город Воронеж |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А14-18723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Воскобойникова М.С.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комбинат питания "Солнечный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2020 по делу N А14-18723/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Комбинат питания "Солнечный" (ОГРН 1033600062693, ИНН 3662067524) о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 14.08.2019 по делу N 036/06/8-542/2019, об обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: Администрация городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 72 имени Ю.В. Лукьянчикова,
В отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью Комбинат питания "Солнечный", управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 72 имени Ю.В. Лукьянчикова,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью комбинат питания "Солнечный" (далее - ООО КП "Солнечный", Комбинат питания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, управление, антимонопольный орган) от 14.08.2019 по делу N 036/06/8-542/2019 с участием в деле в качестве третьего лица Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок (далее - Управление муниципальных закупок, организатор торгов).
Определением от 20.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 72 имени Ю.В. Лукьянчикова (далее - третье лицо, школа).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО КП "Солнечный" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что действия по формированию единого лота с ценой 28 233 982 руб. привели к необоснованному ограничению числа участников закупок в виде невозможности участия в конкурсе лиц, ранее исполнявших контракты на рынке по организации питания школьников, что, по мнению комбината питания, не соответствует ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
От Управления муниципальных закупок поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу и просьбой оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Считает, что для всех участников закупки были созданы равные условия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
27.06.2019 было заключено соглашение о совместном проведении конкурса на закупку услуг по организации горячего питания школьников на 2019-2020 учебный год между Управлением муниципальных закупок и следующими заказчиками (вместе с консолидатором): МБОУ СОШ N 72 имени Ю.В.Лукьянчикова (консолидатор); МБОУ лицей N65; МБОУ гимназия N6; МБОУ СОШ N 4; МБОУ СОШ N 17; МБОУ СОШ N 25; МБОУ СОШ N 70; МБОУ СОШ N75; МБОУ СОШ N 84 им. А.С. Пушкина; МБОУ СОШ N 92.
19.07.2019 в Единой информационной системе организатором - Администрацией городского округа город Воронеж в лице Управления муниципальных закупок размещено извещение N 0131300000619002362 о проведении совместного конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2019-2020 учебный год, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 233 982,00 рублей.
Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с представленным в материалы дела изведением N 0131300000619002362, в состав закупки входят требования нескольких заказчиков с консолидатором - МБОУ СОШ N 72 имени Ю.В.Лукьянчикова, согласно указанным в заявке идентификационным кодам закупки и требованиям заказчиков и информация о них в разрезе конкретных заказчиков.
В соответствии с Техническим заданием предметом контрактов является услуга по организации горячего питания для школьников в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, которая включает в себя закупку, хранение и обработку продуктов, приготовление и раздачу готовых блюд, кондитерских, кулинарных и других видов готовой продукции.
Согласно пункту 14.1 Информационной карты (часть II документации об аукционе) к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе с ограниченным участием.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Согласно пункту 15.1 Информационной карты (часть II документации об аукционе) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги".
В соответствии с п. п. 4.3.7 п. 3 части 1 конкурсной документации в составе второй части заявки на участие в конкурсе должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника закупки предъявляемым к нему дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные пунктом 15.1 части II конкурсной документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0131300000619002362 от 15.08.2019 торги признаны несостоявшимися, так как единственная заявка, поданная ООО КП "Солнечный", не соответствует требованиям ч.2 ст.31 Закона N44-ФЗ, п.6 Приложения N2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99, п.14.1 и п.15.1 Части II конкурсной документации - отсутствие подтверждения опыта исполнения контракта (договора): стоимость одного ранее исполненного контракта составляет менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключать который проводиться конкурс.
В УФАС по Воронежской области поступила жалоба ООО КП "Солнечный" на действия организатора торгов при проведении конкурса для нужд муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж. По мнению Комбината питания, совместный конкурс привел к ограничению числа участников закупки.
Решением УФАС по Воронежской области от 20.08.2019 по делу N 036/06/8-542/2019, рассмотренному Комиссией с участием представителя заявителя жалобы, данная жалоба на действия организатора торгов (извещение N 0131300000619002362) признана необоснованной.
Полагая решение УФАС по Воронежской области необоснованными и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт. Также, суд устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части 2 статьи 8 названного Закона содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые в том числе приводят к ограничению конкуренции.
В силу ст. 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно части 1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу части 3 статьи 56 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пункта 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта (ч. 2 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).
Согласно положениям части 6 статьи 56 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с частью 7 статьи 56 Закона N 44-ФЗ в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией.
При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие 10 необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям") (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что для случаев оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых, среди прочего, для медицинских организаций, при условии превышения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) 500 000 рублей, к участникам соответствующих закупок предъявляется требование по наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Законом N44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, в пункте 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 названы копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Размещение заказа на организацию питания на весь учебный год, а не на его часть, суд признает обусловленным разумной целью. Таким образом оптимизированы как процесс выбора исполнителя услуги, так и процессы организации питания и контроля качества, снижен риск ненадлежащего оказания услуги. Что отвечает принципу эффективного расходования бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах суд области обосновано пришел к выводу о том, что совместное проведение торгов на установленных условиях не является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по существу заявленных требований фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2020 по делу N А14-18723/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18723/2019
Истец: ООО КП "Солнечный"
Ответчик: Администрация городского округа г. Воронеж, УФАС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5771/20
07.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2300/20
13.03.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18723/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-18723/19