г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-127287/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Адамова А.А., по доверенности от 07.09.2020;
от ответчика (должника): Фокина Е.А., по доверенности от 03.09.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18902/2020) общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020 по делу N А56-127287/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585"
к Северо-Западному главному управлению Центрального банка Российской Федерации
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбарды ЮС-585" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление) от 30.08.2019 N Т2-52-55/35891ДСП (пункты 12, 13 установочной части предписания, пункт 1 предписывающей части предписания в части пунктов 12, 13, пункт 2 предписывающей части предписания).
Решением от 05.06.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Ломбарды ЮС-585" обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Общество просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, учитывая, что факты хозяйственной жизни о выдаче займа оформлены первичными учетными документами (залоговыми билетами), соответствующими требованиям действующего законодательства, а также учитывая, что действительность заключенных договоров займа не оспорена полномочным лицом в установленном законом порядке, то основания для внесения изменений в показатели подраздела I раздела II отчетов о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за 9 месяцев 2018 года и 2018 год отсутствуют.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением проведена плановая проверка в отношении Общества, в ходе которой установлено, что заключение Ломбардов договоров в рамках проведения акции "Старое на новое", по условиям которых Ломбардом осуществлялось принятие в залог имущества физических лиц с последующим перечислением суммы займа третьему лицу по соответствующему поручению заемщика. При этом, Ломбардом не осуществлялась передача денежных средств заемщику или третьему лицу по поручению заемщика в день, указанный в залоговом билете. Поскольку при заключении между Ломбардом и физическими лицами Договоров передача денежных средств заемщику или третьему лицу по поручению заемщика не осуществлялась, Договоры не являлись договорами займа в понимании норм Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона N 353-ФЗ, что в совокупности с их возмездным характером свидетельствовало об осуществлении Ломбардом не предусмотренной частью 4 статьи 2 Федерального закона N 196-ФЗ предпринимательской деятельности и являлось нарушением указанной нормы (пункт 12 предписания).
Также административным органом установлено отражение Ломбардом сведений о договорах, заключенных в рамках акции "Старое на новое", в составе показателей подраздела 1 раздела II отчетов о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год. Учитывая, что вышеуказанные договоры не являлись договорами займа в соответствии с положениями Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона N 353-ФЗ, отражение сведений о них в составе показателей подраздела 1 раздела II отчетов о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за 9 месяцев 2018 года и 2018 год свидетельствует о нарушении требований пункта 1 Указания N 3927-У, пунктов 6, 7, 8, 9, 10 Порядка, установленного Приложением N 1 к Указанию N 3927-У. Также изложенное может свидетельствовать о наличии нарушения требований Указания N 3927-У при составлении отчетности деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 за 1 квартал и полугодие 2018 года в части отражения в них сведений о договорах, заключенных в рамках акции "Старое на новое".
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 30.08.2019 N Т2-52-55/35891ДСП об устранении выявленных нарушений (пункт 1); о проведении дополнительного анализа ранее представленных отчетов о деятельности ломбарда по форме ОКВУД 0420890 за 1 квартал 2018 года и полугодие 2018 года с учетом информации, изложенной в пункте 13 устанавливающей части настоящего предписания, и представить в Управление информацию о его результатах (пункт 2); о принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с предписанием от 30.08.2019, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, к числу которых относятся, в том числе ломбарды.
В рамках реализации указанных полномочий Банк России на основании положений пункта 3 части 3, пунктов 4 и 5 части 4 статьи 2,3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, проводит проверку соответствия деятельности ломбарда требованиям, установленным Федеральным законом N 196-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, утвержденном Банком России, а также направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения.
В силу требований части 8 статьи 2 Федерального закона N 196-ФЗ ломбард обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
Формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда установлены Указанием N 3927-У.
