г. Москва |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А41-99235/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявитель: Кожушкова Е.С., доверенность от 10.01.2020,
от заинтересованное лицо: Хохлов В.В., доверенность от 07.11.2019,
от третьего лица: не явился извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" (ИНН 5075028965, ОГРН 1165075050865) на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2020 по делу N А41-99235/19, по заявлению ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании решения N Р001-1389973352-26643717 от 26.07.2019, при участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Рузский КНМ",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГАММАИНВАСТСЕРВИС" (далее - "общество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее "министерство", "заинтересованное лицо") о признании незаконными решения N Р001-1389973352-26643717 от 26.07.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель министерства возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Рузский КНМ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" в порядке, установленном Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и Распоряжением Минэкологии Московской области от 11.12.2018 N 713-РМ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки", подано заявление о предоставлении права пользования участком недр "Жиганово", площадью 29,3 га, расположенном в 2,0 км северовосточнее д. Жиганово Рузского городского округа Московской области.
Решением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.07.2019 г. N Р001-1389973352-26643717 отказано в удовлетворении заявления о предоставлении права пользования участком недр.
Отказ в удовлетворении заявления ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" Министерство мотивировало следующим:
- заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, в части документов, указанных в Приложении 30 к Административному регламенту;
- несоответствие представленных Заявителем документов по форме и содержанию требованиям Приложения 31 к Административному регламенту и законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением, указав на формальность причины отказа.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по осуществлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона о недрах субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Как следует из статей 3 и 4 Закона о недрах полномочия пользования участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Закона о недрах геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в частности геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 12.9.5 постановления Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области" Министерство осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения, а также принятие решений о прекращении, приостановлении и ограничении права пользования ими.
На текущий момент порядок принятия решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Московской области регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки", утвержденным Распоряжением Минэкологии Московской области от 11.12.2018 N 713-РМ (далее "Административный регламент").
Согласно п. 13.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются, в т.ч.:
- заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, перечень которых представлен в приложении 30 к настоящему Административному регламенту (п. 13.2.2 Административного регламента);
- несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к настоящему Административному регламенту и законодательства Российской Федерации (п. 13.2.3 Административного регламента).
Пунктом 10 Административного регламента о предоставлении права пользования участком недр определен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязательных для предоставления.
В соответствии с пунктом 10.4 Административного регламента список документов, обязательных для представления заявителем (представителем заявителя), в зависимости от оснований для обращения перечислен в Приложении 30 к Административному регламенту.
Согласно приложению 30 к Административному регламенту заявителем должны были быть представлены:
А) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ:
1. Выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
2. Копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
3. Обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к настоящему Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
4. Подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
5. Перечень технических средств с их описанием, находящихся в распоряжении заявителя, которые будут использоваться для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
6. Копия лицензии на производство маркшейдерских работ.
7. Перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к настоящему Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц.
Б) Предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая информацию об объемах, сроках и порядке проведения работ, сроках предоставления материалов на государственную экспертизу, мероприятиях по охране недр и окружающей среды.
В) Сведения о предыдущей деятельности заявителя, связанной с пользованием недр, за последние 5 лет, в том числе сведения о полученных лицензиях на пользования недрами, либо справка заявителя о том, что такая деятельность ранее не осуществлялась.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что во исполнение требований абзацев 1 и 2 пункта "А" приложения 30 к Административному регламенту обществом была представлена лишь выписка о состоянии банковского счета.
Из материалов дела следует, что общество посчитало достаточным предоставление выписки с банковского счета для подтверждения своего имущественного положения и что выписка, по мнению общества, является достаточным документом, подтверждающим то, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Между тем, буквальное и дословное толкование абзацев 1 и 2 пункта "А" приложения 30 к Административному регламенту свидетельствует о том, что обществу помимо выписки надлежало представить сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Подобные сведения представлены не были.
Данное обстоятельство само по себе является самостоятельным и достаточным законным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении спорной государственной услуги.
Кроме того, согласно пункту 10.5 Административного регламента описание документов, необходимых для представления Государственной услуги, приведено в Приложении 31 к Административному регламенту.
В соответствии с требованиями Приложений 30 и 31 к Административному регламенту заявитель должен представить обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно Приложению 37 к Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
В нарушение указанных требований ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" представлено "Обязательство" по форме, не соответствующей Приложению 37 к Административному регламенту.
ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" также не представлена справка о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей, либо о том, заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с тем, что на момент подачи заявления уже заключены необходимые договоры.
Так, представленный ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" документ "Договор от 13.06.2019 N 38" не может быть признан договором для проведения работ, связанных с пользованием недрами, поскольку его предметом является "Ежеквартальное маркшейдерское обеспечение на участках N 1 и N 2 общей площадью 50,45 га блока С2-П месторождения песчано-гравийных пород "Вишенковский участок", в 0,15 км восточнее д. Корчманово Рузского городского округа Московской области", тогда как заявление содержит просьбу предоставить право пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых на участке недр "Жиганово", площадью 29,3 га, расположенном в 2,0 км северо-восточнее д. Жиганово Рузского городского округа Московской области.
В соответствии с требованиями абзаца 7 пункта А Приложения 30 к Административному регламенту заявитель должен представить перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к Административному регламенту.
В нарушение указанного требования ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" представлен документ "Сведения о наличии у ООО "ГаммаИнвестСервис" квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр" по форме, не соответствующей Приложению 38 к Административному регламенту.
Представленная обществом "Справка о применяемых технологиях ООО "ГаммаИнвестСервис" не может быть рассмотрена в качестве документа, представление которого предусмотрено Административным регламентом, так как содержит описание технологий ведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче и предусматривает подсчет запасов по промышленной категории С1 на всей площади. В то же время, испрашиваемый участок недр местного значения включен в Перечень участков недр местного значения по Московской области, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, на котором конечным результатом проведения поисково-оценочных работ является оценка промышленного значения месторождения с подсчетом всех или большей части запасов по категории C2 и на участках детализации с подсчетом разведанных запасов категории C1.
В нарушение требований Приложения 31 к Административному регламенту ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" не заверены подписью заявителя и печатью лицензия ООО "ЦМИГ" от 17.02.2015 N ПМ-09-005851 на производство маркшейдерских работ и документы, подтверждающие квалификацию специалистов.
Таким образом, учитывая, что заявителем представлены документы несоответствующие требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорное решение принято заинтересованным лицом в соответствии с действующим законодательством и не может считаться нарушающим права общества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2020 по делу N А41-99235/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99235/2019
Истец: ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО "Рузский КНМ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