г. Челябинск |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А34-1127/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Журавлева Ю.А., Кожевниковой А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Галиева Ленара Рафисовича на определение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2020 по делу N А34-1127/2017.
В судебном заседании, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан, приняли участие:
- представитель конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Галиева Ленара Рафисовича - Иванова Е.Л. (паспорт, доверенность);
- представитель Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области - Брагина М.Ю. (паспорт, доверенность).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 25.04.2017 возбуждено дело о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 4513008429, ОГРН 112451200073).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 18.01.2018 (резолютивная часть от 16.01.2018) в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Галиев Ленар Рафисович, член Саморегулируемой организации Союз "Арбитражных управляющих "Правосознание"".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.04.2018 (резолютивная часть от 19.04.2018) в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Галиев Ленар Рафисович, член Саморегулируемой организации Союз "Арбитражных управляющих "Правосознание"".
Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в официальном издании газеты "Коммерсантъ" N 77 от 05.05.2018.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области 09.04.2020 обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Галиева Ленара Рафисовича.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2020 (резолютивная часть от 23.06.2020) жалоба Федеральной налоговой службы удовлетворена в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой на определение суда от 30.06.2020, в которой просил отменить определение суда от 30.06.2020, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба представлена конкурсным управляющим в краткой форме.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24.09.2020.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение суда от 24.09.2020 произведена замена председательствующего судьи Сотниковой О.В. на судью Калину И.В.
Определением от 24.09.2020 судебное заседание в порядке части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 05.10.2020 в связи с поступлением в апелляционный суд дополнений к апелляционной жалобе конкурсного управляющего, которые не направлены налоговому органу.
Определением суда от 05.10.2020 в коллегиальном составе суда произведена замена судьи Баканова В.В. на судью Журавлева Ю.А. согласно положениям статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статей 49, 260, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией приняты к рассмотрению дополнения к апелляционной жалобе конкурсного управляющего с поступившими дополнительными доказательствами, поименованными в приложении (вх.N 39379 от 24.09.2020).
В дополнениях к жалобе конкурсный управляющий указывает, что отсутствие созыва собрания кредиторов в периоды с 01.07.2019 по 05.08.2019, 29.11.2019, 29.02.2020 обусловлено его болезнью и тяжелым состоянием отца Галиева Л.Р. по причине болезни, в доказательство представлены больничный лист и свидетельство о смерти. Данные в отчетах конкурсного управляющего в указании основных средств и дебиторской задолженности расходятся ввиду отражения суммы по строке балансовая стоимость (тыс. руб.) в "Сведениях о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" по причине технической опечатки - указано "2389,56 тыс. руб." надлежит указать "2 383,956 руб.". Согласно акту о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации основных средств исключено имущество на сумму балансовой стоимости в размере 5 465,6 руб. Отражение в отчетах конкурсного управляющего сведений о движении денежных средств в некорректном виде связано с проводимыми мерами по корректировке работы "Сбербанк бизнес онлайн" ввиду его отсутствия на предприятии и переводе счета в регион Республики Татарстан по местонахождению конкурсного управляющего, поскольку счет должника открыт в г. Макушино Курганской области. Отражение сведений о текущих обязательствах должника в отчетах конкурсного управляющего не является обязательным в соответствии с Приложением 4 к приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195, который не содержит графы о сумме текущих обязательств. Некорректность сведений в реестре требований кредиторов в части указания суммы задолженности обусловлена технической опечаткой при многократном копировании, сумма основного долга перед кредиторами третьей очереди составляет 510 990 руб. 39 коп. Конкурсным управляющим проводилась работа по выявлению дебиторской задолженности, в частности направлены запросы в адрес ООО "Макушинскагропромснаб", Администрацию города Макушино Курганской области, ООО "Теплоресурс", в соответствии с ответами которых установлено, что у ООО "Макушинскагропромснаб" отсутствует задолженность перед должником, сумма неисполненных обязательств должника перед указанным юридическим лицом составляет 61 579 руб. 15 коп.; Администрацией представлены сведения о наличии задолженности у должника; ООО "Теплоресурс" представлены сведения о наличии задолженности на сумму 338 771 руб. 04 коп. Некорректное ведение бухгалтерской отчетности по дебиторской задолженности привело к отражению в актах инвентаризации неподтвержденных дебиторами сумм. Согласно движению денежных средств по счету N 40702810032100098774 с 19.04.2018 по 08.04.2020 установлено, что поступают денежные средства по погашению дебиторской задолженности в рамках исполнительных производств. Конкурсный управляющий направил запрос в Макушинский РО СП УФССП РФ по Курганской области о предоставлении сведений об имевшихся ранее и имеющихся исполнительных производствах в отношении МУП "Жилкомхоз" как взыскателя по исполнительным производствам, в соответствии с ответом службы судебных приставов представлены сведения по состоянию на 10.09.2020 о наличии 4 действующих исполнительных производств в отношении граждан. В рамках дела о банкротстве на рассмотрении суда находится заявление конкурсного управляющего о разрешении разногласий по установлению Порядка, условий и сроков реализации дебиторской задолженности должника к населению - города Макушино на сумму 1 424 987 руб. 23 коп., п.Рекорд на сумму 6 853 руб. 60 коп., п.Степное на сумму 24 187 руб. 10 коп., с.Журавлевка на сумму 20 357 руб. 58 коп.
В судебном заседании 05.10.2020 представитель конкурсного управляющего поддержал доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, просил отказать в заявленных требованиях.
Представитель налогового органа возражал по доводам жалобы, просил оставить без изменения определение суда от 30.06.2020.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением суда от 26.04.2018 в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Галиев Ленар Рафисович.
Обращаясь с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Галиева Л.Р. налоговый орган ссылался на следующие нарушения со стороны управляющего:
- абз. 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве и общих правил - нарушение сроков включения в ЕФРСБ сведений о результатах проведения собрания кредиторов должника, состоявшегося 29.08.2019;
- пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве - не представление собранию кредиторов отчетов о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства не реже чем один раз в три месяца;
- абз. 1 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и общих правил - отражение в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности по состоянию на 10.07.2018, 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, 01.08.2019, предоставленных собраниям кредиторов 19.07.2018, 17.10.2018, 17.01.2019, 17.04.2019, 29.08.2019, недостоверной информации о сформированной конкурсной массе, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов;
- пункта 3 статьи 133, абз. 2 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и общих правил - отражение в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности по состоянию на 01.04.2019, 01.08.2019, предоставленных собраниям кредиторов 19.04.2019, 26.08.2019, недостоверной информации о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, и об источниках данных поступлений;
- абз. 11 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и Общих правил - отражение в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности по состоянию на 01.08.2019, предоставленному собранию кредиторов, назначенному на 26.08.2019, недостоверной информации о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
- абз. 7 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве и Общих правил - отражение в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности по состоянию на 01.01.2019, 01.04.2019, 01.08.2019, предоставленных собраниям кредиторов 17.01.2019, 17.04.2019, 26.08.2019, недостоверной информации о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
- абз. 8 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве - непринятие мер по взысканию дебиторской задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По правилам статьи 60 Закона о банкротстве жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке и сроки, установленные пунктом 1 указанной статьи Закона о банкротстве.
В таком же порядке и в сроки рассматриваются жалобы на действия арбитражного управляющего (пункт 3 статьи 60 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 и пунктом 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Таким образом, основанием для удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом:
- или факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей);
- или факта несоответствия этих действий требованиям разумности;
- или факта несоответствия этих действий требованиям добросовестности.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом: лицо, обратившееся с жалобой, обязано доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы этого лица, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям добросовестности и разумности.
При этом признание судом незаконными конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего должно предполагать устранение, прекращение этих незаконных действий и, соответственно, восстановление нарушенных прав кредитора.
Пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 14 Закона о банкротстве).
В силу требований пункта 5 статьи 12 Закона о банкротстве в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 Закона о банкротстве, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.
Как верно указано судом, конкурсный управляющий Галиев Л.Р. приступил к своим обязанностям с момента принятия резолютивной части от 19.04.2018 о введении в отношении МУП "Жилкомхоз" процедуры конкурсного производства, следовательно, конкурсный оправляющий обязан был представить отчет о своей деятельности и о результатах проведения процедуры конкурсного производства собранию кредиторов не позднее 19.07.2018, 19.10.2018, 19.01.2019, 19.04.2019, 19.07.2019, 19.10.2019, 19.01.2020.
Галиевым Л.Р. в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП "Жилкомхоз" собрания кредиторов по рассмотрению отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности назначены и проведены 19.07.2018, 17.10.2018, 17.01.2019,17.04.2019, 29.08.2019.
Согласно информации, размещенной на сайте ЕФРСБ, конкурсным управляющим 10.07.2019 опубликовано сообщение о переносе собрания кредиторов, назначенного на 16.07.2019, по причине состояния здоровья арбитражного управляющего Галиева Л.Р. Согласно публикации в ЕФРСБ от 09.08.2019 последующее собрание кредиторов назначено на 29.08.2019.
Собрания кредиторов по рассмотрению отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности, которые должны быть проведены не позднее 19.10.2019 и 19.01.2020, до настоящего времени не проведены.
В противовес заявленным доводам кредитора конкурсный управляющий ссылается на невозможность проведения собраний кредиторов в период с 01.07.2019 по 05.08.2019, 29.11.2019, 29.02.2020, по причине болезни. Между тем указанные доводы конкурсного управляющего не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с листом нетрудоспособности больничный был предоставлен Галиеву Л.В. с 09.07.2019 до 05.08.2019, с 06.08.2019 врачом указано на возможность осуществления трудовых функций. Вместе с тем, после 29.08.2019 собрание кредиторов не проводилось управляющим вплоть до 28.05.2020, при этом ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, введены только с 30 марта 2020. Таким образом, за период с 29.08.2019 по 30.03.2020 конкурсным управляющим не доказана невозможность созыва собрания кредиторов и предоставления на ознакомление кредиторов отчетов о своей деятельности, сведения на ЕФРСБ о невозможности проведения собрания кредиторов конкурсным управляющим в указанный период не публиковались.
Судебная коллегия считает, что выводы суда о нарушениях в действиях конкурсного управляющего в указанной части являются обоснованными, так как непроведение собрания кредиторов в течение более 6 месяцев нарушает права кредиторов должника на получение полной и достоверной информации о ходе конкурсного производства. Более того, конкурсным управляющим за указанный период деятельности в адрес кредиторов также не направлялись отчеты о результатах проведения процедуры банкротства, что свидетельствует о нарушении императивной нормы статьи 143 Закона о банкротстве.
Относительно довода жалобы уполномоченного органа о нарушении срока публикации о собрании кредиторов от 29.08.2019 на ЕФРСБ установлено следующее нарушение.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ на основании пункта 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве предусмотрено, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Сообщение об итогах проведения собрания кредиторов от 29.08.2019 не опубликовано конкурсным управляющим на ЕФРСБ до настоящего момента, несмотря на то, что с жалобой ФНС России обратилась в апреле 2020, в связи с чем, доводы кредитора в указанной части обоснованы.
Также налоговый орган ссылался на нарушение права на получение информации о ходе конкурсного производства, в частности, об имуществе должника, ввиду наличия в отчетах конкурсного управляющего недостоверных сведений.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания), утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49.
В силу пункта 1.2 Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
В пункте 1.4 Методических указаний предусмотрено, что основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В силу пункта 2.5 Методических рекомендаций в инвентаризационные описи или акты инвентаризации вносятся сведения только о фактически имеющемся имуществе.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Перечень сведений, которые должны содержаться в отчете, указан в пункте 2 статьи 143 указанного Закона.
Кредиторы осуществляют контроль за деятельностью конкурсного управляющего на основании информации и сведений, которые содержатся в отчетах конкурсного управляющего. Осуществление данного контроля возможно посредством определенного реагирования на действия или бездействие конкурсного управляющего и соответствующего обращения в арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила).
Согласно пунктам 3, 10 Общих правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов. Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение N4 к приказу).
Следовательно, отчет конкурсного управляющего должен соответствовать типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства с отражением перечня обязательных сведений. Отражение в документе установленной формы данных с нарушением указаний по их заполнению может считаться недостоверным.
В частности в типовой форме отчета конкурсного управляющего указано на необходимость предоставления сведений о сформированной конкурсной массе, в том числе оборотных и нематериальных активах с указанием балансовой и рыночной стоимости, дебиторской задолженности.
Согласно материалам дела о банкротстве должника конкурсным управляющим 06.07.2018 проведена инвентаризация имущества, по результатам которой установлено наличие имущества в составе 6 единиц основных средств фактической стоимостью 1 210,05 тыс. руб., а именно - котел Троян, автогрейдерная установка, бочка 10 куб., автобус ПАЗ 320508, погрузчик Д-561, экскаватор ЭО 2621; дебиторская задолженность в размере 2 383,96 тыс. руб.; наличные денежные средства в сумме 59,86 тыс. руб.
По данным раздела отчета "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" по состоянию на 10.07.2018 в конкурсную массу включено имущество должника балансовой стоимостью 9 073,01 тыс. руб., в том числе: основные средства в количестве 10 единиц (котел Троян, автогрейдерная установка, бочка 10 куб., автобус ПАЗ 320508, погрузчик Д-561, экскаватор ЭО 2621, наружная канализация с. Степное, скважина N 2, скважина N 4, скважина N 6) стоимостью 6 675,65 тыс. руб., дебиторская задолженность - 2 389,56 тыс. руб., денежные средства - 7,8 тыс. руб. При этом исключаются из конкурсной массы основные средства балансовой стоимостью 17 063,08 тыс. руб., тогда как балансовая стоимость включенных в конкурсную массу основных средств указана на сумму 6 675,65 тыс. руб.
Согласно информации, размещенной на сайте ЕФРСБ 26.09.2018, конкурсным управляющим осуществлена контрольная проверка правильности проведения инвентаризации основных средств должника, составлен акт, в котором отражены фактически выявленные при контрольной проверке основные средства в количестве 6 единиц (котел Троян, автогрейдерная установка, бочка 10 куб., автобус ПАЗ 320508, погрузчик Д-561, экскаватор ЭО 2621) стоимостью 1 139,30 тыс. руб.
Между тем, в отчетах конкурсного управляющего о ходе проведения конкурсного производства по состоянию на 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, 01.08.2019 содержатся сведения о сформированной конкурсной массе балансовой стоимостью 3 607,41 тыс. руб., представленной основными средствами (котел Троян, автогрейдерная установка, бочка 10 куб., автобус ПАЗ 320508, погрузчик Д-561, экскаватор ЭО 2621) стоимостью 1 210,05 тыс. руб., дебиторская задолженность - 2 389,56 тыс. руб., денежные средства - 7,8 тыс. руб.
Таким образом, сведения о сформированной конкурсной массе, указанные в отчетах конкурсного управляющего по состоянию на 01.07.2018, 01.10.2018. 01.01.2019, 01.04.2019, 01.08.2019 и инвентаризационных описях, расходятся, а, именно:
- при инвентаризации имущества выявлено: дебиторская задолженность на сумму 2 383,96 тыс. руб., основные средства стоимостью 1 139,30 тыс. руб. (с учетом контрольной проверки), денежные средства в сумме 59,86 тыс. руб.;
- отражены в разделе отчетов "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника": дебиторская задолженность на сумму 2 389,56 тыс. руб., основные средства балансовой стоимостью 1210,05 тыс. руб., денежные средства в сумме 7,8 тыс. руб.
