г. Москва |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А40-109640/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Левиной Т.Ю., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бабушкинский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2023 года
по делу N А40-109640/23, принятое судьей Т.И. Махлаевой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бабушкинский" (ИНН: 7716559032, ОГРН: 5067746793967)
к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" (ИНН: 7710918359, ОГРН: 1127746615831)
государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы"
(ИНН: 7731419456, 5117746050989)
третье лицо: Банк ВТБ (публичное акционерное общество)
об обязании осуществить корректировку размера платы за коммунальную услугу
при участии в судебном заседании:
от истца Богомолов В.И. по доверенности от 05.12.2023,
от ответчика 1 Аничкин Д.А. по доверенности от 09.01.2024,
от ответчика 2 Пичевская Е.И. по доверенности от 21.02.2023,
от третьего лица представитель не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Бабушкинский" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, которое судом удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) протокольным определением от 28.09.2023) в котором просит обязать ГБУ МФЦ города Москвы (ОГРН 5117746050989) и ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" (ОГРН 1127746615831) солидарно в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществить в АСУ ЕИРЦ корректировку (перерасчет) размера платы за коммунальную услугу по отоплению по фактическому потреблению за 2022 год в указанном объеме тепловой энергии по лицевым счетам собственников и пользователей помещений в многоквартирных жилых домах по адресам изложенным в перечне (т. 1, л.д. 13-14) в порядке, предусмотренном п. 2.1.3.-2.1.4. договора N 1136/479130 от 29.07.2019, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с поручением ООО "УК "Бабушкинский" о проведении корректировки от 26.01.2023 N 01-21-2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Банк ВТБ (публичное акционерное общество).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано, в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые истец сослался.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 23.01.2024 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленных ими отзывов в порядке ст. 262 АПК РФ.
Третье лицо представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о дате и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя третьего лица по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований истец сослался на то, что ООО "УК "Бабушкинский" осуществляет управление многоквартирными домами в г. Москве по адресу:
- ул. Печорская, д. 4, 5, 6, 8
- ул. Летчика Бабушкина, д. 11/2 к. 1, 15, 18, 23, 24,
- ул. Менжинского, д. 9,13 к. 1 и к. 3, 17 к. 2, д. 19 к. 2
- ул. Ленская, д. 8 к. 2, д. 10 к. 2
- ул. Енисейская, д. 16/21
а всего 17 МКД, что подтверждается лицензией и договорами управления (прилагаются, также размещены в открытом доступе в ГИС ЖКХ).
Истец является исполнителем коммунальной услуги по отоплению на основании заключенного с ПАО "МОЭК" Договора теплоснабжения N 03.212703-ТЭ от 01.05.2010.
14.01.2023 ООО "УК "Бабушкинский" получил от ПАО "МОЭК" расчетно-платежные документы за декабрь 2022 года, в соответствии с которыми определяется фактический объем потребления тепловой энергии за 2022 год (копии РПД, расчет фактического объема потребления ТЭ за 2022 год для целей начисления корректировки и текущих начислений за отопление в 2023 году).
На основании договоров управления с собственниками помещений начисление платы за ЖКУ и формирование ЕПД опосредовано договором N 1136/479130 от 29.07.2019 об организации расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании единого платежного документа.
Предметом договора являются действия сторон, осуществляемые в целях организации расчетов физических лиц, проживающих в жилых домах, находящихся на территории г. Москвы, за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые на основании Договора управления многоквартирными домами, заключенного между ООО "УК "Бабушкинский" и плательщиком.
В рамках указанного договора об организации расчетов за ЖКУ истец ежемесячно направляет поручения в ГБУ МФЦ для начисления текущей платы за ЖКУ и/или массовых перерасчётов.
