г. Ессентуки |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А20-381/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нико-Тур" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2020 по делу N А20-381/2020, по иску государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик (ОГРН 1020700738068, ИНН 0711037400) к обществу с ограниченной ответственностью "Нико-Тур", г. Нальчик (ОГРН 1100725001849, ИНН 0725003584) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Нико-Тур" Крикуна Р.А. (доверенность от 07.08.2020), представителя государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Ошхуновой М.Х. (доверенность N 18 от 20.09.2019),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - учреждение, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нико-Тур" (далее - ООО "Нико-Тур", ответчик) о взыскании не принятых к зачету расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в размере 388 041 рублей 28 копеек.
Определением суда от 10.02.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определением от 25.03.2020 суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил предварительное судебное заседание.
Решением от 28.07.2020 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Нико-Тур" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивированная тем, что учреждением не доказано причинение ущерба учреждению в результате действий ответчика, подлежащего возмещению в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ошибочностью вывода суда первой инстанции о формальном характере трудовых отношений ответчика с Машковой Раисой Анатольевной (далее - Машкова Р.А.).
От учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела в соответствии со статьями 262, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Нико-Тур" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель учреждения возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2020 по делу N А20-381/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, учреждением в соответствии с пунктом 17 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" было принято решение от 01.10.2019 N 40 о проведении выездной проверки страхователя ООО "Нико-Тур".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ООО "Нико-Тур" (ИНН 0725003584) создано в качестве юридического лица и состоит на учете в налоговом органе с 26.08.2010 по месту нахождения юридического лица в Инспекции ФНС N 1по г. Нальчику, зарегистрировано в качестве страхователя с 13.11.2010 в отделении Фонда по обязательному социальному страхованию под регистрационным номером 0701419940 и состоит на учете в отделении Фонда по настоящее время.
На основании представленных реестров и документов учреждением застрахованному лицу Машковой Р.А. были перечислены все суммы пособий по обязательному социальному страхованию в размере 388 041 рубль 28 копеек.
В ходе выездной проверки за проверяемый период с 01.07.2018 по 18.09.2019, специалистом - ревизором учреждения были проверены следующие документы:
- листки нетрудоспособности по беременности и родам N 305247545595 от 12.12.2018, N 317105511448 от 01.05.2019 и расчеты к ним; справка на рождение ребенка, приказ от 02.11.2017 N 9, трудовая книжка Машковой Р.А., сведения о начислении и выплате заработной платы, застрахованной за два предыдущих года, предшествующих периоду наступления страховых случаев -отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, справки 182н с прежних мест работы за 2016-2018;
- заявления получателя пособий о предоставлении ей отпуска по беременности и родам, о назначении пособия при рождении ребенка, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- приказы о предоставлении Машковой Р.А. отпуска по беременности и родам с 12.12.2018, о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 17.05.2019;
- копии свидетельств о рождении ребенка, справки супруга о неполучении пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, расчет пособия.
По результатам проведенной проверки вынесен акт от 22.10.2019 N 44 и решение от 15.11.2019 N 8, согласно которому учреждением были не приняты к зачету произведенные страхователем расходы на выплату пособий в размере 388 041 рубль 28 копеек в счет средств обязательного социального страхования, в том числе:
- Машковой Р.А. в размере 261 532 рубля 60 копеек (пособие по беременности и родам за период с 12.12.2018 по 30.04.2019);
- Машковой Р.А. в размере 29 889 рублей 44 копейки (пособие по беременности и родам, выданное медицинским учреждением на 16 календарных дней за период с 01.05.2019 по 16.05.2019);
- Машковой Р.А. в размере 17 479 рублей 73 копейки (пособие при рождении ребенка);
- Машковой Р.А. в размере 79 139 рублей 51 копейка (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 17.05.2019 по 31.08.2019).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 "Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение) при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 4 и 4.1 Положения установлено, что страхователи в зависимости от численности работников представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации реестр сведений либо заявление и документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Порядок предоставления реестра сведений не предполагает последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, поступивших к нему от обратившегося застрахованного лица, на основании которых заполнен реестр сведений. В связи с чем у отделения Фонда отсутствует возможность проверить достоверность представленных сведений непосредственно при предоставлении страхователем реестра сведений.
Абзацем 1 пункта 16 Положения установлено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, в том числе влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзаца 2 пункта 16 Положения, расходы излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в полном объеме. Пунктом 17 Положения установлено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в п. 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Осуществление территориальным органом Фонда контроля за полнотой и достоверностью представленных страхователем сведений (документов) возможно только в рамках проведения проверки посредством истребования документов (сведений), представляемых страхователем, а также застрахованным лицом, и послуживших основанием для формирования и направления реестра сведений в территориальный орган Фонда с целью назначения и выплаты за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда сумм соответствующего вида пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения. На основании статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Страховым обеспечением по такому виду социальных страховых рисков как материнство является пособие по беременности и родам (пункт 4 части 1 статьи 7 и пункт 7 части 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании представленных реестров и документов отделением Фонда застрахованному лицу Машковой Р.А. были перечислены все суммы пособий по обязательному социальному страхованию в размере 388 041 рубль 28 копеек.
В соответствии с приказом страхователя от 02.11.2017 N 1-к, подписанного исполнительным директором Арамисовой З.Т., Машкова Р.А. принята с 02.11.2017 в ООО "Нико-Тур" на должность директора.
Согласно трудовому договору от 02.11.2017 N 3, заключенного между ООО "Нико-Тур", именуемого "Работодатель", и Машковой Р.А., именуемой "Работник", следует, что "Работник" (Машкова Р.А.) обязуется выполнять обязанности в должности директора ООО "Интегра" (п. 1.1). При этом, в разделе 1 "Предмет трудового договора" трудового договора от 02.11.2017 N 3 размер заработной платы Машковой Р.А. не указан.
Также из пункта 9 "Адреса и реквизиты сторон" трудового договора следует, что от работодателя он подписан Арамисовой З.Т., должность которой указана "Директор".
В ходе проведения выездной проверки было установлено, что начисление заработной платы Машковой Р.А. с момента ее оформления ООО "Нико-Тур" не производилось.
Из материалов дела следует, что страхователь ООО "Нико-Тур" не представил документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность, страховые взносы как по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляет и не уплачивает, а также представляет в отделение Фонда нулевую отчетность (расчеты по страховым взносам по форме 4-ФСС и форме по КНД).
С момента регистрации ООО "Нико-Тур" в налоговом органе и во внебюджетных фондах до настоящего времени, заработная плата отражена только за один месяц в сумме 7 800 рублей в августе 2017 года, период когда Машкова Р.А. не состояла в трудовых отношениях с ООО "Нико-Тур".
В ходе проведения выездной проверки, первичных документов правильности и обоснованности назначения и выплаты отделением Фонда Машковой Р.А. соответствующих видов пособий за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации исходя из отраженных страхователем данных в реестрах сведений ООО "Нико-Тур", также не было представлено в отделение Фонда подтверждений фактического выполнения получателем соответствующих видов пособий Машковой Р.А. трудовых функций и своих должностных обязанностей, а также наличия начисления и получения заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2016-2019 годы.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вышеуказанные обстоятельства указывают на фактическое отсутствие финансово-хозяйственной деятельности ответчика. Оформление трудовых отношений с Машковой Р.А. носило формальный характер, что свидетельствует о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение за счет средств обязательного социального страхования соответствующих видов пособий и недостоверности, представленных страхователем в реестрах сведений, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о формальном характере трудовых отношений ответчика с Машковой Р.А. признается несостоятельным.
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и документально подтвердить реальность трудовых отношений с работником, которому выплачены соответствующие пособия.
Поскольку страхователем в Фонд представлены недостоверные сведения, что повлекло за собой выплату излишних сумм пособия, суд первой инстанции пришел к выводу, что причиненный Фонду ущерб подлежит возмещению в связи с чем взыскал с общества в пользу учреждения 388 041 рубль 28 копеек.
Довод апелляционной жалобы, что в результате действий общества учреждению причинен ущерб, подлежащий возмещению в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 7, 8 Положения N 101 средства Фонда образуются за счет страховых взносов, используются строго по целевому назначению на финансирование мероприятий, определенных Положением N 101, в соответствии с Федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год. Возмещение средств из бюджета Фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для возмещения страхователем излишне понесенных территориальным органом Фонда расходов.
Страховые взносы - основной источник формирования бюджета Фонда, их обязаны уплачивать все страхователи. При этом недопустима существенная диспропорция между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования Российской Федерации и страховым обеспечением, выделяемых из этих средств. Иное приведет к нарушению конституционных принципов справедливости, юридического равенства и сбалансированности прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. В данном случае, обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования возникла с 02.11.2017 года.
В силу статьи 8 Федерального Закона N 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-ФЗ и статьей 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рассматриваемом случае выплата застрахованному лицу соответствующих видов пособий за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда в ситуации, когда застрахованному лицу Машковой Р.А. за период работы в ООО "Нико-Тур" не начислялась и не выплачивалась заработная плата, не является компенсацией утраченного заработка, носит характер дополнительного материального стимулирования и наносит ущерб Фонду, что противоречит законодательству Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
При таких обстоятельствах, сумма расходов перечисленная истцом застрахованному лицу по смыслу действующего законодательства, регулирующего сложившиеся между сторонами правоотношения, фактически представляет собой сумму ущерба, понесенную в связи с недобросовестными действиями ответчика.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.07.2020 по делу N А20-381/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-381/2020
Истец: ГУ РО ФСС РФ по КБР
Ответчик: ООО "Нико-Тур"
Третье лицо: Крикун Роман Александрович, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд