г. Чита |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А58-3002/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" и Муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2020 года по делу N А58-3002/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" (ОГРН 1141447012739, ИНН 1417009537, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Администрации Муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1061417000446, ИНН 1417002130, далее - администрация) о признании недействительным решения от 13.02.2020 N 34 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2020 года по делу N А58-3002/2020 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Наслежной администрации муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (от 13.02.2020 N34 в рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" по реализации им преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых земельных участков находящихся в муниципальной собственности N01-20 от 14.01.2020. На Наслежную администрацию муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" путем повторного рассмотрения заявления N01-20 от 14.01.2020.
Общество и администрация обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобах.
Общество считает, что судом первой инстанции не разрешено требование о признании незаконным оспариваемого решения администрации от 13 февраля 2020 года N 34 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков. Судом по существу указанного требования решение не принято, принятое судом решение о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления ООО "Совхоз Намский" не соответствует заявленным исковым требованиям.
По мнению апеллянта, принятое судом решение в части обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем повторного рассмотрения заявления N 01-20 от 24.01.2020 года не устраняет нарушенные права и законные интересы ООО "Совхоз Намский" и способствует созданию дополнительных административных барьеров для их реализации. Исходя из данного решения ответчик вправе вновь незаконно отказать в предоставлении в собственность земельных участков.
Администрация также не согласна с выводами суда о том, что общество надлежаще использует указанные выше земельные участки, обеспечивая его освоение в соответствии с разрешенным видом использования, что подтверждается актами обследования земельных участков органом муниципального контроля за 2015-2019 годы, утвержденными Наслежной администрацией Муниципального образования "Хомустахский 1-й наслег" Намского улуса (район) Республики Саха (Якутия).
В отзыве на апелляционную жалобу администрация приводит ранее не заявлявшиеся при рассмотрении дела в суде первой инстанции доводы о наличии иных оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Общество в возражениях с доводами отзыва администрации не согласилось.
Определением суда от 07.09.2020 года изменено время судебного заседания на 11 часов 10 минут 6 октября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.08.2020, 08.09.2020, 09.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Совхоз Намский" более трех лет арендует следующие земельные участки сельскохозяйственного назначение по договорам аренды, заключенным с администрацией МО "Хомустахский 1-й наслег":
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:820, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Эмьник, общей площадью 10000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:635, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Ынахсыт, общей площадью 678097 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:819, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, общей площадью 6300 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:18002:630, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Улахан-Уэттях, общей площадью 413076 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:641, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур-ще Тура 1, общей площадью 78123 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:642, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тура 2, общей площадью 63404 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:643, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тура 3, общей площадью 152548 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:644, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тура 4, общей площадью 203901 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:645, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур-ще Тура 5, общей площадью 249320 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:646, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тура 6, общей площадью 233260 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:647, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тура 7, общей площадью 69444 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:632, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Туора-Сысы, общей площадью 418260 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:838, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Туора- Кюель, общей площадью 765866 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:631, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Туора-Аласа, общей площадью 94755 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:664, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Тумул, общей площадью 657184 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:834, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Суон урэх солоосуна, общей площадью 165430 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:665, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Атырдах, общей площадью 86101 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:666, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Атырдах Кытыл 2, общей площадью 139388 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:667, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Атырдах Кытыл, общей площадью 170313 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:628, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Аччыгый-Уэттях, общей площадью 21208 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:790, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Байбал, общей площадью 3000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:668, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур-ще Бегюр 2, общей площадью 71470 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:670, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур-ще Бегюр, общей площадью 134560 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:18002:634, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Билир, общей площадью 95425 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:840, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Бутэйдээх, общей площадью 560118 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:18002:788, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Бутэйдээх, общей площадью 10000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:842, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Бутэйдээх, общей площадью 600544 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:843, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Дьархан, общей площадью 824727 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:633, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Дюолту, общей площадью 138960 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:625, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Дяхтар Ольбут 2, общей площадью 103 063 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:629, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Дяхтар-Ольбут, общей площадью 208621 м2;
- земельный участк с кадастровым номером 14:18:180002:640, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Елету, общей площадью 247550 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:789 расположенный по адресу: PC (Я), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Кердуген, общей площадью 10000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:618, расположенный по адресу: PC (Я), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, общей площадью 2100000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:619, расположенный по адресу: PC (Я), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, общей площадью 1000000 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:833, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Кюельях, общей площадью 315100 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:627, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Мыята 2, общей площадью 250225 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:626, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ур-ще Сатабай, уч-к Мыята, общей площадью 71830 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:839, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Ойбон кэннэ, общей площадью 1068889 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:662, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, ур-ще Орто-Арыы 1, общей площадью 128177 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:661, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, ур-ще Орто-Арыы 2, общей площадью 164929 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:841, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1-й наслег, ур. Сайылык, общей площадью 411727 м2;
- земельный участок с кадастровым номером 14:18:180002:649, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутск), Намский улус, Хомустахский 1 -й наслег, ур-ще Сатабай 2, общей площадью 183782 м2.
