г. Москва |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А40-45038/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционные жалобы АО КУ Глобинвестстрой", Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-45038/20 (93-341)
по заявлению АО КУ Глобинвестстрой"
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
об оспаривании постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Глобинвестстрой" в лицу к/у Пушновой Е.С. (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - заинтересованное лицо, Москомстройинвест, Комитет, административный орган) от 17.02.2020 N 1 по делу N 05-07-19-138-А о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.28 КоАП РФ.
Решением суда от 05.06.2020 заявленные требования удовлетворены в части, Постановление Москомстройинвеста от 17.02.2020 N 1 по делу N05-07-19- 138-А о привлечении АО "Глобинвестстрой" к административной ответственности по ч. 3 ст.14.28 КоАП РФ изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Общество считает, что в его действиях отсутствует вина, так как объект передан городскому застройщику 27.06.2019.
Не согласившись с решением суда заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению Комитета, суд необоснованно снизил штраф.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям части 5 статьи 228 АПК РФ по представленным в дело доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268, 272.1 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, деятельность АО "Глобинвестстрой" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта: жилой комплекс с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями: Москва, ВАО, район Перово, Новогиреевская улица, вл. 5 (ВАО, Перово).
В рамках реализации проекта строительства вышеуказанного Объекта(ов) у АО "Глобинвестстрой" имеется:
- Земельно-правовые отношения оформлены: Договор безвозмездного срочного пользования N М-03-603077 от 26.04.2004, кадастровый номер земельного участка: 77:03:0006017:21.;
- Разрешение на строительство: N RU77177000-010429 от 26.12.2014, срок действия до 31.12.2016;
Согласно выписке ЕГРН от 29.04.2019 N 77/100/146/2019-29447, по состоянию на дату совершения правонарушения у АО "Глобинвестстрой" имеются зарегистрированные договора участия в долевом строительстве.
Таким образом, установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ АО "Глобинвестстрой" является застройщиком Объекта, осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства Объекта. Следовательно, АО "Глобинвестстрой" обязано представлять в Москомстройинвест отчетность, до исполнения всех обязательств перед участниками долевого строительства, в том числе за 1 квартал 2019 года.
По состоянию на 01.05.2019 отчетность АО "ГЛОБИНВЕСТСТРОЙ" за 1 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в Москомстройинвест не представлена, чем нарушен п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и п. 5 Порядка, утверждённого Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр.
По факту непредставления в установленный срок отчетности Москомстройинвестом в отношении АО "Глобинвестстрой" составлен протокол от 17.02.2020 N 05-07-19-138-А-ПР1/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие к/у Пушновой Е.С., при наличии сведений об извещении надлежащим образом данного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 12.12.2019 N 05-07-19-138-A/4).
Уполномоченным должностным лицом Москомстройинвеста вынесено постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-138-A, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Глобинвестстрой" в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ) Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять в Комитет отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.1 Приказа Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее - Отчетность) в орган исполнительной власти субъекта российской федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом.
К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии с п. 3 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
В соответствии с п. 5 Порядка отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
Так как в срок до 01.05.2019 АО "ГЛОБИНВЕСТСТРОЙ" не представило в Комитете отчетность за 1 квартал 2019года, событие правонарушения по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У юридического лица АО "ГЛОБИНВЕСТСТРОЙ" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, Обществом не представлены. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением и исполнением соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Доводы жалобы от отсутствии вины Общества отклоняются апелляционным судом, поскольку просрочка сдачи отчетности до передачи объекта городскому застройщику подтверждена материалами дела.
Также судом отклоняются доводы жалобы Общества о неверном предмете обжалования. Предметом обжалования по настоящему делу являлось постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-138-А-ПР1, возбужденному по протоколу от 26.12.2019 N 05-07-19-138-А-ПР1 в отношении юридического лица - АО "ГЛОБИНВЕСТСТРОЙ". Предметом рассмотрения по делу N А40-44713/2020 являлось постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении, возбужденном на основании протокола от 26.12.2019 N 05-07-19-373-А-ПР1 в отношении конкурсного управляющего Пушновой Е.С.
Вместе с тем, при определении размера наказания, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, административный орган не указывает в постановлении о причинах избрания такого наказания, не приводит мотивы, по которым, по его мнению, обществу не может быть назначен более мягкое наказание.
Судом правомерно не установлено по делу отягчающих обстоятельств, не указано на то, что имеются смягчающие вину обстоятельства (совершение правонарушения впервые, признание вины) при этом учитывается, что административное наказание должно соответствовать конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивать реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшать положения общества.
Довод жалобы административного органа о неверном применении судом норм материального и процессуального права и наличие, по его мнению, оснований для изменения решения в части наложенного на Общество административного наказания, не принимается апелляционным судом.
В соответствии с ч. 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае, судом первой инстанции учтен характер нарушений, учтено тяжелое имущественное и финансовое положение Общества, нахождение заявителя в процедуре банкротства, а также критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25.02.2014 N 4-П и от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, уменьшен размер административного штрафа до 50 000 рублей.
Оснований не применения данных норм, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, суд считает доводы апелляционных жалоб несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2020 по делу N А40-45038/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45038/2020
Истец: АО КУ Глобинвестстрой
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА