город Воронеж |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А64-718/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мучкапского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2020 по делу N А64-718/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственная фирма "Рассвет" (ОГРН 1026800813907, ИНН 6810007069) о признании незаконными решений Администрации Мучкапского района Тамбовской области (ОГРН 1026800815524, ИНН 6810005150) от 10.01.2020 N 21, от 29.01.2020 N 214, от 05.02.2020 N 292, об обязании устранить допущенное нарушение,
при участии:
от Администрации Мучкапского района Тамбовской области: Соседов А.И., представитель по доверенности от 25.10.2018 сроком на три года; Кащеева В.В., представитель по доверенности от 29.08.2020 сроком на три года;
от общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственная фирма "Рассвет": Мишин А.А., представитель по доверенности от 23.09.2019 сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственная фирма "Рассвет" (далее - ООО СХФ "Рассвет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными решений Администрации Мучкапского района Тамбовской области (далее - Администрация Мучкапского района, Администрация, уполномоченный орган) от 10.01.2020 N 21, от 29.01.2020 N 214 и от 05.02.2020 N 292 "Об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства площадью 1 928 486 кв.м, кадастровый номер 68:10:2801003:1; категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу Тамбовская область, Мучкапский район, без проведения торгов".
Также просило обязать Администрацию Мучкапского района устранить допущенное нарушение прав путем подготовки и направления ООО СХФ "Рассвет" для подписания договора купли-продажи указанного земельного участка без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2020 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение от 10.01.2020 N 21.
Суд обязал Администрацию устранить допущенное нарушение прав путем подготовки и направления Обществу для подписания договора купли-продажи спорного земельного участка в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Мучкапского района обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Обществу в удовлетворении требований в полном объеме.
Указывает на установленное законодательством право Общества на заключение нового договора аренды без проведения торгов и отсутствие в связи с этим нарушения его прав и законных интересов. При этом Обществом не была произведена полная оплата арендных платежей за фактическое пользование земельным участком за период с 10.01.2020 по настоящее время.
Также указывает, что решение о продаже земельного участка уполномоченным органом не принималось.
В судебном заседании представители Администрации в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО СХФ "Рассвет" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между муниципальным образованием "Мучкапский район Тамбовской области" в лице Администрации (Арендодатель) и ООО СХФ "Рассвет" (Арендатор) 10.01.2017 был заключен договор N 2 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 68:10:2801003:1, площадью 1928486 кв.м., для использования в целях сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2.1 договора срок аренды земельного участка устанавливается с 10.01.2017 по 10.01.2020.
Согласно п. 2.3 договора по истечении срока договора Арендатор обладает правом на заключение нового договора аренды на новый срок при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано Арендатором до истечения срока действия настоящего договора.
В соответствии с пунктами 3.3-3.5 договора, размер ежегодной арендной платы в сумме 2 901 844,78 руб. Арендная плата вносится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Арендодателя ежеквартально равными долями не позднее 26 числа последнего месяца квартала (26 марта, июня, сентября, декабря). В случае неполного действия срока договора в квартале - соответственно количеству дней в данном квартале.
Договор зарегистрирован 30.01.2017 в установленном порядке (номер регистрации 68:10:2801003:1-68/025/2017-1).
Арендодатель передал земельный участок Арендатору по Акту приема-передачи земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.01.2017, подписанному сторонами без возражений и разногласий и скрепленного печатями сторон.
Дополнительным соглашением от 13.02.2019 к договору, зарегистрированным также в установленном порядке, внесены изменения в пункт 2.3 договора.
Указанный пункт дополнен положением о том, что договор может быть заключен на новый срок в случае отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В материалы дела Обществом представлены доказательства фактического использования арендованного земельного участка по назначению, в том числе:
приказ N 3 "А" от 31.01.2017 о включении в севооборот ООО СФ "Рассвет" земель сельхозназначения, полученных в аренду, в том числе по договору N 1 от 10.01.2017;
сведения об использовании земельных угодий для сельскохозяйственного производства и произведенных затратах в 2017-2019 годах;
акты посадки семян N 1 от 11.05.2017, N 2 от 10.05.2018, N 1 от 26.04.2019;
акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений N 1 от 12.04.2017, N 2 от 19.05.2017, от 29.03.2018, N 5 от 28.05.2018, N 2 от 30.04.2019, N 8 от 31.05.2019;
товарные накладные N УТ-99 от 19.05.2017, N УТ-280502 от 28.05.2018, N УТ260402 от 26.04.2019, N УТ-230501 от 23.05.2019, N УТ-310509 от 31.05.2019;
универсальные передаточные акты N 3793 от 12.04.2017, N 2454 от 29.03.2018, N 2457 от 29.03.2018, N 9120 от 30.04.2019, подтверждающие покупку посадочного материала, удобрений и пестицидов.
30.12.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 126 о заключении договора купли-продажи земельного участка по истечении трех лет с момента заключения договора аренды от 10.01.2017 N 2.
Также в заявлении содержалась просьба подготовить и направить в его адрес для подписания договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:10:2801003:1 и счет (реквизиты) для его оплаты.
Администрация письмом от 10.01.2020 N 21 сообщила Обществу о том, что в силу положений статей 209, 264, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) намерение арендатора выкупить земельный участок не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность продать ему этот земельный участок. Преимущественное право приобретения в собственность арендуемого земельного участка возникает у арендатора только тогда, когда собственник-арендодатель примет решение о продаже.
Поскольку Администрацией района такое решение не принималось, одновременно, Администрацией в настоящее время принято решение о заключении договора аренды земельного участка на 3 года.
К названному ответу Администрацией был приложен проект договора аренды от 11.01.2020, расчет арендной платы за пользование земельного участка и акт приема-передачи земельного участка.
Письмом от 29.01.2020 N 214 Администрация повторно направила в адрес Общества проект договора аренды от 11.01.2020, расчет арендной платы за пользование земельного участка и акт приема-передачи земельного участка, указав, что в случае принятия Обществом решения не заключать договор аренды, Общество обязано будет вернуть Арендодателю земельный участок. При этом Общество потеряет преимущественное право на заключение договора аренды.
Общество 23.01.2020 вновь обращается в Администрацию с заявлением (исх. N 6) о заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка.
Администрация письмом от 05.02.2020 N 292 также сообщила обществу о невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка, ввиду отсутствия решения Администрации о его продаже.
Посчитав решения Администрации Мучкапского района от 10.01.2020 N 21, от 29.01.2020 N 214 и от 05.02.2020 N 292 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка незаконными, нарушающими право Общества на выкуп земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель, Закон N101-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В силу п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, без торгов при совокупности следующих условий:
1) арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет;
2) заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды;
3) у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных данной статьей.
Указанный перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - является исчерпывающим.
Наличие оснований для отказа, установленных ст. 39.16 ЗК РФ, Администрацией не доказано.
Отказ Администрации мотивирован тем, что ею не было принято решения о продаже спорного земельного участка, а только о заключении договора его аренды на новый срок. Данное основание в ст.39.16 ЗК РФ не предусмотрено.
Также судом области сделан обоснованный вывод о непредставлении в материалы дела доказательств несоответствия Общества требованиям, предъявляемым пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ для приобретения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Обществом данный участок арендовался в течение 3-х лет, использовался по его назначению - для сельскохозяйственной деятельности, за пользование участком уплачивалась арендная плата.
При этом ссылка на то, что арендные платежи не уплачивались после истечения срока действия договора аренды, подлежит отклонению, поскольку Общество по истечении срока аренды воспользовалось правом на выкуп, в связи с чем, арендные отношения не подлежали продлению.
Также уполномоченным органом в материалы дела не было предоставлено доказательств наличия у него на момент первоначального отказа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
При указанных обстоятельствах законных оснований для отказа реализации земельного участка без проведения торгов и заключения с Обществом договора купли-продажи у Администрации не имелось.
Не устанолвено их и в ходе судебного разбирательства.
Доводы о невозможности применения положений пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ в связи с принятием Администрацией решения о заключении договора аренды на новый срок подлежат отклонению как основанные на неверном понимании приведенных выше положений законодательства. При этом Общество обращалось именно за приобретением спорного земельного участка в собственность без торгов на основании указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2020 по делу N А64-718/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-718/2020
Истец: ООО "Сельскохозяйственная фирма"Рассвет"
Ответчик: Администрация Мучкапского района Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Мишин Александр Анатольевич