г. Чита |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А78-4915/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителя Читинской таможни Бутаковой А.Н. (доверенность от 18.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2020 года по делу N А78-4915/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АзияСпецИмпорт" (ОГРН 1132801010066, ИНН 2801190533, далее - ООО "АзияСпецИмпорт", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497, далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительными решений N N 10, 11, 12, 13 и 14 от 8 мая 2020 года об отказе в возврате излишне уплаченного утилизированного сбора в отношении грузовых автомобилей-самосвалов, задекларированных по декларациям на товары NN 10612060/240319/0002561, 10612060/180419/0003758, 10612060/230419/0004015, 10612060/261218/0014560, 10612060/291218/0014719, об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 2 845 500 руб. на расчетный счет, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2020 года делу N А78-4915/2020 заявленные требования удовлетворены полностью.
Таможенный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что использование обществом неверного значения коэффициента привело к излишней уплате утилизационного сбора.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 09 часов 20 минут 6 октября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.08.2020, 05.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ООО "АзияСпецИмпорт" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации по декларациям на товары (далее - ДТ) осуществлен ввоз следующих товаров:
1) по ДТ N 10612060/240319/0002561 товар N 1 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 1 штуки, вес брутто 15 000 кг, вес нетто 15 000 кг (т.1 л.д.94-95).
Платежным поручением N 41 от 22 марта 2019 года общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0149552 (т.1 л.д.98-99);
2) по ДТ N 10612060/180419/0003758 товар N 1 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 500 кг, вес нетто 19 500 кг (т.1 л.д.86-87).
Платежным поручением N 54 от 19 апреля 2019 года общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0149782 (т.1 л.д.88);
3) по ДТ N 10612060/230419/0004015 товар N 1 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 1 штуки, вес брутто 15 000 кг, вес нетто 15 000 кг (т.1 л.д.78-79).
Платежным поручением N 57 от 19 апреля 2019 года общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0060047 (т.1 л.д.80);
4) по ДТ N 10612060/261218/0014560 (т.1 л.д.67-69):
- товар N 1 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 1 штуки, вес брутто 19 500 кг, вес нетто 19 500 кг;
- товар N 2 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 1 штуки, вес брутто 15 000 кг, вес нетто 15 000 кг.
Платежным поручением N 224 от 24 декабря 2018 года общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары N 1 и N 2, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами NN ТС-0079080, ТС-0079081 (т.1 л.д.70-71);
5) по ДТ N 10612060/291218/0014719 товар N 1 "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018 производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD...", код ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, в количестве 2 штук, вес брутто 39 000 кг., вес нетто 39 000 кг (т.1 л.д.103-104).
Платежным поручением N 234 от 27 декабря 2018 года общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами NN ТС-0079085 и ТС-0079084 (т.1 л.д.105-106).
Товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Общество, полагая, что утилизационный сбор подлежит оплате без учета грузоподъемности ввозимых машин, обратилось в таможню с заявлениями от 6 мая 2020 года о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей (т.1 л.д.65-66, 76-77, 84-85, 92-93, 101-102):
- по ДТ N 10612060/240319/0002561 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/180419/0003758 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/230419/0004015 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/261218/0014560 в размере 813 000 рублей;
- по ДТ N 10612060/291218/0014719 в размере 813 000 рублей.
В связи с отсутствием излишней уплаты утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей решениями N N 10, 11, 12, 13 и 14 от 8 мая 2020 года таможенный орган отказал обществу в возврате утилизационного сбора (т.1 л.д.53-57).
Не согласившись с названными решениями таможни, ООО "АзияСпецИмпорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При этом утилизационный сбор является особым видом обязательного платежа, введенного в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ определены виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), в разделе II которого предусмотрены транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, к которым отнесены самосвалы.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (сноска <3> к Перечню). Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150 000 рублей (сноска <6> к Перечню).
Для расчета размера утилизационного сбора в отношении автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, установлен коэффициент 2,79; свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - коэффициент 5,5 (Перечень в редакции, действовавшей на момент уплаты утилизационного сбора).
