г. Вологда |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А05-13918/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кузнецова К.А., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Саро" Шадрина Сергея Евгеньевича на определение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июня 2020 года по делу N А05-13918/2018,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Саро" (адрес: 163012, г. Архангельск, ул. Кировская, д. 10, корп. 2, офис 3; ОГРН 1162901060410; ИНН 2901279263; далее - должник, ООО "Саро") введена процедура банкротства наблюдение.
Решением суда от 14.06.2019 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шадрин Сергей Евгеньевич.
Общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт" (далее - ООО "ТГК-2 Энергосбыт") 13.01.2020 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 18.12.2019 по вопросу об исключении из конкурсной массы 2 118 934 руб. 04 коп. целевой субсидии в счет частичного погашения затрат по выполнению работ, целью которых является субсидия.
Определением суда от 05.06.2020 признано недействительным решение собрания кредиторов должника от 18.12.2019 по вопросу об исключении из конкурсной массы 2 118 934 руб. 04 коп. целевой субсидии, полученных от администрации муниципального образования "Город Архангельск", и о перечислении указанной суммы в адрес общества с ограниченной ответственностью "Технадзор+" (далее - ООО "Технадзор+") (после зачисления на счет ООО "Саро") в счет частичного погашения затрат по выполнению работ, целью которых являлась субсидия.
Конкурсный управляющий должника Шадрин С.Е. с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просил определение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные денежные средства являются бюджетными, имеют строго целевое назначение и могут быть направлены только конкретному хозяйствующему субъекту. По мнению апеллянта, законные интересы и права ООО "ТГК-2 Энергосбыт" не нарушены, поскольку целевая субсидия не предназначалась заявителю. Субсидия компенсирует затраты только для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 12.
ООО "ТГК-2 Энергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в рассмотрении спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке, установленном пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, 18.12.2019 проведено собрание кредиторов должника с повесткой собрания:
1. Отчёт конкурсного управляющего должника о своей деятельности.
2. Исключение из конкурсной массы 2 118 934 руб. 04 коп. целевой субсидии, полученных от администрации муниципального образования "Город Архангельск", о перечислении указанной суммы в адрес ООО "Технадзор+" (после зачисления на счет ООО "Саро") в счет частичного погашения затрат по выполнению работ, целью которых являлась субсидия.
Собранием кредиторов по второму вопросу повестки дня принято решение:
"Исключить из конкурсной массы 2 118 934 руб. 04 коп. целевой субсидии, полученных от администрации муниципального образования "Город Архангельск", о перечислении указанной суммы в адрес ООО "Технадзор+" (после зачисления на счет ООО "Саро") в счет частичного погашения затрат по выполнению работ, целью которых являлась субсидия".
Из протокола собрания видно, что в нем приняли участие конкурсные кредиторы, обладающие 78,182 % от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов.
Оспариваемое решение принято конкурсным кредитором, обладающим 66,847 % общего числа голосов кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы ООО "ТГК-2 Энергосбыт", последний обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции посчитал, что спорное решение собрания принято с нарушением предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) пределов компетенции собрания и нарушает права и интересы должника и конкурсных кредиторов.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с вынесенным определением.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ и статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Из пункта 4 статьи 12 Закона о банкротстве следует, что собрание кредиторов признается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с названным Законом.
Согласно статье 15 Закона о банкротстве решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено названным Законом.
В силу пункта 4 указанной статьи Закона в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных указанным Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что основаниями для признания решения собрания кредиторов недействительным являются нарушение таким решением прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве, либо третьих лиц; принятие решения с нарушением пределов компетенции собрания.
С учетом указанных требований в силу пункта 4 статьи 12 Закона о банкротстве собрание кредиторов должника состоявшееся 18.12.2019 правомочно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
В соответствии со статьями 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги, как объекты гражданских прав, являются разновидностью имущества.
Как установлено судом, вопреки мнению конкурсного управляющего, спорное имущество не относится к исключениям, указанным в пункте 2 статьи 131 Закона о банкротстве.
Суждений, которые бы позволили усомниться в правильности этого вывода, в апелляционной жалобе не содержится.
Из материалов дела следует, что 18.04.2018 между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - департамент) и должником заключен договор о предоставлении из городского бюджета субсидии на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 12 (далее - договор). Предметом договора является предоставление из городского бюджета в 2018 году субсидии на возмещение фактически понесенных затрат получателя на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 12, перечень которых указан в акте, составленном по результатам обследования многоквартирного дома, в целях исполнения судебного акта по иску к муниципальному образованию "Город Архангельск".
Как указано в пункте 2.1 договора, субсидия предоставляется в следующем размере, определенном на основании локального ресурсного сметного расчета: 4 701 253 руб. 72 коп.
На основании пункта 3.2.1 договора субсидия предоставляется при выполнении получателем работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, перечень которых указан в акте, составленном по результатам обследования многоквартирного дома.
