город Воронеж |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А35-9125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Воскобойников М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2020 по делу N А35-9125/2019, принятого по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Тарубарова Александра Николаевича (ОГРНИП 315463200015525, ИНН 462900092889) о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта капитального строительства, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации кадастрового учета от 18.10.2019 NФ46/19-27791; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект,
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Тарубарова Александра Николаевича: Устинова М.В., представитель по доверенности от 15.11.2019 сроком на три года;
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Тарубаров Александр Николаевич (далее - ИП Тарубаров А.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - управление Росреестра по Курской области, Управление, регистрирующий орган) в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание нежилое, площадью 48,2 кв.м, наименование "трансформаторная подстанция", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103007:1896 общей площадью 14261 кв.м, выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации кадастрового учета от 18.10.2019 N Ф46/19-27791; а также об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.05.2020 заявленные требования удовлетворены, уведомление об отказе в государственной регистрации от 18.10.2019 N Ф46/19-27791 признано незаконным.
Также суд обязал Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект капитального строительства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что видом разрешенного использования земельного участка не предусмотрено размещение на нем трансформаторной подстанции.
От ИП Тарубарова А.Н. поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Предпринимателя также возразил против доводов апелляционной жалобы, указал на то, что здание трансформаторной подстанции является вспомогательным зданием и используется для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии всех зданий и сооружений на земельном участке, соответствует целям использования земельного участка - размещение промышленных объектов.
Управление Росреестра по Курской области в судебное заседания явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно Решению Курского городского собрания "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" от 23.10.2007 N 388-ЗРС, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103007:1896 площадью 14261 кв.м. расположен в территориальной зоне П-2, где предусматривается использование земельного участка по виду разрешенного использования "производственная деятельность".
На указанном земельном участке расположены производственные здания, принадлежащие Тарубарову А.Н. на праве собственности, а именно:
нежилое здание литер Б 1,6, этажность: 1, площадью 315 кв.м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д. 3-5, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013 серия 46 АП N 013022 (склад);
нежилое здание литер В5, этажность: 2, площадью 1 616,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Ереминад.3-5 свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013 серия 46 АП N 013019 (ремонтная мастерская);
нежилое здание литер В4, площадью 201 кв.м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д. 3-5 свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013 серия 46 АП N 013021 (склад).
24.01.2018 между ИП Тарубаровым А.Н. и Комитетом по управлением имуществом Курской области заключен договор N 01-27/03-5782-18ф аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103007:1896, площадью 14261 кв.м. с видом разрешенного использования: "для производственной деятельности".
Данный участок передан по акту приема-передачи от 24.01.2018.
Договор аренды зарегистрирован в управлении Росреестра по Курской области 31.01.2018.
Постановлением Администрации г. Курска от 11.10.2018 N 2352 ИП Тарубарову А.Н. по его заявлению был выдан градостроительный план земельного участка по ул. Еремина, 3-5 с кадастровым номером 46:29:103007:1896, в соответствии с которым установлены, в том числе, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства: проезды общего пользования; объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и иные необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования); иные объекты, в том числе обеспечивающие общественную безопасность и безопасность объектов основных видов разрешенного использования, включая противопожарную. Перечень вспомогательных видов использования не является закрытым.
В целях соблюдения законодательства в сфере потребления электроэнергии предпринимателем в 2019 году осуществлено капитальное строительство здания нежилого, площадью 48,2 кв.м., наименование объекта: "трансформаторная подстанция".
В соответствии с представленным техническим планом здания от 28.06.2019 и заключением кадастрового инженера к нему, объект учета используется для обеспечения бесперебойной подачей электроэнергии всех видов зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103007:1896. По отношению к зданиям, расположенным на данном земельном участке, объект учета является вспомогательным.
03.07.2019 ИП Тарубаров А.Н. обратился в Управление с заявлением (N 46/001/002/2019-2131, 46-0-1-208/3201/2019-3357) об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении нежилого здания, площадью 48,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д. 3-5.
