г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-21818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Сидорова Н.С. по доверенности от 25.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21428/2020) общества с ограниченной ответственностью "Химоник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 по делу N А56-21818/2020 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химоник"
к Балтийской таможне
о признании незаконным действия
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Химоник" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившихся в принятии решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары от 12.12.2019 по корректировке таможенной стоимости товаров с использованием резервного метода определение стоимости по декларациям на товары N 10216100/071019/0024500, а также обращению взыскания на денежный залог в сумме 308 375,97 руб., внесенный по электронной таможенной расписке N10216100/141019/ЭР-0310520, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Решением суда от 15.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемые действия таможенного органа являются неправомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель таможенного органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках контракта от 05.09.2018 N 01/2018, заключенного между компанией "ARKEMA", Франция (продавец) и ООО "ХИМОНИК", Россия (покупатель), на условиях поставки FCA JARRIE на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован по ДТ N 10216100/071019/0024500 товарN1 "пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, используется в пищевой промышленности для асептической обработки упаковки. С AS N 7722-84-1. Производитель: компания "ARKEMA", товарный знак: ARKEMA, марка: 70 ISO, модель: AQUEOUS SOLUTION ALBONE, вес нетто - 35 056 кг, Н202, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, страна происхождения - Франция, заявленная таможенная стоимость составила 1 221 595,90 рублей (0,53 доллара США за кг).
В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена ООО "ХИМОНИК" в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Сведения о таможенной стоимости заявлены ООО "ХИМОНИК", в том числе, на основании следующих документов: внешнеторговый контракт от 05.09.2018 N 01/2018, с дополнением NN 1,2; инвойсы от 19.09.2019 N6000116927, от 20.09.2019 N6000117046; счета за транспортировку от 20.09.2019 NN KS-25457, KS-25461; письмо о нестраховании товара; письмо по оплате; прайс-лист; экспортные декларации; коносаменты.
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216100/071019/0024500, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: с использованием СУР выявлен риск недостоверного декларирования сведений о товарах, предъявленных к декларированию по ЭДТ N 10216100/071019/0024500; в результате документального контроля установлены несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом, выразившиеся в следующем. Вид и содержание формализованного вида контракта с согласованием обеими сторонами сделки существенных условий декларантом не предоставлено.
Не предоставлена технологическая производственная документация, подтверждающая описание физических, технических и качественных свойств товара, в том числе о производителе товаров, сведения о которых указаны в описании, приведенном в графе 31 ДТ; более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на товары того же класса и вида при сопоставимых условиях их вывоза по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Так, для товара N 1 - ранее была оформлена ДТ N 10216100/050719/0016318, товар N 1 "пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, используется в пищевой промышленности для асептической обработки упаковки. CAS N 7722-84-1. ARKEMA 35 AL3 ISO, AQUEOUS SOLUTION VALSTERANE...", страна происхождения - Франция, ИТС -1,08 долл. США/ Н202, таможенная стоимость - 540376,76 руб., количество в ДЕИ -7868 Н202.
В связи с тем, что таможенным органом выявлены признаки, указывающие на недостоверность сведений, заявленных при декларировании, выразившиеся в значительном расхождении между заявленными сведениями о величине таможенной стоимости со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, последним начата проверка документов и сведений, в ходе которой для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктами 4,5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом 11.10.2019 направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 06.12.2019, а именно:
- для подтверждения соблюдения условий сделки в рамках контрактам также для подтверждения факта согласования сторонами сделки ее существенных условий: Контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к Контракту, инвойс и упаковочный лист на поставку партии товаров, предъявленной к таможенному декларированию, в сканированном виде;
- для подтверждения формирования стоимости сделки с ввозимыми товарами: экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза, с переводом на русский язык; прайс-лист производителя/продавца (публичная оферта) с переводом на русский язык; ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в РФ;
- для подтверждения формирования стоимости сделки с ввозимыми товарами: информация маркетинговых исследований, иных официальных источников мирового рынка на декларируемый товар; Технологическая (техническая) производственная документация с переводом на русский язык, в сканированном виде;
- для подтверждения/уточнения сведений о стоимости сделки в рамках контракта: банковские документы, отражающие исполнение обязательств по оплате данной и предыдущих партий товаров в соответствии Контрактом (оригиналы или заверенные в установленном порядке: SWIFT, платежное поручение с отметками банка, выписка с лицевого счета, ведомость банковского контроля и т.п.), в сканированном виде;
- для подтверждения/уточнения сведений о стоимости сделки в рамках контракта: бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим и данной поставкам в рамках Контракта, а также постановку на бухгалтерский баланс товаров в рамках контракта, в сканированном виде;
- для подтверждения/уточнения сведений о структуре таможенной стоимости, о формировании стоимости сделки с ввозимыми товарами: договор ТЭО;
- поручение заказчика на ТЭО (заявка на ТЭО) в соответствии с договором транспортно-экспедиционного обслуживания, счета на оплату ТЭО и банковские документы, подтверждающие оплату, упаковочный лист, в сканированном виде; документы и сведения, отражающие сведения о стоимости погрузочно-разгрузочных работ по маршруту транспортировки;
- для подтверждения/уточнения сведений о структуре таможенной стоимости, о формировании стоимости сделки с ввозимыми товарами: документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии (с переводом на русский язык) и банковские документы, подтверждающие оплату, в сканированном виде;
- для подтверждения/уточнения сведений формирование стоимости сделки с ввозимыми товарами: пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта, равно как и пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки.
Одновременно с запросом документов и (или) сведений таможенный орган довел до декларанта сумму обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров.
14.10.2019 декларант распорядился денежными средствами необходимыми для выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10216100/071019/0024500.
14.10.2019 товар, задекларированный по ДТ N 10216100/071019/0024500, выпущен таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Посчитав, что представленные Обществом документы и сведения, не обосновывают различие заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также не свидетельствуют об отсутствии каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что не позволяет определить таможенную стоимость ввозимого товара по первому методу, а также в связи с тем, что методы 2-5 не применимы в виду отсутствия в таможенном органе достоверной информации, отвечающей требованиям статьей 41-44 ТК ЕАЭС, 12.12.2019 Балтийской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО "ХИМОНИК" в ДТ N 10216100/071019/0024500. Таможенная стоимость рассматриваемого товара определена таможенным органом в рамках статьи 45 ТК ЕАЭС.
Не согласившись с правомерностью действий таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 38 ТК ЕАЭС положения главы 5 ТК ЕАЭС "Таможенная стоимость товаров" основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII
Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994 года (далее - Соглашение ГАТТ 1994).
Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее - ЕАЭС, Союз), определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 названной статьи.
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 108 ТК ЕАЭС, если в документах, указанных в пункте 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством госуларств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, при ее определении по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами приведен в пункте 1 приложения 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 (далее - Перечень, утвержденный Решением N 376), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (метод 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 названного Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов ЕАЭС;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 названной статьи.
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.
Одновременно с этим пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 названной статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 13 статьи 38 ТК ЕАЭС положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 310 ТК ЕАЭС определено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 3 статьи 325 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
В силу положений пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае, если таможенным органом выявлены признаки недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ), и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Согласно пункту 13 статьи 325 ТК ЕАЭС при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается после выпуска товаров в соответствии с пунктами 14-18 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, - со дня истечения такого срока.
Пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Как указал Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате документального контроля установлены несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом, выразившиеся в следующем. Вид и содержание формализованного вида контракта с согласованием обеими сторонами сделки существенных условий декларантом не предоставлено. В соответствии с п.b ч. 2 ст. 7 генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) "под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. В той степени, в которой количество такого или аналогичного товара по отдельной сделке влияет на цену, цена, подлежащая рассмотрению, должна единообразно сопоставляться либо со сравнимыми количествами, либо с количествами, не менее благоприятными для импортера, чем те, в которых больший объем товара продается при торговле между странами ввоза и вывоза". Руководствуясь принципами ГАТТ (к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году) следует вывод, что цена приобретаемого товара зависит от условий или обстоятельств, влияние которых на стоимость товара существует, но не может быть количественно определено, что в свою очередь является основание для неприменения метода по цене сделки с ввозимыми товарами согласно статье 39 ТК ЕАЭС.
Указанные обстоятельства не позволяют оценить соблюдение сторонами сделки ее существенных условий и, соответственно, определить соответствие цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, равно как и согласование сторонами сделки существенных характеристик товара на ассортиментном уровне. Не предоставлена технологическая производственная документация, подтверждающая описание физических, технических и качественных свойств товара, в том числе о производителе товаров, сведения о которых указаны в описании, приведенном в графе 31 ДТ; более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на товары того же класса и вида при сопоставимых условиях их вывоза по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Так, для товара N 1 - ранее была оформлена ДТ N 10216100/050719/0016318, товар N 1 "пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, используется в пищевой промышленности для асептической обработки упаковки. CAS N 7722-84-1. ARKEMA 35 AL3 ISO, AQUEOUS SOLUTION VALSTERANE...", страна происхождения - Франция, ИТС -1,08 долл. США/ Н202, таможенная стоимость - 540376,76 руб., количество в ДЕИ -7868 Н202. Представленные Декларантом документы не обосновывают отличие задекларированной стоимости от стоимости товаров того же класса и вида в меньшую сторону.
В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное_ объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
При таможенном контроле в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10216100/071019/0024500, в связи со значительным отклонением стоимости импортируемого товара от стоимости однородных товаров выявлен риск недостоверного заявления таможенной стоимости, в связи с чем, требовалось принятие мер, связанных с его минимизацией.
В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42 (далее - Положение, утвержденное Решением N 42), при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу.
Исходя из положений статей 1, 254, 258 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 289-ФЗ), согласно которым к целям таможенного регулирования, принципам деятельности, функциям и задачам таможенных органов относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию, при проведении проверки в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
30.10.2019 ООО "ХИМОНИК" в электронном (сканированном) виде представлены: дополнения к контракту от 06.05.2019 N 3, от 17.06.2019 N 4; пояснения по отличию стоимости ввозимого товара от стоимости аналогичных товаров от 16.10.2019 N 49; приложение N 1 к договору ТЭО от 27.06.2018 N 28-06/2018-СМ (согласованная форма заявки на ТЭО), приложение N 2 к договору ТЭО N 28-06/2018-СМ (согласованные ставки типовых операций и фрахта), инвойс от 20.09.2019 N KS-25458 в рамках договора ТЭО, заявки на погрузку танк-контейнеров NN KRIU 524 001-3, KRIU 524 002-9 в рамках договора ТЭО, акты выполненных работ от 05.10.2019 NN 25530, 25532, 25454, 25455, от 30.09.2019 NN 25451, 25452 в рамках договора ТЭО: ценовая информация внутреннего рынка;
документы по реализации товара на внутреннем рынке (договор о поставках между ООО "Армада" и ООО "ХИМОНИК" со спецификацией, товарная накладная от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО "Армада", счет на оплату от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО "Армада" от 26.11.2018 N 4, счет-фактура от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО "Армада" от 30.11.2018 N 76, платежное поручение от 04.12.2018 N 554, выписка по лицевому счету ООО "Химоник" на 04.12.2018; договор о поставках между ООО Производственная компания "Девелопмент Групп" и ООО "ХИМОНИК" со спецификацией, товарные накладные от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО Производственная компания "Девелопмент Групп", счет-фактура от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО Производственная компания "Девелопмент Групп" от 07.03.2019 N 19, счет-фактура от ООО "ХИМОНИК" в адрес ООО Производственная компания "Девелопмент Групп" от 11.03.2019 N 20, платежные поручения от 14.03.2019 NN 110, 114, выписка по лицевому счету ООО "Химоник" на 14.03.2019, доверенность на получение материальных ценностей); справка из банка об открытых счетах ООО "ХИМОНИК".
Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ N 49 таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. Лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота
В соответствии с пунктом b части 2 статьи 7 ГАТТ под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. В той степени, в которой количество такого или аналогичного товара по отдельной сделке влияет на цену, цена, подлежащая рассмотрению, должна единообразно сопоставляться либо со сравнимыми количествами, либо с количествами, не менее благоприятными для импортера, чем те, в которых больший объем товара продается при торговле между странами ввоза и вывоза".
Таким образом, базовым принципом, существующим в мировой коммерческой практике, является то, что под ценой сделки для целей таможенной оценки понимается цена, сформированная при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции. Предполагается, что цена сделки является рыночной, и на ее формирование не повлияли никакие коммерческие, финансовые и иные факторы и условия, как указанные, так и не указанные в контракте. Цена считается адекватной, в том случае, когда она обеспечивает покрытие всех расходов плюс прибыль, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за представительный (длительный) период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же рода или вида. В этом случае можно сделать вывод о том, что цена сделки не подвержена какому-либо влиянию.
06.12.2019 таможенным органом направлен запрос дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, которым ООО "ХИМОНИК" уведомлено, что представленные документы и (или) сведения в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10216100/071019/0024500, в связи с чем, необходимо предоставить дополнительные документы и пояснения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость по следующим основаниям: Поставка товара осуществлена на условиях FOB. Договор транспортировки, определяющий условия оплаты оказанных услуг, а также обязательность страхования товара не представлен. Счет за транспортировку товара не содержит ни маршрута следования, ни ссылку на рассматриваемую поставку. Таким образом, структура таможенной стоимости не подтверждена документально. Документы по оплате не содержат отметок банка об исполнении платежа. В случае непредставления запрашиваемой информации в срок до 10.12.2019 таможенным органом будет принято решение о внесении изменений (дополнений) в заявленные сведения о таможенной стоимости товара.
10.12.2019 ООО "ХИМОНИК" в электронном (сканированном) виде представлены: инвойс от 20.09.2019 N KS-25461 в рамках договора ТЭО, акт выполненных работ от 05.10.2019 N 25461; инвойс от 20.09.2019 N KS-25457 в рамках договора ТЭО, акт выполненных работ от 05.10.2019 N 25457; заявления на перевод от 12.11.2019 N 65 (в рамках договора ТЭО), N 66 (в рамках внешнеторгового контракта) с отметками банка в электронном виде "исполнен"; выписка по лицевому счету ООО "ХИМОНИК" на 12.11.2019.
Из материалов дела следует, что по запросу таможенного органа представленная копия счета на транспортные расходы заверена в одностороннем порядке, что вызывает сомнение в достоверности счета. Кроме того в представленном счете на транспортные расходы отсутствуют сведения о номере коносамента, контейнера, маршрута перевозки и дополнительных расходах, связанных с перевозкой груза, что не позволяет идентифицировать представленный Счет на транспорт с данной поставкой.
Оригинал или заверенная копия договора на перевозку, со всеми приложениями, поручениями на перевозку груза, заявками на перевозку, отражающими сведения об оказанных услугах, связанных с перевозкой груза, а также согласованных тарифах на услуги, по запросу таможенного органа декларантом не представлены.
Кроме того, в комплекте документов отсутствуют документы и сведения, подтверждающие расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию Союза. Информация о факте включения в структуру таможенной стоимости не только расходов за фрахт, но и за погрузочно-разгрузочные работы в порту отправления в комплекте документов отсутствует.