27.01.2023 ООО "УК "Бабушкинский" через электронную приемную на официальном сайте https://md.mos.ru/ направило в ГБУ МФЦ г. Москвы поручение исх. N 01-21-2023 от 26.01.2023 для осуществления текущих начислений по коммунальной услуге отопления в расчетных периодах в течение 2023 (среднемесячный объем потребления тепловой энергии за 2022 год) и для проведения в феврале 2023 корректировки начислений за коммунальную услугу по отоплению, предъявленных к оплате жителям МКД в 2022 году, с приложением сведений об объемах тепловой энергии, фактически потребленной на нужды отопления в 2022 году, и сведениях о среднемесячных объемах потребления энергии в 2022 году по данным ПАО "МОЭК" по Договору теплоснабжения N 03.212703-ТЭ от 01.05.2010 (вх. N 142673 от 27.01.2023).
В рамках исполнения п. 2.1.2.-2.1.3 договора в срок до 15.02.2022 ГБУ МФЦ обязан организовать осуществление текущих начислений за ЖКУ и корректировки начислений платы за отопление плательщикам за жилое помещение и коммунальные услуги и формирование текущих ЕПД за февраль 2023 года.
Начисления за ЖКУ, включая корректировки (перерасчет), осуществляются с использованием программы АСУ ЕИРЦ (городская информационная система, предназначенная для автоматизации процессов начисления и учета платежей за ЖКУ).
На ГБУ МФЦ и ГБУ ЕИРЦ нормативно-правовыми актами г. Москвы возложена обязанность фактически осуществить массовый расчет начислений платы за ЖКУ, включая перерасчеты платы (корректировки), формирование ЕПД.
В рамках исполнения поручений по Договору об организации расчетов за ЖКУ с Истцом ГБУ МФЦ производит расчеты платы за ЖКУ и направляет официальные письма (заявки) в ГБУ ЕИРЦ с описанием необходимых изменений в АСУ ЕИРЦ.
09.02.2023 письмом исх. N МФЦ19-1-5-186/23 ГБУ МФЦ сообщил, что направил в ГБУ ЕИРЦ письмо о проведении корректировки начислений Плательщикам за жилое помещение и коммунальные услуги и формирование ЕПД и обязался сообщить об исполнении поручения дополнительно.
После проведения начислений ГБУ ЕИРЦ обязано обеспечить формирование текущих массовых ЕПД и направить сформированные файлы ЕПД в организацию, определенную Департаментом ЖКХ г. Москвы как ответственную за обеспечение печати и доставки ЕПД.
Также внесение изменений в АСУ ЕИРЦ обеспечивает получение собственниками электронных ЕПД с использованием ГИС "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы", интегрированной с автоматизированной ИС "Официальный портал Мэра и правительства Москвы".
Согласно п. 4.1. Регламента оказания услуг АСУ ЕИРЦ, утвержденным Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 17.11.2011 N 05-14-750/1, результатом обеспечения осуществления начислений (включая перерасчеты) платежей за ЖКУ является занесение результатов начислений в специальные таблицы базы данных Oracle АСУ ЕИРЦ
Согласно п. 4.2. Регламента результатом обеспечения формирования ЕПД является сформированные файлы ЕПД в формате, пригодном для печати (в том числе PDF), по каждому финансово-лицевому счету.
Согласно п. 4.3. печать ЕПД также относится к услугам АСУ ЕИРЦ.
В соответствии с п. 2.1.10 договора об организации расчетов за ЖКУ факт оказания услуг подтверждается отчетами ГБУ МФЦ по форме 07.04.01а "Начисления по поставщикам, услугам"
Отчет ГБУ МФЦ за февраль 2023 по форме 07.04.01 "Начисления по поставщикам, услугам" подтверждают два обстоятельства:
- начисление текущей платы за отопление;
- отсутствие начислений по Корректировке платы за отопление за 2022 год. 03.03.2023 ООО "УК "Бабушкинский" направил в адрес ГБУ МФЦ г. Москвы.
Претензию исх. N 01-114-2023 от 16.02.2023 с требованием произвести корректировку платы за отопление за 2022 год по фактическому потреблению в порядке, предусмотренном Правилами N 354 (вх. N 143931 от 03.03.2023)
07.03.2023 письмом исх. N МФЦ19-1-5-325/23 ГБУ МФЦ в ответ на претензию сообщил, что направил повторное письмо в ГБУ ЕИРЦ.
Отчет ГБУ МФЦ за март 2023 по форме 07.04.01а "Начисления по поставщикам, услугам" также подтвердил факт отсутствия начислений корректировки платы по отоплению за 2022 год.
Направление ГБУ МФЦ писем в ГБУ ЕИРЦ о проведении перерасчета не может быть признано результатом оказания услуги по начислению корректировки.
ГБУ ЕИРЦ немотивированно уклоняется от внесения изменений в АСУ ЕИРЦ, т.е. внесении сведений о перерасчете- конкретных сумм перерасчета по услуге отопления по каждому коду Плательщика и формирования соответствующих ЕПД.
Данные факты послужили основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно пришел к нижеизложенным выводам.
Осуществление массового перерасчета начислений за ЖКУ возложено на ГБУ ЕИРЦ. У ГБУ МФЦ города Москвы в качестве пользователя АСУ ЕИРЦ отсутствуют полномочия и технические возможности непосредственного осуществления массового перерасчета начислений за ЖКУ.
Таким образом, массовый перерасчет за ЖКУ осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ совместно, отдельно друг от друга самостоятельно произвести массовый перерасчет за ЖКУ невозможно, в связи с чем, обязательства ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ не являются солидарными.
При этом, обязанность по формированию платежного документа и направлению его в адрес потребителя услуг лежит на управляющей организации (истец), который не предоставил обоснованных доказательств невозможности исполнить данную обязанность без участия ГБУ МФЦ города Москвы
При этом, истцом не представлено доказательств отсутствия возможности иным способом, кроме как через МФЦ, осуществлять начисления жителям МКД за оказанные услуги.
Заключение договоров на расчеты осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ, устанавливающим свободу в заключении договора. Обязанность в заключении указанных договоров нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы не установлена.
Решения, принятые на общем собрании собственников спорных МКД, в том числе в части заключения договора на расчеты с ГБУ МФЦ города Москвы, не являются обязательными для ГБУ МФЦ города Москвы.
ГБУ МФЦ города Москвы не является исполнителем коммунальных услуг. Договорные отношения между жителями МКД и ГБУ МФЦ города Москвы отсутствуют.
ГБУ МФЦ города Москвы не является агентом (посредником) истца, осуществляющего управление МКД, не оказывает жилищно-коммунальные услуги непосредственно населению, не заключает сделки и не осуществляет иные юридические действия от имени Истца в отношении жителей МКД. Условия Договора не предусматривают передачу ГБУ МФЦ города Москвы каких-либо прав в рамках деятельности по управлению МКД (ст. 382, 388 ГК РФ).
Ссылка истца на выполнение ГБУ МФЦ города Москвы услуг по расчету (перерасчету) ЖКУ в силу закона в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 219-ПП противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы. Выполнение МФЦ функций по начислению платы за ЖКУ. осуществляемые по договорам с управляющими организациями, не является государственной услугой и не попадает под действие Федерального закона N 210-ФЗ, постановления Правительства Москвы N 219-ПП.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению исходя из следующего.
Судом первой инстанции на основе всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств сделан правильный вывод о том, что ГБУ МФЦ города Москвы не выполняет услуги по расчету (перерасчету) жилищно-коммунальных платежей в силу прямого указания закона.
Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) осуществляют начисление платежей и выполнение функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги (далее - ЖКУ) нанимателям по договорам найма или социального найма, владельцам, собственникам жилых помещений при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги (пункт 3,2.1. постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Москвы N 299-ПП).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг заявителям, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ).
Постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 219-ПП), принятым во исполнение Федерального закона N 210-ФЗ, определен перечень государственных и иных услуг, предоставляемых МФЦ заявителям и порядок организации их предоставления.
Услуга "Расчет (перерасчет) жилищно-коммунальных платежей" предоставляется только заявителям - физическим лицам (п. 1.3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы N 219-ПП), которым истец не является.
При этом, между ГБУ МФЦ города Москвы, УК "Бабушкинский" и Банком ВТБ (ПАО) заключен договор об организации расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа (далее, соответственно - Договор, ЕПД) от 29 июля 2019 года N 1137/479130.
Согласно условиям договора ГБУ МФЦ города Москвы обязано организовать осуществление филиалами МФЦ корректировки начислений в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 2.1.3 Договора).
Между тем, заключение договора на выполнение функций по начислению платы за ЖКУ в обязательном порядке ни ГК РФ, ни иными законами (в том числе законодательством города Москвы) не предусмотрено (ст. 445 ГК РФ). Заключение договоров на расчеты осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы с учетом принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что перерасчет начислений осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы в соответствии с предоставленными правами в специальном программном комплексе, при этом, ГБУ МФЦ города Москвы не уполномочено самостоятельно осуществлять массовые перерасчеты (корректировку).
Выполнение МФЦ функций жилищных организаций по начислению платежей за ЖКУ осуществляется с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (далее - АСУ ЕИРЦ) при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за ЖКУ (п. 3.2.1 постановления Правительства Москвы N 299-ПП).
АСУ ЕИРЦ - городская информационная система, предназначенная для автоматизации процессов начисления и учета платежей за ЖКУ, а также обеспечения информационного обмена между участниками системы и сопровождения государственных услуг.
При этом, ГБУ МФЦ города Москвы не является функциональным заказчиком АСУ ЕИРЦ, являясь одним из ее пользователей (п. 2.3 приложения I к постановлению Правительства Москвы от 2% февраля 2006 года N 132-ПП "Об Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (далее - постановление Правительства Москвы N 132-ПП).
МФЦ как один из субъектов системы ЕИРЦ реализуют свои функции в объеме и на условиях, установленных федеральными и городскими законами, нормативными и распорядительными документами Правительства Москвы, Положением и согласно заключенным между субъектами системы ЕИРЦ договорам и соглашениям (п. 2.2, 4.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 132-ПП).
Методическое обеспечение деятельности ГБУ МФЦ города Москвы в части формирования начислений, включая перерасчеты, и информационное сопровождение мероприятий по начислению платежей за ЖКУ осуществляет Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" (далее - ГБУ ЕИРЦ), которое также является субъектом системы ЕИРЦ (п. 2.1.1, 2.1.3 распоряжения Правительства Москвы от 25 июля 2012 года N 392-РП "О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы").
Между ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ с учетом предоставленных Департаментом информационных технологий города Москвы прав в АСУ ЕИРЦ подписан Регламент взаимодействия Государственного бюджетного учреждения "Единый информационно-расчетный центр" и Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" при эксплуатации Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" от 15 августа 2019 года (далее - Регламент), что соответствует п. 4.1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 132-ПП.
Согласно Регламенту, обеспечение массового перерасчета начислений за ЖКУ осуществляет ГБУ ЕИРЦ на основании письма ГБУ МФЦ города Москвы или МФЦ (п. 1 ст. 1.3 раздела 2, п. 4 ст. /.3 раздела 2 Регламента).
Осуществление корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению затрагивает все помещения в МКД, в связи с чем, является массовым перерасчетом.
К функциям МФЦ относится обеспечение своевременного и корректного ввода данных, необходимых для организации процессов формирования начислений, учета оплат и распределения платежей за ЖКУ (п. 3.1.1 постановления Правительства Москвы N 132-ПП, п. 4.1 Регламента оказания услуг А СУ' ЕИРЦ, утвержденного распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 17 ноября 2011 года N 05-14-750/1).
