город Воронеж |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А14-21194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Драгунов А.В. - представитель по доверенности N 1-27 от 12.05.2020, выдана сроком до 31.12.2020, удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Вендор-опт": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вендор-опт" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.08.2020 по делу N А14-21194/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вендор-опт" (ОГРН 1123668026239, ИНН 3665088160) к Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.11.2019 N 08-19/1136-7ю,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вендор-опт" (далее - заявитель, ООО "Вендор-опт", Общество) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Межрегиональному управлению федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.11.2019 N 08-19/1136-7ю
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.08.2020 по делу N А14-21194/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Вендор-опт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "Вендор-опт" указывает на то, что наличие в ЕГАИС неточных сведений о цене поставленной продукции само по себе не образует состава административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ, поскольку административным органом не доказано наличие негативных последствий. Кроме того, общество, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, наличие убытка от результата финансовой деятельности, вынужденного простоя в период самоизоляции, настаивает на снижении размера административного штрафа в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ниже нижнего предела санкции ст. 14.19 КоАП РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Вендор-опт", извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.
В связи с наличием доказательств его надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ООО ООО "Вендор-опт".
Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу считает оспариваемое решение законным и не подлежащим отмене. Доказательств того, что для общества наложенный размер штрафа носит значительный характер, а также имеют место исключительные обстоятельства, являющиеся основанием для его снижения, материалы дела не содержат.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 07.10.2019 N б/н, в соответствии с Регламентом действий должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 20.05.2019 ДР-7/12-01, проведен анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, посредством использования Федеральных государственных информационных систем.
По результатам проведенного анализа, составлен отчет "О результатах мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями", содержащий информацию по осуществлению в ЕГАИС поставок ООО "Вендор-опт" поставок алкогольной продукции организациям розничной торговли с нарушением минимальных цен, установленных приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (в редакции от 14.12.2018 N 267н)", а именно:
- ООО "Надежда" ИНН 3666129595 по ТТН от 02.07.2019 N 1113- 006429 -водки "Беловка оригинальная", объемом 0,5 л., крепостью 38%, датой розлива 04.02.2019, производства ООО "Степные просторы", по цене 184 рубля, в количестве 10 бутылок;
- ООО "Дубрава Плюс" ИНН 3662157305 по ТТН от 02.07.2019 N 1113-006403 - водки "Беловка оригинальная", объемом 0,5 л., крепостью 38%, датой розлива 04.02.2019, производства ООО "Степные просторы", по цене 184 рубля в количестве 20 бутылок.
При этом минимальная цена в соответствии с приказом Минфина от 11.05.2016 N 58н (в редакции от 14.12.2018 N 267н) установлена в размере 186,0 руб. за 0,5 л. готовой продукции.
В отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении от 08.10.2019 N 08-19/1136 и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В целях получения доказательств по делу у ООО "Вендор-опт" ИНН 3665088160 истребованы документы (сведения) о реализации алкогольной продукции, а так же правоустанавливающих и учредительных документов (определение от 08.10.2019 N 08-19/1136-1).
В ответ на определение от 08.10.2019 N 08-19/1136-1 ООО "Вендор-опт" ИНН 3665088160 представило заверенные копии товаросопроводительных документов (включая справки разделов "А" и "Б"), объяснения по факту оборота (поставки) алкогольной продукции по цене, ниже установленной действующим законодательством, согласно которым: "ООО "Вендор-опт" произвело поставку алкогольной продукции (водки) организациям розничной торговли с учетом (т.е. не нарушая) минимальных цен, установленных приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (в редакции от 14.12.2018 N 267н) по цене 186 руб. Цена в размере 184 руб. в ЕГАИС получила отражение в результате технической ошибки (сбоя) программного обеспечения при автоматическом формировании товарно-транспортной накладной в системе ЕГАИС".
Для правильного разрешения дела об административном правонарушении, в целях выяснения всех обстоятельств дела, в адрес ООО "Надежда" ИНН 3666129595, ООО "Дубрава Плюс" ИНН 3662157305, направлены определения об истребовании сведений от 09.10.2019 N N 08-19/1136-2, 08-19/1136-3 соответственно.
ООО "Надежда" ИНН 3666129595, ООО "Дубрава Плюс" ИНН 3662157305 предоставлены заверенные копии документов согласно определений об истребовании сведений от 09.10.2019 N N 08-19/1136-2, 08-19/1136-3., согласно которым поставка алкогольной продукции осуществлялась по цене 186 руб.
В ходе проведенного анализа данных, содержащихся в ЕГАИС-УТМ и представленных организацией первичных товарно-транспортных документов установлено, Управление пришло к выводу. что о Общество 02.07.2019 допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте, выразившегося в нарушении порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС в виду искажения информации о цене алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Должностным лицом 08.11.2019 был составлен протокол N 08-19/1136-5Ю об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ.
На основании протокола от 08.11.2019 г. N 08-19/1136-5Ю ВРИО заместителя руководителя МРУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу вынесено постановление N08-19/1136-7Ю от 19.11.2019 о признании ООО "Вендор-опт" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом административного правонарушения, вины общества. Также суд области с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для освобождения лица от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правильными и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 названного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
На основании пункта 1 статьи 10.2 этого же Закона оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
По правилам абзаца 15 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 данного Закона порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
В силу подпункта 1 пункта 5 указанных Правил ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку.