Отсутствие, указанных документов не позволило таможенному органу убедиться в достоверности заявленных сведений о структуре таможенной стоимости. Неподтверждение структуры таможенной стоимости в части дополнительных расходов, обуславливает неподтверждение достоверности сведений о сумме всех расходов, в том числе расходов на погрузку, перегрузку, разгрузку товаров, страховкой груза, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, предусмотренных статьей 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
Поставка рассматриваемого товара осуществлялась на условиях FCA JARRIE.
В соответствии с "Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС 2010" по условиям поставки FCA продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте.
Согласно запросу документов и (или) сведений от 11.10.2019 Балтийской таможней запрошены: договор ТЭО; поручение заказчика на ТЭО (заявка на ТЭО) в соответствии с договором ТЭО, счета на оплату ТЭО и банковские документы, подтверждающие оплату, упаковочный лист, в сканированном виде; документы и сведения, отражающие сведения о стоимости погрузочно-разгрузочных работ по маршруту транспортировки; документальное подтверждение обстоятельств страхования, величины страхового покрытия и размера страховой премии (с переводом на русский язык) и банковские документы, подтверждающие оплату.
В дополнительном запросе документов и (или) сведений от 06.12.2019 Балтийской таможней указано на необходимость предоставления договора ТЭО, определяющего условия оплаты оказанных услуг по доставке товара, и документов о страховании товара, счета за транспортировку товара, содержащего маршрут следования, ссылку на рассматриваемую поставку, а также документов по оплате, содержащих отметки банка об исполнении платежа.
Согласно представленным актам выполненных работ от 09.10.2019 N N 25457, 25461, а также инвойсам за транспортные услуги от 20.09.2019 NN KS-25461, KS-25457 между Обществом и компанией-экспедитором "Kricon Services BV" заключен договор ТЭО от 27.06.2018 N 28-06/2018-СМ. Данный договор ТЭО по запросам Балтийской таможни от 11.10.2019 и от 06.12.2019 не представлен, в связи с чем не представляется возможным установить порядок предоставления экспедиторских услуг (сроки), иные условия оказания услуг.
Пунктом 10 Положения, утвержденного Решением N 42, предусмотрено, что в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Обществом не представлена информация о совершенных действиях, направленных на получение договора ТЭО, или на наличие объективных препятствий для предоставления таможенному органу данного договора ТЭО, что в свою очередь свидетельствует о несоблюдении декларантом положений пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, которым установлена обязанность декларанта представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ.
Обществом представлено приложение N 2 к договору ТЭО, согласно которому стоимость перевозки контейнера по маршруту Жарри (Франция) - порт Санкт-Петербург составляет 2 000 Евро.
В графе 31 ДТ N 10216100/071019/0024500 указано, что товар ввезен на территорию ЕАЭС в контейнерах NN KRIU5240013, KRIU5240029.
По запросу дополнительных документов и (или) сведений Обществом представлены инвойсы от 20.09.2019 N N KS-25461, KS-25457 на оплату транспортных услуг на общую сумму 4 000 Евро, сведения о которой не корреспондируют со сведениями, указанными в заявлении на перевод от 12.11.2019 N 65 на сумму 25 254,46 Евро. Представленное заявление на перевод от 12.11.2019 N 65 на оплату транспортных услуг на сумму 25 254,46 Евро невозможно идентифицировать с рассматриваемой поставкой, поскольку представленным заявлением на перевод осуществлен платеж в размере, превышающем стоимость заявленных транспортных услуг (4 000,00 Евро), а также в назначении платежа заявления на перевод от 12.11.2019 N 65 содержится ссылка только на договор ТЭО от 27.06.2018 N 28-06/2018-СМ, не представленный по запросам документов и (или) сведений от 11.10.2019 и от 06.12.2019. Кроме того, отметка банка в указанном заявлении на перевод не содержит даты исполнения платежа, что, в свою очередь, не подтверждает исполнение указанного перевода.