Возражая на доводы жалобы, конкурсный управляющий ссылается на наличие опечатки в отчетах в части указания балансовой стоимости указанного имущества в тыс. руб., вместе с тем, обоснованных пояснений относительно разногласий по составу основных средств и обнаруженных денежных средствах на расчетных счетах должника по итогам инвентаризации и сведений, отраженных в отчетах управляющего, не представлено. Учитывая, что в отчетах конкурсного управляющего должна быть отражена полная информация о сформированной конкурсной массе, а имеющиеся разногласия по составу имущества не устранены конкурсным управляющим до настоящего времени путем предоставления соответствующих письменных пояснений с подтверждающими документами, судебная коллегия считает, что права кредитора в указанной части нарушены конкурсным управляющим.
Более того по данным электронной базы налогового органа на основе сведений из регистрирующих органов, за МУП "Жилкомхоз" зарегистрировано 8 единиц транспортных средств: К-701 (гос. номер 61510Е45), ГА32217 (гос. номер Т107ЕВ45), УАЗ 3303 (гос. номер В104ЕТ45), КАМАЗ 53213 (гос. номер Е575КН45), КАМА35320 (гос. номер М732ЕК45), ЗИЛ45021 (гос. номер Х871АС45), ЕАЗ 53 КО ЗБ (гос. номер М997А045), ГАЗ 3309 (гос. номер Х355ЕТ45).
В ходе проведения анализа финансового состояния должника, временным управляющим направлены запросы в регистрирующие органы. Согласно отчету временного управляющего МУП "Жилкомхоз" о своей деятельности и о результатах проведения процедуры наблюдения по состоянию на 03.04.2018 от МО МВД России "Макушинский" поступил ответ о зарегистрированном за должником имуществе:
- а/и ЗиЛ 45021, Специальный автокран, 1991 года выпуска, гос.N Х871АС45;
- а/м КамА3353213, грузовая цистерна, 1991 года выпуска, гос.N Е575КН 45;
- УаЗ 33303, грузовой бортовой, 1994 года выпуска, гос. N В104ЕТ 45;
- ГаЗ 2217, автобусы на 10 мест, 1999 года выпуска, гос. N Т107ЕВ 45;
- ГаЗ 53 КО ЗБ, грузовая цистерна, 1989 года выпуска, гос.N М997АО 45;
- ПаЗ 3253, автобус, 2009 года выпуска, гос. N А199КЕ;
- ГаЗ 3309, спец авто цистерна, 2009 года выпуска, roc, N Х355ЕТ 45;
- УаЗ 31512, легковая, 1994 года выпуска, гос. N Е191АТ 45;
- ГаЗ 66 АСО-12, грузовая специальная, 1988 года выпуска, гос.N Х993АН 45;
- А349, прицеп-самосвал, 1989 года выпуска, гос. N АЕ4235 45;
- КамАЗ 35320, грузовая цистерна, 1983 года выпуска, гос. N Х443ВЕ 45;
- ГаЗ 66 АСО-12, грузовой фургон, 1988 года выпуска, гос. N В935 ЕВ45;
- КамАЗ 53212, грузовой бортовой, 1993 года выпуска, гос.N О050МВ 45.
Какие-либо пояснения относительно регистрации (снятия с регистрации) указанных транспортных средств должника конкурсным управляющим не представлены, также как и, сведения о проведении работы по установлению данного имущества и его утрате. Между тем, соответствующая информация об отсутствии в инвентаризационных описях сведений о транспортных средствах запрошена налоговым органом на собрании кредиторов 29.08.2019, а также указано на необходимость проведения конкурсным управляющим анализа на предмет оспаривания сделок должника по отчуждению в 2014-2018 годах 31 единицы транспортных средств. До настоящего времени запрашиваемая информация от конкурсного управляющего не поступила, мотивированные пояснения не содержатся и в апелляционной жалобе Галиева Л.Р.
Также по данным отчета об использовании денежных средств по состоянию на 01.08.2019 на счет должника поступило 444 975,81 руб. Вместе с тем, из выписки по счету должника по состоянию на 01.08.2019 следует, что на счет N 40702810032100098774 поступили денежные средства в сумме 1 019 817,22 руб.
Сопоставление сведений, отраженных в разделе отчета "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений" по состоянию на 01.08.2019 в размере 1 161 902,46 руб. (погашение дебиторской задолженности) также указывает на недостоверность данных относительно выписки по счету (1 019 817,22 руб.).
