г. Владимир |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А79-1319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Мальковой Д.Г., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Афониной Натальи Вячеславовны решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2020 по делу N А79-1319/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мармелад Медиа", ОГРН 1047823015349, ИНН 7814158053, общества с ограниченной ответственностью "Смешарики", ОГРН 1037843073322, ИНН 7825500631, к индивидуальному предпринимателю Афониной Наталье Вячеславовне, ОГРНИП 304212915600222, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "Фирма ДМ",
о взыскании 100 000 руб.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Мармелад Медиа" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Афониной Наталье Вячеславовне (далее - ответчик) о взыскании 50000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки N N 321933, 332558 332559, 384580, 78 руб. почтовых расходов, 100 руб. расходов на получение выписки из ЕГРИП, и общество с ограниченной ответственностью "Смешарики" обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Афониной Наталье Вячеславовне о взыскании 50000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведения искусства - рисунки: "Крош", "Ежик", "Нюша", "Бараш", 78 руб. почтовых расходов, 100 руб. расходов на получение выписки из ЕГРИП.
Заявлением от 23.03.2020 истцы уменьшили исковые требования и просят взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мармелад Медиа" 40000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки N N 321933, 332558 332559, 384580, 78 руб. почтовых расходов, 100 руб. расходов на получение выписки из ЕГРИП, и общества с ограниченной ответственностью "Смешарики" - 40000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведения искусства - рисунки: "Крош", "Ежик", "Нюша", "Бараш", 78 руб. почтовых расходов, 100 руб. расходов на получение выписки из ЕГРИП.
Суд принял уменьшение исковых требований, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Фирма ДМ".
Решением от 15.07.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ИП Афонина Н.В. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, об отсутствии нарушения предпринимателем исключительных прав на товарные знаки истцов.
Отмечает что стеклянные перегородки отдела "Удобная обувь" ТЦ "Детский" не являются рекламой или вывеской, а также какой-либо иной категорией, побуждающих интерес покупателя к конкретной услуге или товару.
Также указывает, что изображения на стеклянные перегородки нанесены в рамках проведения конкурса рисунков посвященного "дню защиты детей", о чем размещена информация в сети Интернет на сайте "обувь21.рф".
Апеллянт, ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П, считает размер взысканной компенсации несоразмерной.
Определением от 01.09.2020 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 29.09.2020.
В судебном заседании рассмотрены и отклонены ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, об отложении судебного заседания (протокол от 29.09.2020).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам на товарные знаки (знаки обслуживания) компания Smeshariki GmbH (Смешарики ГмбХ) является правообладателем исключительных прав на товарные знаки: N N NN321933, 332558 332559, 384580, зарегистрированные в Государственном реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Мармелад Медиа" является исключительным лицензиатом в отношении указанных товарных знаков на основании лицензионного договора на использование товарного знака (знака обслуживания) от 01.11.2017 N 06/17-ТЗ-ММ, зарегистрированного в Федеральной службе по интеллектуальной собственности 17.01.2018.
Общество с ограниченной ответственностью "Смешарики" является обладателем исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства - рисунки (изображения) образов персонажей: рисунки "Крош", "Ежик", "Нюша", "Бараш"", что подтверждается авторским договором заказа от 15.05.2003 N 15/05-ФЗ/С, приложением N 1 к договору авторского заказа от 15.05.2003 N 15/05-ФЗ/С и актом сдачи-приемки произведений к авторскому договору заказа от 15.05.2003 N 15/05-ФЗ/С.
Судом установлено, что 26.09.2018 в торговом помещении по адресу: по адресу: г. Чебоксары, пр-т Ленина, 26, ТЦ Детский отдел Удобная обувь, был обнаружен факт неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности от имени ИП Афониной Н.В., права на которые принадлежат истцам, а именно размещение изображений в виде образов персонажей из анимационного сериала "Смешарики" на стеклянных перегородках отдела.
Факт использования объектов интеллектуальной собственности подтверждается видеосъемкой, которая приобщена к материалам дела в качестве вещественного доказательства.
Ссылаясь на нарушение своих исключительных прав, истцы направили в адрес ответчика претензии от 25.07.2020 о выплате компенсации за нарушение исключительных прав.
Указанные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истцов в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Проанализировав материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции признал выводы суда соответствующими действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации товарные знаки являются результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно части 1 статьи 1482 Кодекса в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Содержание исключительного права на товарный знак составляет возможность правообладателя использовать его любыми не противоречащими закону способами, примерный перечень которых предусмотрен в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п.2 ст.1484 ГК РФ).
В силу норм пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлен запрет на использование охраняемого в Российской Федерации товарного знака без разрешения его правообладателя. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
По смыслу данной нормы закона нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
На основании пункта 1 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Указанная норма применяется в нормативном единстве с пунктом 4 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными.
При этом товарный знак может быть использован как при его нанесении на товар (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и при изготовлении самого товара в виде товарного знака.
По смыслу статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства также относятся к объектам авторских прав (абзац 7 пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, изображение персонажа как произведение изобразительного искусства является объектом авторских прав.
В силу пункта 3 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
Пунктом 1 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Авторское право оперирует понятием "производное произведение", которое в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой переработку другого произведения, являющуюся согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельным способом использования произведения.
Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
Таким образом, персонаж аудиовизуального произведения и произведения изобразительного искусства (рисунки) являются различными объектами авторского права.
В подтверждение факта размещения ответчиком изображений в виде образов персонажей анимационного сериала "Смешарики" на витрине магазина истцом в материалы дела представлена видеозапись.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил факт использования объектов интеллектуальной собственности.
Согласно части 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Согласно статье 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных этим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 того же Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 ГПК РФ, пункт 7 части 2 статьи 125 АПК РФ), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере (пункт 61 Постановления N 10).
Тем самым, при взыскании компенсации в минимальном размере истец освобождается от обоснования размера взыскиваемой суммы.
Истцы заявили о нарушении исключительных прав на 4 товарных знака и на 4 произведения искусства (рисунки) и просят взыскать компенсацию в минимальном размере по 10000 рублей за каждое произведение, всего 80000 рублей.
Учитывая положения пункта 61 Постановления N 10, арбитражный суд удовлетворил требования общества в полном объеме.
При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, обосновывая такое снижение лишь принципами разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения. Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры.
Истцом при обращении в суд с настоящим иском был избран вид компенсации, предусмотренного пунктом 1 статьи 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно снижение данного размера компенсации ниже установленного предела, возможно исключительно при наличии мотивированного и документального подтвержденного заявления ответчика.
Однако в суд первой инстанции ответчик с мотивированным заявлением о необходимости снижения заявленного размера компенсации по критериям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П, не обращался, равно как и не представлял надлежащих доказательств, явно свидетельствующих о возможности подобного снижения по критериям, указанным в постановлении от 13.12.2016 N 28-П.
Аргумент заявителя об отсутствии нарушения прав истца на товарные знаки судом проверен и отклонен.
Из содержания вышеприведенной статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под иным введением в гражданский оборот понимается не только продажа или обмен, но и предложение к продаже товара, демонстрация его на выставках и ярмарках. При этом перечень способов введения в гражданский оборот товаров с использованием результатов интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим.
Таким образом, действия индивидуального предпринимателя по размещению образов персонажей анимационного сериала "Смешарики" сходных до степени смешения с товарными знаками истца, на витрине магазина ответчика, в котором продавался товар, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки (в частности 25 класс МКТУ "обувь"), являются введением товара в оборот с неправомерным использование товарных знаков.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2020 по делу N А79-1319/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Афониной Натальи Вячеславовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1319/2020
Истец: ООО "Мармелад Медиа", ООО "Смешарики"
Ответчик: ИП Афонина Наталья Вячеславовна
Третье лицо: ООО "Фирма ДМ", ООО "Медиа-НН", Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по ЧР