город Москва |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А40-45038/20 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационные жалобы заявителя - АО "Глобинвестстрой" и заинтересованного лица - Москомстройинвеста
на решение от 05 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07 октября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-45038/20
по заявлению АО "Глобинвестстрой"
об оспаривании постановления
к Москомстройинвесту,
УСТАНОВИЛ:
АО "Глобинвестстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту об оспаривании постановления от 17.02.2020 N 1 по делу N 05-07-19-138-А о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года постановление от 17.02.2020 N 1 по делу N 05-07-19-138-А о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен с 100.000 руб. до 50.000 руб., в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "Глобинвестстрой" и Москомстройинвест обратились с кассационными жалобами, в которых АО "Глобинвестстрой" просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Москомстройинвест просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобы подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, деятельность общества связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта: жилой комплекс с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями: г. Москва, ВАО, район Перово, Новогиреевская ул., вл. 5 (ВАО, Перово).
В рамках реализации проекта строительства вышеуказанного объекта у общества имеется:
- земельно-правовые отношения оформлены договором безвозмездного срочного пользования от 26.04.2004 N М-03-603077, кадастровый номер земельного участка 77:03:0006017:21;
- разрешение на строительство от 26.12.2014 N RU77177000-010429 сроком действия до 31.12.2016.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.04.2019 N 77/100/146/2019-29447, по состоянию на дату совершения правонарушения у общества имелись зарегистрированные договоры участия в долевом строительстве.
Таким образом, судами установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) общество является застройщиком объекта, осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта. В связи с чем, общество обязано представлять в Москомстройинвест отчетность до исполнения всех обязательств перед участниками долевого строительства, в том числе за 1 квартал 2019 года.
Также суды установили, что по состоянию на 01.05.2019 отчетность общества за 1 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, в Москомстройинвест не представлена, чем нарушен пункт 6 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ и пункта 5 Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр (далее - Приказ N 656/пр, Порядок N 656/пр).
По факту непредставления в установленный срок отчетности Москомстройинвестом в отношении общества составлен протокол от 17.02.2020 N 05-07-19-138-А-ПР1/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие конкурсного управляющего общества Пушновой Е.С., при наличии сведений об извещении надлежащим образом данного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 12.12.2019 N 05-07-19-138-A/4).
Уполномоченным должностным лицом Москомстройинвеста вынесено постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-138-A, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 23 Федерального закона N 214-ФЗ, Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Федерального закона N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщики обязаны представлять в Москомстройинвест отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 656/пр, отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной Приказом N 656/пр.
К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I-III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 656/пр, отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 656/пр, отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
Суды обоснованно заключили, что поскольку в срок до 01.05.2019 общество не представило в Москомстройинвест отчетность за 1 квартал 2019 года, событие правонарушения по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды установили, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установили суды, доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, обществом судам не представлены.
Суды обоснованно отметили, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением и исполнением соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.
Довод общества об отсутствии его вины обоснованно отклонен судами, поскольку просрочка сдачи отчетности до передачи объекта Москомстройинвесту подтверждена материалами дела.
Также судами обоснованно отклонены доводы общества о неверном предмете обжалования, поскольку предметом обжалования по настоящему делу являлось постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-138-А-ПР1, возбужденному по протоколу от 26.12.2019 N 05-07-19-138-А-ПР1, в отношении общества, а предметом рассмотрения по делу N А40-44713/20 являлось постановление от 17.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении, возбужденном на основании протокола от 26.12.2019 N 05-07-19-373-А-ПР1, в отношении конкурсного управляющего общества Пушновой Е.С.
Вместе с тем, как отметили суды, при определении размера наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, Москомстройинвест не указывает в постановлении о причинах избрания такого наказания, не приводит мотивы, по которым, по его мнению, обществу не может быть назначено более мягкое наказание.
Судами не установлено по делу отягчающих обстоятельств, не указано на то, что имеются смягчающие вину обстоятельства (совершение правонарушения впервые, признание вины), при этом судами учтено, что административное наказание должно соответствовать конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивать реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшать положения общества.
Доводы Москомстройинвеста о неверном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и наличие, по его мнению, оснований для изменения решения в части наложенного на общество административного наказания, обоснованно отклонены апелляционным судом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, судом первой инстанции учтен характер нарушений, учтено тяжелое имущественное и финансовое положение общества, нахождение общества в процедуре банкротства, а также критерии, указанные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 25.02.2014 N 4-П и от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, в связи с чем размер административного штрафа до 50.000 руб. снижен обоснованно.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2020 года по делу N А40-45038/20 оставить без изменения, кассационные жалобы АО "Глобинвестстрой" и Москомстройинвеста - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, судом первой инстанции учтен характер нарушений, учтено тяжелое имущественное и финансовое положение общества, нахождение общества в процедуре банкротства, а также критерии, указанные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 25.02.2014 N 4-П и от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, в связи с чем размер административного штрафа до 50.000 руб. снижен обоснованно."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2021 г. N Ф05-22586/20 по делу N А40-45038/2020