Кроме того, в разделе отчета "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам" отсутствуют сведения о размере денежных средств, полученных от взыскания дебиторской задолженности.
В результате мониторинга сайта ЕФРСБ установлено, что конкурсным управляющим путем заключения договора купли-продажи в результате прямого предложения реализовано имущество должника на общую сумму 155 500 руб. Однако, операции по поступлению денежных средств, полученных от реализации имущества должника, не нашли своего отражения в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств.
Возражая относительно заявленных доводов, конкурсный управляющий указывает на перевод счета должника по месту нахождения Галиева Л.Р. и корректировку работы "Сбербанк бизнес онлайн", однако, судебная коллегия не может признать данные доводы как препятствующие представлению кредиторам полных сведений о движении денежных средств по счету должника, так как по расчетному счету не совершалось значительного количества операций, ввиду чего, у конкурсного управляющего имелась возможность представления сведений в форме электронных выписок.
В разделе отчета "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" по состоянию на 01.08.2019 отражены расходы за период процедуры банкротства должника в общей сумме 1 159 681,64 руб., а также остаток денежных средств в сумме 2 220,82 руб. Аналогичные сведения о расходах конкурсного управляющего содержатся в отчете о своей деятельности и о ходе проведения конкурсного производства МУП "Жилкомхоз" по состоянию на 01.04.2019. Однако, размер текущих обязательств должника за период с 01.04.2019 конкурсным управляющим в отчетах о своей деятельности не отражался.
Доводы об отсутствии в типовой форме отчета конкурсного управляющего, утвержденного Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195, графы о текущих обязательствах ввиду чего, по мнению конкурсного управляющего, указание сведений о расходах на проведение процедуры в отчете не является обязательным, отклоняются судебной коллегией, так как в силу статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан вести реестр требований кредиторов, в котором, в том числе, должны отражаться сведения о текущих кредиторах и размере задолженности по текущим обязательствам. Отсутствие в Законе о банкротстве требований к форме учета текущих обязательств не исключает возможности предоставления конкурсным управляющим испрашиваемой информации в произвольной письменной форме.
Более того, в реестре требований кредиторов должника по состоянию на 01.01.2019, 01.04.2019, 01.08.2019 не отражены сведения о требованиях, подлежащих удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов МУП "Жилкомхоз", имущества. В частности, не отражены требования по обязательным платежам в размере 46 206,13 руб.
С учетом изложенного, выводы суда о том, что отчеты конкурсного управляющего содержат неполные и недостоверные сведения, подтверждаются материалами дела. Несвоевременное представление отчетов нарушает права кредиторов на получение достоверной информации о ходе конкурсного производства. Так, к судебному заседанию по рассмотрению отчета конкурсного управляющего МУП "Жилкомхоз", назначенному на 15.01.2020, конкурсным управляющим не представлены отчет о результатах проведения конкурсного производства, а также мотивированное ходатайство, в связи с этим, судебное заседание было отложено на 13.02.2020. По причине непредставления отчета о результатах проведения конкурсного производства должника к 13.02.2020, судебное заседание отложено на 16.03.2020, а в дальнейшем на 20.04.2020. Совокупность установленных нарушений в работе конкурсного управляющего свидетельствует о его бездействии и исполнении обязанностей ненадлежащим образом, так как отчет является итогом проводимых конкурсным управляющим в ходе процедуры банкротства мероприятий, следовательно, должен отражать полные и достоверные сведения об имуществе, составе конкурсной массы, кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. Отсутствие таких сведений на протяжении более 6 месяцев, оставление без рассмотрения соответствующих запросов кредитора, подтверждает доводы жалобы уполномоченного органа о нарушении прав кредиторов.
Доводы об отсутствии возможности взыскания дебиторской задолженности ввиду отражения в бухгалтерском балансе недостоверных сведений не подтверждены надлежащими доказательствами, вместе с тем, с заявлением об истребовании у бывшего руководителя расшифровки сведений о дебиторах конкурсный управляющий в арбитражный суд не обращался.