В представленных Обществом заявках на погрузку от 19.09.2019 отсутствует информация о ставках и номере коммерческого предложения, что не позволяет установить размер ставок, по которым выполняются услуги ТЭО, и, следовательно, стоимость услуг ТЭО, подлежащую оплате по результатам их выполнения.
В соответствии с подпунктом 3.1. Контракта платеж по контракту осуществляется покупателем в течение 45 дней на основании выставленного инвойса. Балтийской таможней запрошены банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты данной и предыдущих поставок товара и цену сделки товара: платежные поручения с отметками банка, в том числе, SWIFT, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя.
Представленные Обществом заявления на перевод не имеют отметок банка в электронном виде о дате их исполнения. Кроме того, декларантом не представлены извещения банка в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения. Документы по оплате рассматриваемой и предыдущих поставок в рамках рассматриваемого контракта не представлены.
Соответственно, не предоставляется возможным оценить и проследить исполнение предусмотренных контрактом условий платежа покупателем в пользу продавца товара по согласованной сторонами цене.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае цену товара и соответственно, заявленную таможенная стоимость товаров нельзя признать подтвержденной.
В соответствии с пунктами 1.3, 4.6, 4.7 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утверждённого Банком России 19.06.2012 N 383-ГГ (зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667), банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством, в частности, списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств. Исполнение распоряжения о переводе денежных средств в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счёту подтверждается, в частности, банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счёта плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться приём к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение. Исполнение распоряжения на бумажном носителе в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счёту подтверждается, в частности, банком плательщика посредством представления плательщику экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться приём к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение.
В ответ на запросы документов и (или) сведений от 11.10.2019 и от 06.12.2019 Балтийской таможни Обществом представлено заявление на перевод от 12.11.2019 N 66 на сумму 45 745,54 Евро, содержащее отметку банка об исполнении, но без даты исполнения платежа. Вместе с тем, по запросам документов и (или) сведений от 11.10.2019 и от 06.12.2019 Обществом не представлены SWIFT-уведомления, подтверждающие факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя.
При этом общая сумма заявления на перевод от 12.11.2019 N 66 превышает таможенную стоимость товаров, заявленную в ДТ N 10216100/071019/0024500. Также в графе 70 "Назначение платежа" заявления на перевод от 12.11.2019 N 66 указан только номер контракта. В связи с отсутствием номера инвойса, во исполнение которого осуществляется перевод, не представляется возможным соотнести платеж с рассматриваемой поставкой.
Таким образом, следует признать, что Таможней сделан правомерный вывод о том, что цена, фактически уплаченная за товар, сведения о котором заявлены в ДТ N 10216100/071019/0024500, не основывается на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом "b" части 2 статьи 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) "под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции".
В данном случае существуют ограничения для применения метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" при определении таможенной стоимости, так как цена сделки задекларированных товаров по рассматриваемой ДТ значительно отличается от цены сделки на идентичные товары при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
Декларантом не представлены документы и сведения, обосновывающие различие заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также свидетельствующие об отсутствии каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цены товара не может быть количественно определено.
В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров.
Понятия идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида регламентированы статьей 37 ТК ЕАЭС. Под идентичными товарами понимаются, товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования. Под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования. Товары того же класса или вида - товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10216100/071019/0024500, таможенным органом использована информация о товаре "пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, используется в пищевой промышленности для асептической обработки упаковки, С AS N 7722-84-1", страна происхождения - Франция, производитель - "Агкета", сведения о котором заявлены в ДТ N10216100/050719/0016318, и который имеет сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки, и отвечает условиям, определенным статьей 45 ТК ЕАЭС.
При изложенных обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о правомерности решения Балтийской таможни от 12.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216100/071019/0024500, а также действий по взысканию денежного залога в сумме 308 375,97 руб., внесенного по таможенной расписке N 10216100/141019/ЭР-031052.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2020 года по делу N А56-21818/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химоник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21818/2020
Истец: ООО "ХИМОНИК"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