город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2020 г. |
дело N А53-45056/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Семёновой Е.А. по доверенности от 09.01.2020,
от Миноборны РФ: представителя Рамазановой Ф.З. по доверенности от 25.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04 августа 2020 года по делу N А53-45056/2019
по иску федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации города Ростова-на-Дону
при участии третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации, Молчановой О.С., Фрукалова К.Н., Бухтеева М.В., Рамазанова П.Г., Луценко Г.А., Гойда К.В., Миндрова А.В., Бондаренко А.С., Павловой А.И., Лымарь А.В., Склярова О.Л., Гудкова П.Е., Русина П.А., Алексиковой Т.Н., Дьяченко А.А., Колмыкова Э.А., Должевского М.Е., Пожидаева С.Н., Буланцева М.А., Алексенцева Д.А., Шейкиной Л.К., Балабаева В.С., Галустян Э.Г., Смирновой Н.А.,
о признании общежития многоквартирным жилым домом, о признании комнат квартирами,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СК ТУИО", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация, ответчик), в котором просило:
- признать общежитие, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 32, многоквартирным жилым домом;
- признать комнаты N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 32, квартирами, изменив вид жилого помещения с "комната" на "квартира".
Исковые требования мотивированы тем, что здание общежития на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ "СК ТУИО". Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.07.2011 за Молчановой О.С. признано право собственности на жилое помещение N 34, расположенную в спорном здании, как на отдельную квартиру. Остальные жилые помещения в здании имеют статус "комната" и предоставлены гражданам на основании договоров социального найма. Спорное здание имеет признаки МКД, однако статус здания "общежитие" препятствует выбору управляющей компании в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. ФГКУ "СК ТУИО" обращалось в администрацию с заявлением об изменении статуса здания с "общежитие" на "многоквартирный жилой дом", однако ответчик в письме N 59-34-2/37090 от 23.09.2019 отказал в удовлетворении требований учреждения, предложив обратиться в ДАиГ с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2020 по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Судебный акт мотивирован тем, что администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, т.к. ФГКУ "СК ТУИО" даже после изменения статуса здания и помещений в нём не намерено передавать его в муниципальную собственность.
Отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (подпункт 3 пункта 1 статьи 24 Кодекса). Довод истца о том, что статус жилого помещения в общежитии автоматически меняется на жилое помещение - квартира, является необоснованным.
С принятым судебным актом не согласилось, в порядке предусмотренном нормами 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что нормы действующего законодательства не регламентируют процедуру изменения статуса здания с "общежитие" на "МКД". Однако суд первой инстанции не учёл, что к спорным правоотношениям по аналогии подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок перевода нежилого помещения в жилое, что непосредственно относится к компетенции органов местного самоуправления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "СК ТУИО" поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении иска в полном объёме.
Представитель Минобороны России поддержала процессуальную позицию истца, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик и иные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит здание общежития, расположенного по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 32, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 61-АД N 670640 от 24.06.2009.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1943 от 30.12.2010 указанное здание на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ "СК ТУИО". Право оперативного управления учреждения на указанное здание зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2015.
В материалы дела представлен технический паспорт, составленный МУПТИ и ОН по состоянию на 21.09.2010, из содержания которого следует, что спорное здание помимо подвала и мест общего пользования (коридоры, межэтажные лестничные пролёты и т.д.) состоит из 39 фактически изолированных друг от друга жилых помещений.
Данные жилые помещения поставлена на кадастровый учёт с указанием назначения "жилое помещение" и видом жилого помещения "комната", само здания по сведениям ГКУ имеет назначение "жилое" и кадастровый номер 61:44:0080504:34:9, а по сведениям технического учёта его назначение значится как "общежитие".
Жилые помещения N N 1 - 33, 35 - 39, расположенные в спорном здании, предоставлены гражданам на основании договоров социального найма.
Как указывает ФГКУ "СК ТУИО", решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.07.2011 дело N 2-2700/2011, с учётом определения от 22.08.2011, за Молчановой О.С. в порядке приватизации признано право собственности на квартиру N 34, площадью 62,7 кв.м., расположенную в здании общежития, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 32.
Полагая, что спорное здание фактически является не общежитием, а многоквартирным жилым домом, расположенные в нем помещения - изолированными квартирами, истец обратился с настоящим иском в суд. Также учреждение указало, что оно обращалось к администрации по вопросу изменения назначения объекта недвижимого имущества с "общежитие" на МКД, однако в письме N 59-34-2/37090 от 23.09.2019 (данное письмо в материалы дела истцом не представлено) администрация отказала в изменении статуса здания и предложило обратиться в ДАиГ с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.
При разрешении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Кодекса).
Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (части 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Кодекса).
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Кодекса).
При этом, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе жилые помещения в общежитиях.
Статьёй 94 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Из выше приведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что разграничение между такими понятиями как "квартира" и "помещение в общежитие" проводится законодателем непосредственно не по техническим характеристикам самих жилых помещений, а по целевому использованию данных помещений их собственником (нормами действующего законодательства императивно не установлен запрет на использование жилых помещений, которые по своим техническим характеристикам отвечают признакам изолированных квартир, приведённым в части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, под размещения общежития). Однако и в первом, и во втором случае помещения являются жилыми.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с изменением целевого назначения жилого помещения с категории "помещения в общежитие" на категорию "квартира", не могут быть применены по аналогии нормы главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие процедуру и условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Согласно общей норме пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно подпунктам 52, 56, 68, 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет следующие полномочия:
- организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах
- обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;
- осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах
- осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Следовательно, Минобороны России осуществляет полномочия собственника в отношении закреплённого за ним жилищного фонда, в том числе компетентно самостоятельно принимать решения о целевом использовании данного имущества.
Нормами пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 26.01.2006 (далее - Правила N 42), закреплено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно пункту 12 Правил N 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов (пункт 13 Правил N 42).
Из выше приведённых норм действующего законодательства следует, что изменение целевого назначения жилого здания, расположенного по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 32, с "общежитие" на "многоквартирный жилой дом", а расположенных в них помещений с "помещений общежития" на "квартиры", относится к исключительной компетенции Минобороны России. При этом ФГКУ "СК ТУИО" праве инициировать рассмотрение данного вопроса министерством в порядке пункта 12 Правил N 42 как лицо, за которым спорное здание закреплено на праве оперативного управления.
Администрация муниципального образования не наделена выше указанной компетенцией по изменению целевого использования имущества, на праве собственности принадлежащего Российской Федерации, является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
ФГКУ "СК ТУИО" также избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, т.к. выше приведёнными нормами действующего законодательства установлен административный порядок изменения категории жилищного фонда, находящегося в публичной собственности Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04 августа 2020 года по делу N А53-45056/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-45056/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Алексенцев Д. А., Алексикова Т. Н., Ананьева Н.А., Ананьевна Н. А., Балабаев В. С., Бондаренко А. С., Буланцев М. А., Бухтеев М. В., Гойда К. В., Гудков П. Е., Должевский М. Е., Дьяченко А. А., Колмыков Э.А., Луценко Г. А., Лымарь А. В., Матевосян О. В., Миндров А. В., Министерство Обороны РФ, Молчанова О. С., Павлов А. И., Пожидаев С. Н., Рамазанов П. Г., Русин П. А., Скляров О. Л., Фрукалов Константин Николаевич, Шейкина Л. К.