Ссылаясь на то, что общество надлежаще использует указанные выше земельные участки, обеспечивая его освоение в соответствии с разрешенным видом использования, что подтверждается актами обследования земельных участков органом муниципального контроля от 2015 года, 2016 года, 2017 года, 2019 года, утвержденных Наслежной администрацией Муниципального образования "Хомустахский 1-й наслег" Намского улуса (район) Республики Саха (Якутия), заявитель 14.01.2020 на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статей 39.1 и 39.3 ЗК РФ обратился в Администрацию с заявлением с исх. N 01-20 о приобретении указанных земельных участков в собственность.
Письмом администрации от 13.02.2020 N 34 в удовлетворении данного заявления было отказано по причине наличия задолженности по арендной плате за 2019 года.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного отказа недействительным и возложении обязанности на администрацию предоставить данные земельные участки в собственность общества.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пункту 4 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Положения, установленные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, определяют исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, ООО "Совхоз Намский" более трех лет арендует спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения по договорам аренды, заключенным с администрацией МО "Хомустахский 1-й наслег".
Ссылаясь на то, что общество свыше трех лет надлежаще использует указанные выше земельные участки, обеспечивая его освоение в соответствии с разрешенным видом использования, что подтверждается актами обследования земельных участков органом муниципального контроля от 2015 года, 2016 года, 2017 года, 2019 года, утвержденных Наслежной администрацией Муниципального образования "Хомустахский 1-й наслег" Намского улуса (район) Республики Саха (Якутия), заявитель 14.01.2020 на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статей 39.1 и 39.3 ЗК РФ обратился в Администрацию с заявлением с исх. N 01-20 о приобретении указанных земельных участков в собственность.
Письмом администрации от 13.02.2020 N 34 в удовлетворении данного заявления было отказано по причине наличия задолженности по арендной плате за 2019 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что такое основание для отказа в предоставление в собственность как несвоевременная оплата арендной платы за земельные участки, используемые заявителем в течение более трех лет, законом не предусмотрено, что было признано представителем ответчика в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
При этом администрация, обжалуя решение суда первой инстанции, не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что общество надлежаще использует указанные выше земельные участки, обеспечивая его освоение в соответствии с разрешенным видом использования.
Между тем такой довод администрации прямо противоречит представленным в материалы дела актам обследования земельных участков органом муниципального контроля за 2015-2019 годы, утвержденным самим же ответчиком.
Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком каких-либо обоснованных возражений по существу спора не заявлялось.
В связи с чем изложенные администрацией в отзыве на апелляционную жалобу общества ранее не заявлявшиеся при рассмотрении дела в суде первой инстанции доводы о наличии иных оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков судебной коллегией не рассматриваются по существу.
Кроме того, указанные администрацией в отзыве обстоятельства, которые, по мнению ответчика, препятствуют в получении в собственность испрашиваемых земельных участков, предметом рассмотрения также не являлись, что следует из заявления общества от 14.01.2020 и оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность земельных участков.
В этой связи в силу пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", применяемого судом апелляционной инстанции по аналогии, судебная коллегия отмечает, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судебная коллегия также отклоняет доводы истца, не согласного с избранной судом первой инстанции правовосстановительной мерой.
Как следует из материалов дела, заявитель в качестве правовосстановительной меры просил суд обязать ответчика предоставить испрашиваемые земельные участки в собственность.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как правильно указал суд первой инстанции, определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Судебная коллегия не усматривает из материалов дела, что ответчиком было фактически рассмотрено заявление общества от 14.01.2020 применительно к приведенному выше порядку предоставления в собственность земельных участков, что косвенно подтверждается и ссылкой ответчика в отзыве на жалобу на иные обстоятельства, препятствующие предоставлению в собственность спорных земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал в качестве правовосстановительной меры на повторное рассмотрение заявления общества.
Между тем апелляционная жалоба общества является обоснованной в части доводов о том, что судом первой инстанции не разрешено требование о признании незаконным оспариваемого решения администрации от 13 февраля 2020 года N 34 об отказе в предоставлении в собственность земельных участков.
Как следует из резолютивной части обжалуемого решения, судом признан незаконным отказ в рассмотрении заявления ООО "Совхоз Намский", что не соответствует фактически заявленным исковым требованиям.
Кроме того, согласно тексту оспариваемого решения администрации, такой ненормативный акт связан с отказом в предоставлении в собственность спорных земельных участков, а не с отказом в рассмотрении заявления общества.
Таким образом, на основании пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ абзац первый резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2020 года по делу N А58-3002/2020 подлежит изменению путем его изложения в следующей редакции: "Признать недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, решение Наслежной администрации муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" в собственность земельных участков, изложенное в письме от 13.02.2020 N34".
В остальной части апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
На основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 рублей.
ООО "Совхоз Намский" по чек-ордеру от 04.08.2020 года операция 24 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по чек-ордеру от 04.08.2020 года операция 24 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" удовлетворить частично, изменив абзац первый резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2020 года по делу N А58-3002/2020 путем его изложения в следующей редакции: "Признать недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, решение Наслежной администрации муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" в собственность земельных участков, изложенное в письме от 13.02.2020 N34".
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Наслежной администрации муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1417002130, ОГРН 1061417000446) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" (ИНН 1417009537, ОГРН 1141447012739) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Совхоз Намский" (ОГРН 1141447012739, ИНН 1417009537) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3002/2020
Истец: ООО "Совхоз Намский"
Ответчик: Наслежная администрация муниципального образования "Хомустаххский 1-ый наслег" Намского улуса (района) Республики Саха (Якутия)