В силу распределения полномочий государственных бюджетных учреждений в городе Москве и наличия сложившейся регламентированной системы расчетов за ЖКУ, выполнение поручений Истца только силами ГБУ МФЦ города Москвы невозможно по объективным обстоятельствам, в том числе с технической стороны. У ГБУ МФЦ города Москвы в качестве пользователя АСУ ЕИРЦ отсутствуют полномочия и технические возможности изменения заложенных алгоритмов начислений.
Переходя с самостоятельных расчетов на расчеты через МФЦ, и подписав представленную редакцию договора на расчеты, содержащую определенные условия в части разделения компетенции участников системы расчетов, Истец согласился осуществлять начисления и формировать ЕПД конкретным образом по установленной форме в определенной последовательности с соблюдением заложенных алгоритмов.
При несогласии с данными условиями, истец имеет возможность производить начисления самостоятельно без участия МФЦ, ГБУ ЕИРЦ и без применения АСУ ЕИРЦ.
Таким образом, к функциям ГБУ МФЦ города Москвы при поступлении поручений от управляющих организаций и поставщиков услуг относится только обеспечение ввода данных, необходимых для организации процессов формирования начислений, а также направление писем в ГБУ ЕИРЦ в соответствии с Регламентом.
Таким образом, при поступлении в ГБУ МФЦ города Москвы поручений от управляющих организаций о проведении корректировки начислений ГБУ МФЦ города Москвы уполномочено лишь направить письмо в ГБУ ЕИРЦ в соответствии с Регламентом об осуществлении массового перерасчета по многоквартирным домам (далее - МКД).
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о неверной квалификации со стороны истца сложившихся между ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ правоотношений как солидарных обязательств.
Массовый перерасчет за ЖКУ осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ совместно, отдельно друг от друга самостоятельно произвести массовый перерасчет за ЖКУ невозможно, в связи с чем, обязательства ГБУ МФЦ города Москвы и ГБУ ЕИРЦ не являются солидарными.
При этом, вопреки утверждениям истца, ГБУ МФЦ города Москвы не является агентом (посредником) соответствующей управляющей организации, с которой у жителей МКД заключен договор управления МКД и не оказывает жилищно-коммунальные услуги непосредственно населению, не заключает сделки и не осуществляет иные юридические действия в отношении жителей МКД, не осуществляет расчеты по договору управления с жителями МКД.
В исковом заявлении истцом не представлено доказательств отсутствия возможности иным способом, кроме как через МФЦ, осуществлять начисления жителям МКД за оказанные услуги.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение договора на расчеты не является обязательным ни для ГБУ МФЦ города Москвы, ни для управляющей организации.
Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством - перечень закрытый (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Заключение договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги (далее - договор на расчеты) в обязательном порядке ГК РФ не предусмотрено.
Постановление Правительства Москвы N 267-ПП законом не является (ст. 3 ГК РФ). Постановлением Правительства Москвы N 267-ПП урегулирован порядок обращения управляющих организаций и поставщиков услуг для рассмотрения ГБУ МФЦ города Москвы вопроса о заключении ГБУ МФЦ города Москвы договоров на расчеты.
Таким образом, заключение договоров на расчеты осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы в соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, устанавливающим свободу в заключении договора. Обязанность в заключении указанных договоров нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы не установлена.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что решение суда в соответствии с исковыми требованиями будет неисполнимым для ГБУ МФЦ города Москвы.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке (статья 4 АПК РФ).
Целью судебной защиты является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Статья 12 ГК РФ содержит перечень способов защиты гражданских прав, в котором имеется такой способ, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (постановление Президиума ВАС РФ от 07 марта 2000 года N 3486/99).
Исходя из указанной позиции при решении вопроса о применении указанного способа защиты, суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ. иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2023 года по делу N А40-109640/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109640/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "БАБУШКИНСКИЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МОСКВЫ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ"
Третье лицо: ПАО БАНК ВТБ