г. Москва |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А41-7900/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" - Пашков М.В., по доверенности от 20.04.2019.
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Егорова Е.В., по доверенности от 24.07.2020, Крюков Д.А., по доверенности от 17.01.2020,
от третьего лица по делу - ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОМФОРТАХИМКИ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - МУП "ЖГОХимки" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2020 по делу N А41-7900/20, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об отмене решения, третьи лица: МУП "ЖГОХимки", ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОМФОРТАХИМКИ",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованием к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция по МО, Инспекция) с требованиями:
- признать незаконным и отменить Решение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 28 января 2020 года N Р001-5473773127-32092439;
- в порядке восстановления нарушенных прав ООО "ЭУК "Подмосковье-ЖКС" в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением ООО "Эксплуатационно-управляющая Компания "Подмосковье-ЖилКомСервис" (ИНН 5024106118") договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Германа Титова, д. 10 в соответствии с заявлением ООО "ЭУК "Подмосковье-ЖКС" от 18.12.2019 г. - в течение 30 дней с момента принятия судом решения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОМФОРТАХИМКИ", МУП "ЖГОХимки", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭУК Подмосковье-ЖКС" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании Лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.06.2015 N 756.
20.12.2019 г. ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" обратилось в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Германа Титова, д. 10.
28.01.2020 г. административным органом принято решение N Р001-5473773127-32092439 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления в связи с несоблюдением Заявителем подпункта "а" пункта 9 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Не согласившись с решением административного органа, ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных данным Кодексом (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что 13.11.2019 Арбитражным судом Московской области по делу N А41-75959/19 удовлетворено заявление ООО "Территория комфорта-Химки" о признании незаконным и отмене решения Госжилинспекции МО от 19.07.2019 N Р001-3777920771-25270851 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления в отношении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Г. Титова, д. 10.
Также суд обязал Главное управление Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" внести изменения в Реестр лицензий Московской области, включив сведения об управлении обществом с ограниченной ответственностью "Территория комфорта - Химки" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, город Химки, улица Германа Титова, дом 10.
В соответствии с указанным решением суда в реестр лицензий Московской области внесены сведения об управлении спорным МКД третьим лицом ООО "Территория комфорта-Химки" (решение от 30.03.2020 года N 5340/04 представлено в материалы дела).
Решение о выборе ООО "Территория комфорта-Химки" управляющей организацией спорного МКД было принято согласно Протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 от 01.06.2019 г.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лиц, указанных в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Из указанного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений.
10.12.2019 г. в МКД по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Германа Титова, д. 10 состоялось внеочередное собрание собственников, оформленное Протоколом N 2, на котором согласно п. 8 повестки дня "Выбор управляющей организации для заключения с ней договора управления" было принято решение о выборе ООО "Эксплуатационно-управляющая Компания "Подмосковье -ЖилКомСервис" в качестве управляющей организации.
Вместе с тем, собственники помещений не принимали решение об изменении способа управления спорным МКД, а также не принимали в установленном законодательством порядке решение о досрочном расторжении договора управления, ранее заключенного с ООО "Территория комфорта-Химки", сведения о котором включен в реестр лицензий Московской области и со дня заключения которого (01.06.2019 года) не прошел один год.
В связи с этим заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области не может быть удовлетворено в связи с несоблюдением требований п. п. "в" п. 5 Приказа N 938/пр, поскольку на основании представленных документов не представляется возможным сделать вывод о действительности заключенного с ООО "ЭУК "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖКС" договора управления.
В соответствии с п. п. "б" п. 9 Приказа N 938/пр указанные обстоятельства являются основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Собственники помещений в многоквартирномдоме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений. 10.12.2019 г. в МКД по адресупо адресу: Московская обл., г. Химки, ул. ГерманаТитова, д. 10 состоялось внеочередное собрание собственников, оформленное Протоколом N 2 от 10.12.2019, на котором согласно п. 8 повестки дня собственники избрали в качестве управляющейорганизации, для заключения с ней договора управления" избрана управляющая организация ООО "Эксплуатационно-управляющая Компания "Подмосковье-ЖилКомСервис".
Вместе с тем, собственники помещений не принимали решение об изменении способа управления спорным МКД, а также не принимали в установленном законодательством порядке решение о досрочном расторжении договора управления, ранее заключенного с ООО "Территория комфорта-Химки", сведения о котором включен в реестр лицензий Московской области и со дня, заключения которого (01.06.2019 года) не прошел один год.
Обществом в Госжилинспекцию МО не представлен договор управления, не может считаться заключенным, так как подписан только одной стороной, уполномоченными лицом Заявителя.
В силу подпункта "в" пункта 3 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст.161ЖК РФ.
Кроме того, размещенный заявителем на сайте ГИС ЖКХ реестр собственников, подписавших договор управления МКД, не может считаться надлежащим доказательством заключения договора, так как не представляется возможным установить, заключен ли договор более, чем с 50% собственников помещений в МКД.
В оспариваемом решении Госжилинспекцией МО отражено нарушение пп. "в" п. 3, п.п. "г" п. 5 Порядка N 938/пр, а именно: в материалах собрания договор управления не представлен, представленный проект договора управления не соответствует требованиям ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в системе ГИС ЖКХ не размещен реестр собственников, подписавших договор управления.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), утвержден совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России N 368/691/пр от 29.09.2015 (далее - Состав сведений).
Согласно пункту 2 Состава сведений, в системе ГИС ЖКХ подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
В данном случае отсутствует заключенный в установленном законом порядке договор на управление многоквартирным домом, в связи с чем общество не имело возможности загрузить в ГИС ЖКС электронный образ данного договора. Доказательств иного в дело не представлено.
Таким образом, в нарушении требований п. 2, 2.2 Состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в системе ГИС ЖКХ не размещен электронный образ договор управления - размещен электронный образ проекта договора управления.
Электронный образ договора и электронный образ проекта договора не являются идентичными понятиями, поскольку договором может быть признан только заключенный договор.
При этом из системного толкования положений п. 2.2 Состава сведений очевидно следует, что законодатель установил обязанность по размещению электронного образа именно заключенного договора, поскольку данная норма также содержит положение, согласно которому в ГИС ЖКХ размещается либо электронный образ договора управления либо договор управления, заключенный в электронной форме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.07.2020 по делу N А41-7900/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7900/2020
Истец: ООО "ЭКСПЛУАТАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПОДМОСКОВЬЕ-ЖИЛКОМСЕРВИС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩНИК ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ", ООО "ТЕРРИТОРИЯ КОМФОРТА-ХИМКИ", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"