В соответствии с пунктом 6 Порядка составления отчетности по форме 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" (приложение 1 к Указанию N 3927-У; далее - Порядок) в разделе II Отчета о деятельности ломбарда отражаются сведения о займах, сведения о средствах, привлеченных для осуществления деятельности ломбарда, информация о страховании рисков ломбарда и иные сведения по договорам займа.
В частности, в пункте 1.1 подраздела 1 раздела II Отчета о деятельности ломбарда указывается сумма займов, выданных за отчетный период, а также сумма задолженности по основному долгу по предоставленным займам по состоянию на конец отчетного периода (пункт 7 Порядка).
Как следует из материалов дела и не оспаривается Ломбардом, Банком России при осуществлении проверки его деятельности было установлено заключение Ломбардом в период с 01.01.2018 по 17.05.2018 договоров в ходе проведения акции "Старое на новое", в соответствии с условиями которых Ломбардом осуществлялось принятие в залог имущества физических лиц с последующим перечислением суммы займа третьему лицу по соответствующему поручению заемщика, при этом передача денежных средств (суммы займа) третьему лицу по поручению заемщика фактически была осуществлена Ломбардом после истечения срока возврата денежных средств (срока предоставления займа), определенного соответствующим договором (далее - Договоры).
В силу положений пункта 3 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период заключения Договоров; далее - ГК РФ) особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Федерального закона N 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
В силу требований части 2 статьи 7 Федерального закона N 196-ФЗ договор займа, заключаемый ломбардом, совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 196-ФЗ существенными условиями договора займа, заключаемого ломбардом, являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 196-ФЗ, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу, а также срок предоставления займа
Осуществление Ломбардом передачи денежных средств (суммы займа) третьему лицу по поручению заемщика за пределами срока предоставления займа, установленного в залоговом билете (соответствующем договоре займа), не позволяет считать согласованным условие о сроке предоставления займа в отношении договоров, заключенных Ломбардом в период с 01.01.2018 по 17.05.2018 в ходе проведения акции "Старое на новое".
Таким образом, заключенные Ломбардом договоры определению договора займа, установленному Федеральным законом N 196-ФЗ не соответствуют.
В ходе проверки деятельности Ломбарда Банком России был установлен факт отражения Ломбардом сведений о Договорах в составе показателей подраздела 1 раздела II отчетов о деятельности Ломбарда по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что денежные средства по договорам предоставлены Ломбардом не в рамках договоров займов, заключенных в соответствии с требованиями статьи 7 ФЗ N 196-ФЗ, отражение информации об указанных договорах в качестве займов, выданных Ломбардом за отчетный период, в составе показателей подраздела 1 раздела II Отчетов о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год, не соответствует требованиям пункта 1 Указания N 3927-У и пунктов 6-10 Порядка (приложение 1 к Указанию N 3927-У).
В связи с выявленными нарушениями Управлением в адрес Ломбарда направлено Предписание, в пункте 13 устанавливающей части которого отражены указанные выше обстоятельства.
Предписанием от 30.08.2019 N Т2-52-55/35891ДСП Банк России не осуществлял оценку правомерности оформления Ломбардом фактов его хозяйственной жизни, равно как и не оценивал договоры на предмет их оспоримости.
Вместе с тем, с учетом полномочий Банка России, установленных положениями пункта 3 части 3, пунктов 4 и 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона N 196-ФЗ, наличием у Ломбарда законодательно установленной обязанности по представлению в Банк России Отчета о деятельности ломбарда в порядке, установленном Банком России (часть 8 статьи 2 Федерального закона N 196-ФЗ), в мотивировочной части Предписания установлен факт несоответствия договоров необходимым требованиям в целях их возможного учета и отражения в Отчетах о деятельности ломбарда.
С учетом полномочий Банка России и законодательно установленной обязанности по представлению Ломбардом в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности в порядке, установленном Банком России, при условии фактического исполнения Ломбардом предписания в оспариваемой его части, предписание соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Ломбарда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020 по делу N А56-127287/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127287/2019
Истец: ООО "ЛОМБАРДЫ ЮС-585"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