Перечисление субсидии осуществляется единовременно в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в установленном порядке на счет получателя, открытый в ПАО "БАНК УРАЛСИБ", в течение 2 рабочих дней со дня согласования справки о стоимости выполненных работ и затрат (пункт 3.3 договора).
Должником (заказчик) и ООО "Технадзор+" (подрядчик) 19.04.2018 заключен договор подряда, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 12.
В силу пункта 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2018 общая стоимость работ составляет 4 639 372 руб. 10 коп.
Как предусмотрено пунктом 2.3 договора, оплата работ производится за фактически выполненные объёмы работ в соответствии с актом выполненных работ (КС-2), справкой о стоимости выполненных работ (КС-3), актом приёмки выполненных работ на основании счета-фактуры подрядчика.
В пункте 2.5 договора установлено, что источником платежей по договору являются субсидии, выделяемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов из городского бюджета и предусмотренные на 2018 год.
Подрядчик обязательства по договору исполнил.
На расчетный счет должника 21.12.2018 поступили денежные средства в сумме 4 701 253 руб. 72 коп.
По платёжным поручениям от 25.12.2018 N 486, от 27.12.2018 N 488, от 09.01.2019 N 3 должник оплатил выполненные работы в сумме 2 485 000 руб.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.03.2019 по настоящему делу о признании обоснованными и включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требований ООО "Технадзор+" в размере 2 154 372 руб. 10 коп.
Оплата выполненных ООО "Технадзор+" работ полностью не произведена в связи с тем, что 24.12.2018 с расчётного счёта должника по инкассовым поручениям и платежному ордеру списаны денежные средства в сумме 2 118 934 руб. 04 коп. в погашение задолженности по исполнительным производствам, возбужденным в отношении должника.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2019 по настоящему делу признаны недействительными сделки по перечислению с расчётного счёта должника денежных средств в общей сумме 2 118 934 руб. 04 коп., применены последствия их недействительности в виде взыскания с ПАО "Архангельская сбытовая компания" в пользу должника 6000 руб. и обязания Администрации муниципального образования "Город Архангельск", Государственной жилищной инспекции Архангельской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возвратить в конкурсную массу должника 2 112 934 руб. 04 коп.
С учетом изложенных обстоятельств после удовлетворения заявления о признании недействительными сделок должника собранием кредиторов принято оспариваемое решение.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как следует из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг; субсидия предоставляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного между юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию.
Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 2 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае правоотношения возникли между департаментом и должником, следовательно оплата выполненных работ со стороны департамента непосредственно должнику соответствует принципу адресности бюджетных средств.
Установив получение должником денежных средств в порядке исполнения Департаментом своего обязательства по заключенному между ним и должником соглашению о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат должника в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома, стороной которого ООО "Технадзор+" не являлось, и соответствие их перечисления должнику принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, арбитражный суд пришёл к верному выводу о том, что спорные средства составляют конкурсную массу должника, а оспариваемое решение собрания кредиторов принято с превышением пределов компетенции и нарушает права остальных кредиторов.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения денежные средства не поступили в конкурсную массу должника.
Принятие решения большинством голосов не должно допускать заведомого нарушения прав иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, вследствие чего любое решение кредиторов должно отвечать принципам добросовестности в соответствии с положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае принятие решения передано в исключительную компетенцию одного кредитора - ООО "Технадзор+", что нарушает закрепленный законодательством баланс интересов кредиторов и должника.
Таким образом, доводы подателя жалобы не могут повлечь отмены обжалуемого определения, поскольку по существу сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Между тем иная оценка указанных обстоятельств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении данного обособленного спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба конкурсного управляющего по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июня 2020 года по делу N А05-13918/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Саро" Шадрина Сергея Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление является окончательным и обжалованию в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Западного округа не подлежит.
Председательствующий |
К.А. Кузнецов |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13918/2018
Должник: ООО "САРО"
Кредитор: ООО "Авто-Спец-Транс"
Третье лицо: Администрация МО "Город Архангельск", АО "Архангельскоблгаз", Быкова Валентина Викторовна, Государственная жилищная инспекция Архангельской области, Иосипчук В.А., ИФНС по г.Архангельску, Лунева Ольга Евгеньевна, Матвийчук Александр Александрович, Матвийчук Алла Степановна, Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам АО и НАО, НАО Отдел судебных приставов по Соломбальскому округу города Архангельска Архангельской области и, Новикова Юлия Викторовна, ООО "Вектор", ООО к/у "Саро" Шадрин Сергей Евгеньевич, ООО "Саро" ку Шадрин С.Е., ООО "ТГК-2 Энергосбыт", ООО "Технадзор+ ", ООО " ТКГ-2 Энергосбыт", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ПАО " МРСК Северо-Запада", ПАО "Территориальная генерирующая компания N2", Соломбальский районный суд г. Архангельска, Союз "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", СРО Союз "Уральская арбитражных управляющих", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Управление федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НеАО в лице ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Шадрин Сергей Евгеньевич, Щёкотов Дмитрий Александрович, Юрковская Анна Николаевна