Таким образом, в отношении самосвалов, задекларированных по ДТ N N 10612060/240319/0002561, 10612060/180419/0003758, 10612060/230419/0004015, 10612060/261218/0014560 и 10612060/291218/0014719, у ООО "АзияСпецИмпорт" как у лица, осуществившего ввоз таких товаров, возникает обязанность уплаты утилизационного сбора.
Пунктом 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила N 1291), установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Названными Правилами также предусмотрено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 5).
Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.
Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами.
Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей (пункт 6).
На бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (пункт 7).
Отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта или паспорте (дубликате) в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой (пункт 8).
Пунктом 11 Правил N 1291 предусмотрено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, приведенный в приложении N 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил N 1291 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора.
Таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество уплатило утилизационные сборы в следующем размере:
- по ДТ N 10612060/240319/0002561 в размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0149552 (т.1 л.д.98-99);
- по ДТ N 10612060/180419/0003758 в размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0149782 (т.1 л.д.88);
- по ДТ N 10612060/230419/0004015 в размере 825 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по товару), что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0060047 (т.1 л.д.80);
- по ДТ N 10612060/261218/0014560 в общем размере 1 650 000 рублей за товары N 1 и N 2, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами NN ТС-0079080, ТС-0079081 (т.1 л.д.70-71);
- по ДТ N 10612060/291218/0014719 в размере 1 650 000 рублей за товар N 1, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару), что подтверждается таможенными приходными ордерами NN ТС-0079085 и ТС-0079084 (т.1 л.д.105-106).
Товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Общество, полагая, что утилизационный сбор подлежит оплате без учета грузоподъемности ввозимых машин, обратилось в таможню с заявлениями от 6 мая 2020 года о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей (т.1 л.д.65-66, 76-77, 84-85, 92-93, 101-102, 148-157):
- по ДТ N 10612060/240319/0002561 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/180419/0003758 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/230419/0004015 в размере 406 500 рублей;
- по ДТ N 10612060/261218/0014560 в размере 813 000 рублей;
- по ДТ N 10612060/291218/0014719 в размере 813 000 рублей.
Таможня излишней уплаты утилизационного сбора в отношении названных товаров не усмотрела, в связи с чем решениями N N 10, 11, 12, 13 и 14 от 8 мая 2020 года таможенный орган отказал обществу в возврате утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей (т.1 л.д.53-57, 158-162).
Между тем таможенный орган не учел следующее.
Определение понятий "максимальная технически допустимая масса", "полная масса транспортного средства" в отношении колесных машин отсутствует как Перечне, так и в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823.
Разделом II Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, под технически допустимой максимальной массой понимается установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Однако основания для расширительного толкования понятий "максимально допустимая техническая масса" и "полная масса" в отношении колесных машин - автосамосвалов в контексте исчисления утилизационного сбора отсутствуют.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Однако грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении самосвалов с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого самосвала.
Суд пришел к правильному выводу, что именно масса автосамосвала, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации колесных машин носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии со статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Оснований считать, что такая характеристика самосвалов как их грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, не имеется.
При этом грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
При таких обстоятельствах ссылка таможни, что в отношении колесных транспортных средств в целях конкретизированного толкования понятия "полная масса транспортного средства" должен применяться Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011), является необоснованной.
Действительно, в соответствии с пунктом 6 ТР ТС 018/2011 под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
При этом термины ТР ТС 018/2011 подлежат применению в целях использования данного Регламента, тогда как ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат определение понятия "полная масса транспортного средства", равно как не содержат отсылочной нормы к положениям ТР ТС 018/2011 в целях определения значения "полная масса транспортного средства".
В связи с этим оперирование указанными понятиями в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора, в том числе суждение о том, что подлежащая указанию в паспорте транспортного средства разрешенная максимальная масса транспортного средства и есть полная масса транспортного средства, в зависимости от которой подлежит определение коэффициента, таможенным органом нормативно не обосновано.
Из системного толкования положений Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и колесных машин.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в спорной ситуации Закон N 89-ФЗ и Постановление N 1291 не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии (в том числе положений тома V Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Разделы XVI-XXI. Группы 85-97) признается недопустимым.
Таким образом, именно масса транспортного средства (самосвала) без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 305-КГ17-12383, пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, а также подтверждается судебно-арбитражной практикой по делам NN А40-308237/18, А40-292767/19, А40-263492/19, А51-73/2019, А51-14259/2019, А51-16911/2019, А51-17507/2019 и др.
Разъяснения Минпромторга России по вопросу порядка определения полной массы транспортного средства, указанные в письме от 27 марта 2014 года N 20-82В "Об уплате утилизационного сбора", на которые ссылается таможенный орган, даны до формирования правовой позиции Верховным Судом Российской Федерации. Какие- либо изменения в приведенные выше нормативные правовые акты в настоящее время, а также на момент ввоза спорных товаров, не внесены.
Утверждение таможни о неприменении к спорным правоотношениям правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 305-КГ17-12383, отклоняется судом, поскольку правовой подход, закрепленный в указанном судебном акте, направлен на конкретность, ясность и недвусмысленность нормативных установлений относительно элементов состава расчета утилизационного сбора и на неправомерность расширительного толкования порядка исчисления сбора.
Материалами дела подтверждается, что масса одной единицы товара "грузовой автомобиль - самосвал, новый, с зипом, марка SHACMAN, год выпуска 2018. производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP ТО. LTD..." по ДТ N 10612060/240319/0002561 составляет 15 000 кг., по ДТ N 10612060/180419/0003758 - 19 500 кг., по ДТ N 10612060/230419/0004015 - 15 000 кг., по ДТ N 10612060/261218/0014560 - 19 500 кг. и 15 000 кг., по ДТ N 10612060/291218/0014719 - 19 500 кг.
При этом правильность определения массы колесных машин ни обществом, ни таможней не оспаривается.
В связи с этим в отношении ввезенных самосвалов применяется коэффициент 2,79.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер утилизационного сбора за ввезенные обществом самосвалы составляет 418 500 рублей (150 000 рублей х 2,79 за каждую машину), всего:
- по ДТ N 10612060/240319/0002561 - 418 500 рублей (за одну машину);
- по ДТ N 10612060/180419/0003758 - 418 500 рублей (за одну машину);
- по ДТ N 10612060/230419/0004015 - 418 500 рублей (за одну машину);
- по ДТ N 10612060/261218/0014560 - 837 000 рублей (за две машины);
- по ДТ N 10612060/291218/0014719 - 837 000 рублей (за две машины).
Утилизационный сбор уплачен обществом в общей сумме 5 775 000 рублей, что также подтверждается таможенными приходными ордерами и таможней по существу не оспаривается.
Следовательно, сумма утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей является излишне уплаченной обществом (по ДТ N 10612060/240319/0002561 в размере 406 500 рублей; по ДТ N 10612060/180419/0003758 в размере 406 500 рублей; по ДТ N 10612060/230419/0004015 в размере 406 500 рублей; по ДТ N 10612060/261218/0014560 в размере 813 000 рублей; по ДТ N 10612060/291218/0014719 в размере 813 000 рублей).
В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 24 Правил N 1291).
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4 (пункт 25 Правил N 1291).
Заявление, приведенное в пункте 25 либо 26 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика (пункт 27 Правил N 1291).
При отсутствии в заявлении, приведенном в пункте 25 либо 26 к настоящим Правилам, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный или налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления: а) возвращает заявление плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю; б) направляет плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, приведенное в приложении N 5 (пункт 32 Правил N 1291).
В случае принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю направляется решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним по форме, приведенной в приложении N 6, в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым или таможенным органом такого решения.
Согласно пункту 33 Правил N 1291 общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.
В силу пункта 34 Правил N 1291 возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится Федеральным казначейством на основании поручения, представленного таможенным или налоговым органом, в который плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем было подано заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении.
Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится в валюте Российской Федерации. При возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств (пункт 35 Правил N 1291).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у таможенного органа не имелось оснований для отказа обществу в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в общем размере 2 845 500 рублей.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июля 2020 года делу N А78-4915/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4915/2020
Истец: ООО "АзияСпецИмпорт"
Ответчик: Читинская таможня