Из подпункта 18 пункта 6 Правил N 1459 следует, что ЕГАИС содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
В силу п. 24 Правил N 1459, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными. В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заявление с уточненными данными, при этом организация вносит уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
В соответствии с п. 26 Правил N 1459, основаниями для отказа в уточнении информации, содержащейся в единой информационной системе, являются, в том числе: выявление территориальным органом или уполномоченным таможенным органом недостоверной и (или) искаженной информации в прилагаемых к заявлению документах, представленных организацией; наличие сведений о проверке информации, содержащейся в единой информационной системе, за отчетный период, которую необходимо скорректировать, проводимой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, ее территориальными органами в отношении организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или индивидуального предпринимателя на момент подачи заявления.
В соответствии с п. 7 Правил организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N 149).
Согласно п. 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 1 и п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 в полях "12. Цена с НДС, руб. коп." и "23. Цена с НДС, руб. коп." указывается раздельно по каждому наименованию продукции, поставляемой в соответствии с ТТН, цена за единицу продукции (штуку, декалитр), включая налог на добавленную стоимость и акциз в рублях и копейках, заполняется оператором организации - поставщика продукции.
Анализ указанных правовых положений показывает, что при заполнении заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгружаемой продукции, подлежит отражению реальная, достоверная информация, подтвержденная соответствующими первичными документами (ТТН), с указанием всех необходимых реквизитов ТТН, в том числе и цены продукции.
ООО "Вендор-опт" вменяется нарушение установленного порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившегося в нарушении порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно искажении информации о цене алкогольной продукции, что является нарушением требований, установленных ст. 14, 26 Закона, Постановления от 29.12.2015 N 1459 и п. 5.1.1 Приказа от 21.05.2014 N 149.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного анализа данных, содержащихся в ЕГАИС-УТМ и представленных организацией первичных товарно-транспортных документов установлено, что Общество 02.07.2019 допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
Согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС-УТМ "Сведения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по ТТН от 02.07.2019 N 1113-006429 и от 02.07.2019 N 1113-006403 цена при отгрузке зафиксирована ниже установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (в редакции от 14.12.2018 N 267н)".
Факт указанных нарушений подтверждается: сведениями, содержащимися в базе данных ЕГАИС-УТМ; товарно-сопроводительными документами; объяснениями ООО "Вендор-опт"; протоколом об административном правонарушении от 08.11.2019 N 08-19/1136-5ю.
При этом, Общество ссылается на наличие технического сбоя в ЕГАИС, в результате чего в системе отразилась искаженная информация, выявленная административным органом и изложенная в протоколе N 08-19/1136-5Ю об административном правонарушении от 08.11.2019.
Вышеназванное обстоятельство свидетельствует, по мнению заявителя, об отсутствии состава административного правонарушения.
Судебной коллегией отклоняется указанный довод как ошибочный, согласно ответа ООО "Компания "Софт-Сервис" от 15.08.2019 сбой был зафиксирован, однако, причина некорректности выгрузки информации (в том числе цен алкогольной продукции) при формировании товарно-транспортных накладных в системе ЕГАИС ООО "Компания "Софт-Сервис" не установлена.
Кроме того, после получения указанного ответа с период с августа 2019 до октября 2019 общество не предприняло мер по устранению допущенного нарушения, а именно уточнения и исправления недостоверной информации.
В соответствии с п. 24 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации, Обществом своевременно должны быть приняты меры к направлению в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заявления с уточненными данными.
Пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N1459 предусмотрена необходимость направления в единую информационную систему заявки о фиксации с уточненными данными.
Из чего следует, что ООО "Вендор-опт" в полной мере несет ответственность за корректность функционирования программного обеспечения Общества.
При этом, после получения ответа ООО "Вендор-опт" не предприняло необходимые меры для соблюдения правил и норм, предусмотренных
Вместе с тем, поскольку ООО "Вендор-опт" располагало программно-аппаратными средствами ЕГАИС-УТМ и документами, сопровождающими оборот алкогольной продукции, организация имела возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Постановлением от 29.12.2015 N 1459, Федеральным законом от 29.06.2015 N 182-ФЗ; Приказом от 21.05.2014 N 149, в части фиксации в ЕГАИС достоверных сведений об обороте алкогольной продукции.
Из чего следует, что общество не предприняло все возможные меры для предупреждения правонарушения.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах, судом области сделан верный вывод о доказанности состава административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности вины, вмененного правонарушения ООО "Вендор-опт", в соответствии с позицией, отраженной в п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", где разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При этом в деле не имеется и обществом не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Кроме того, общество привлекалось за подобное правонарушение ранее. ООО "Вендор-опт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в части фиксации в ЕГАИС цены на алкогольную продукцию ниже, установленной законодательством Российской Федерации, и назначены наказания в виде предупреждения в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ и в виде штрафа, в соответствии с постановлениями по делам об административном правонарушении от 04.09.2019 N 08-19/675-7ю, от 25.09.2019 N 08-19/845-7ю, соответственно.
Также судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Согласно пункту 18.1 Постановления N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере учета при производстве, обороте и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Возможность неисполнения заявителем указанных требований и обязанностей, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является формальным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, в связи с чем в данном случае правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
С учетом требований ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции ст. 14.19 КоАП РФ.
Доводы жалобы о снижении административного штрафа, назначенного обществу ниже низшего предела ссылаясь на положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, также отклоняются апелляционным судом.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исходя из буквального содержания части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела.
В рассматриваемом случае, оценивая доводы общества о необходимости применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП, судебная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения обществом административного правонарушения, исходя из того, что общество на профессиональной основе осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлений каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по исполнению требований в области строительства, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ является формальным.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины общества суд первой инстанции обосновано посчитал, что ответчиком соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленные административные правонарушения наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
В этой связи судебная коллегия считает, что назначение обществу административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать указанным выше целям.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.08.2020 по делу N А14-21194/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вендор-опт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-21194/2019
Истец: ООО "Вендор-опт"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО