоченными работниками железнодорожной станции.
Согласно транспортным железнодорожным накладным N ЭИ021970, квитанции в приеме груза к перевозке N АП299978, квитанциям о приеме груза под номерами ЭИ826893, ЭИ828213, ЭИ827512, ЭИ828229, ЭИ827708, ЭИ828175, ЭИ827338, ЭИ827634, ЭИ827618, ЭИ828136, ЭИ786211, ЭИ827319, ЭИ827216, ЭИ828189, ЭИ828143, ЭИ827393, ЭИ827539, ЭИ827250, ЭИ828123, ЭИ827571, ЭИ827560, ЭИ827828, ЭИ828008, ЭИ827351, ЭИ828046, ЭИ828100, ЭИ828161, ЭИ827371, ЭИ828255, ЭИ828200, ЭИ807908, ЭИ827589, ЭИ827102, ЭИ827603, ЭИ827726, ЭИ827650, ЭИ827674, ЭИ827694 со стороны ОАО "РЖД", по результатам проверки контейнерного поезда, не было внесено каких-либо замечаний, в том числе, в тарифную отметку 05 "Контейнерный поезд" и "Исключительный тариф", что согласно ст. 8 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов означает, что ООО "ФИТ" корректно рассчитало стоимость отправки двух контейнерных поездов (от 19.04.2019 г. и 04.05.2019 г.) исходя из их длины в размере 71 условный вагон.
Таким образом, размер провозной платы должен был быть взыскан, исходя из того размера, который был рассчитан ООО "ФИТ" и был указан во всех вышеобозначенных квитанциях в приеме груза к перевозке.
Следовательно, размер провозной платы должен был составить 14 637 693 руб. 60 коп., вместо выставленного ОАО "РЖД" - 15 539 636 руб. 40 коп.
Размер доначисленной ОАО "РЖД" стоимости тарифа составил 901 942 руб. 80 коп.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что данная сумма является неосновательным обогащением на стороне ответчика и подлежит возврату истцу, в связи с чем, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года по делу N А40-45966/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45966/2020
Истец: ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"