Уполномоченный орган неоднократно на собраниях кредиторов 17.10.2018, 17.01.2019, 29.08.2019 запрашивал информацию о подтвержденном размере дебиторской задолженности и задолженности, невозможной ко взысканию, а также указывал на необходимость принятия исчерпывающих мер по ее взысканию, расшифровка дебиторской задолженности либо пояснения о невозможности ее предоставления конкурсным управляющим до настоящего времени не направлены. Из протокола собрания кредиторов от 15.09.2020 следует, что сведения о дебиторской задолженности не представлены управляющим и на последнем проведенном собрании кредиторов, что говорит о формальном исполнении обязанностей арбитражного управляющего по взысканию дебиторской задолженности.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении судом заявления конкурсного управляющего о разрешении разногласий по порядку продажи дебиторской задолженности населения не опровергают выводы о том, что сведения о дебиторской задолженности не отражены в отчетах конкурсного управляющего, не представлена ее расшифровка, доказательства невозможности взыскания в судебном порядке. Запросы в адрес дебиторов и службы судебных приставов сделаны конкурсным управляющим Галиевым Л.Р. только в августе 2020 года, хотя требования о предоставлении сведений по дебиторской задолженности поступали от кредитора еще в октябре 2018 года.
Ненадлежащее и несвоевременное проведение конкурсным управляющим мероприятий, направленных на взыскание дебиторской задолженности, признается судом не соответствующим принципам разумности, отвечающим интересам должника и его кредиторов, цели процедуры конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов в наибольшем объеме, и, как следствие, влекущим нарушение прав кредиторов должника, рассчитывающих на наиболее полное удовлетворение своих требований за счет имеющихся активов должника.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управляющий Галиев Л.Р. не представил в материалы дела доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции. Обстоятельства, объективно препятствующие конкурсному управляющему принять меры по анализу и выявлению задолженности третьих лиц, по истребованию первичной документации, необходимой для установления дебиторской задолженности и ее взыскания, проведения анализа сделок должника, последним не названы.
Как верно указано судом, несвоевременность выполнения мероприятий в процедуре увеличивает сроки ее проведения и, как следствие, текущие расходы, допускает возникновение ситуации, при которой возможность выполнения отдельных мероприятий может быть утрачена, что способствует утрате возможности получения кредиторами удовлетворения за счет конкурсной массы. Более того, исходя из обстоятельств настоящего дела, следует вывод, что кредиторы вынуждены проделывать работу (анализировать сделки, оценивать состав имущества), которую в силу Закона обязан выполнять арбитражный управляющий.
Выводы суда соответствуют представленным доказательствам и нормам права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для иной оценки доводов сторон и представленных в дело доказательств. Установленные судом факты ненадлежащего исполнения Галиевым Л.Р. обязанностей конкурсного управляющего нарушают права кредиторов на получение достоверной информации о ходе процедуры, выполняемых мероприятиях, свидетельствуют о возможном причинении кредиторам убытков, вызванных непринятием надлежащих и достаточных мер по формированию конкурсной массы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на указанное определение не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2020 по делу N А34-1127/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Галиева Ленара Рафисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
Ю.А. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1127/2017
Должник: МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Кредитор: МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Третье лицо: ассоциация арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Галиев Ленар Рафисович, ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Макушинском районе,Курганской области, Муниципальное казенное учреждение Администрация г. Макушино Макушинского района Курганской области, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство", Набережночелнинский городской суд РТ, Набережночелночный городской суд Республики Татарстан, НП "Саморегулируемая организация"Гильдия арбитражных управляющих", НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", ООО "Макушинскагропромснаб", Союз "Саморегулируемая организация арбитражных упправляющих "Северо-Запада", СРО Ассоциация "Межрегиональная арбитражных управляющих", СРО ОАУ "Лидер", СРО Союз " арбитражных упправляющих "Северо-Запада", СРО союз "АУ "Правосознание"-Союз "Арбитражных управляющих "Правосознание", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, УФНС России по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7967/20
12.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8137/20
26.04.2018 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-1127/17
18.01.2018 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-1127/17