С вышеуказанным заявлением представлен технический план от 28.06.2019 подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д.3-5 и информационное письмо Комитета архитектуры и градостроительства Курской области от 10.06.2019 N 3469/031-01-11.
Согласно данному письму, не требуется получение разрешения на строительство в отношении нежилого здания (трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д. 3-5, поскольку указанный объект, расположенный в границах производственной зоны, менее двух этажей и площадью менее 1500 кв.м., не имеет санитарно-защитных зон и не требует ее установления.
19.07.2019 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении здания трансформаторной подстанции было приостановлено.
Основанием для приостановления послужили выводы регистрирующего органа о том, что видом разрешенного использования земельного участка не предусмотрено размещение на земельном участке трансформаторной подстанции.
Органом регистрации прав был направлен запрос в Комитет по управлению имуществом Курской области.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом Курской области от 18.07.2019 N 01.7-01- 20/8903, Комитет считает невозможным размещение трансформаторной подстанции на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103007:1896, расположенном по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д.3-5.
В целях устранения причин приостановления Управлением заявителю было рекомендовано предоставить в орган регистрации прав документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, в том числе ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
30.08.2019 решением N 57 Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Курской области по обжалованию решений о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в удовлетворении поданного заявления отказано по основаниям и доводам приведенным в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19.07.2019.
Государственная регистрация приостановлена до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем 18.10.2019.
В течение срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем устранены не были.
Указанное послужило основанием для принятия управлением Росреестра по Курской области решения об отказе в осуществлении регистрационных действий в отношении нежилого здания, площадью 48,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Еремина, д. 3-5, документы на который были представлены 03.07.2019 с заявлением под номером 46/001/002/2019- 2131, 46-0-1-208/3201/2019-3357.
Не согласившись с вышеуказанным решением, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, ИП Тарубаров А.Н. обратился в арбитражный суд заявлением по настоящему делу (с учетом уточнений).
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
В силу положений части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в частности, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (п.22).
Основанием для отказа в государственной регистрации прав является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона.
Оценивая обоснованность отказа в государственной регистрации права, суд правомерно исходил из следующего.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категорий и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов. Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу ч. 2. 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу норм ст. 16.1 Закона Курской области от 31.10.2006 г. N 76- ЗКО "О градостроительной деятельности в Курской области" для осуществления строительства в соответствии с утвержденным градостроительным планом земельного участка получение разрешения на строительство не требуется также в случаях строительства на территориях производственного назначения объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности таких объектов производственного назначения: гаражей, складов сырья и готовой продукции, трансформаторных подстанций.
Согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования "Энергетика" (код 6.7) - Размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1, относится к группе "Производственная деятельность" (код 6.0).
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 N 310-ЭС19-6062, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.01.2019 по делу N А62-8982/2017.
Примечанием 2 к классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенномачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями письма Департамента недвижимости "Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России) о том, что положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Определение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с учетом правового зонирования территории, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенными в ЕГРН.
Как обосновано указал суд области, на земельном участке имеются объекты производственного назначения, принадлежащие ИП Тарубарову А.Н. на праве собственности.
Градостроительным планом земельного участка, утвержденным Постановлением Администрации г. Курска от 11.10.2018 N 2352, предусмотрена возможность строительства вспомогательных объектов коммунального хозяйства, в том числе, связанных с обеспечением участка электроэнергией.
Из содержания Технического плана от 28.06.2019 и заключения кадастрового инженера к нему следует, что указанное здание является вспомогательным по отношению к основным зданиям и сооружениям, предназначенным для обеспечения бесперебойного обеспечения таких объектов электроэнергией.
Таким образом, судом обосновано сделан вывод о том, что здание трансформаторной подстанции является вспомогательным по отношению к основным производственным объектам и соответствует целям использования земельного участка - размещения промышленных объектов, поскольку без электричества невозможно осуществлять производственную деятельность и эксплуатировать здания, участвующие в производственном цикле.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2020 по делу N А35-9125/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9125/2019
Истец: ИП Тарубаров Александр Николаевич
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Курской области, 19 ААС