г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-17521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Скобелева А.А., по доверенности от 09.01.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19025/2020, 13АП-21400/2020) акционерного общества "Балтийский завод"; Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020 по делу N А56-17521/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Балтийский завод"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис"
об оспаривании заключения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Балтийский завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 02.12.20119 N Т02-736/19; об обязании включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - третье лицо).
Решением от 03.07.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области признать недействительным заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 02.12.20119 N Т02-736/19. В удовлетворении остальной части требований отказал.
АО "Балтийский завод" не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании УФАС включить ООО "Энергосервис" в реестр недобросовестных поставщиков, в указанной части требования удовлетворить, в части признания недействительным решения УФАС от 02.12.2019 решение суда оставить без изменения. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что ни статья 5 Заона N 223-ФЗ ни Постановление N 1211 не ставят в зависимость включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков от наличия, либо отсутствия вины уклонившегося от подписания договора участника закупки. Проблемы взаимоотношений поставщика с субпоставщиками не относятся к обстоятельствам непреодолимый силы в силу закона и не могут служить основанием для освобождения от ответственности.
В апелляционной жалобе УФАС просит решение суда от 03.07.2020 отменить, ссылаясь на то, что документацией предусмотрен ненадлежащий порядок заключения договора по итогам проведения процедуры закупки в электронной форме, комиссия УФАС пришла к выводу, что представленные АО "Балтийский завод" сведения, а также установленные по итогам рассмотрения сведений обстоятельства недостаточны для подтверждения факта уклонения ООО "Энергосервис" от заключения договора по итогам закупки.
В судебном заседании представитель АО "Балтийский завод" поддержал доводы апелляционной жалобы. УФАС и ООО "Энергосервис", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 23.08.2019 Общество разместило на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru документацию по проведению открытого запроса предложений в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке N 572/1/3 от 01.10.2019 участник ООО "Энергосервис" признан единственным участником, заявка которого соответствовала требованиям Документации.
По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией Организатора торгов принято решение заключить договор с ООО "Энергосервис" по итогам открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку листового нержавеющего металлопроката из стали марки 12Х18Н10Т для заказа 23234.
02.10.2019 АО "Балтийский завод" на официальном сайте www.zakupkl.gov.ru разместило протокол рассмотрения заявок на участие в Закупке N 572/1/3 от 01.10.2019, согласно которому был выбран победитель процедуры Закупки - ООО "ЭнергоСервис".
В соответствии с требованиями Документации победитель Закупки должен был подписать, заверить печатью и передать заказчику 2 (два) экземпляра договора в бумажной форме не позднее 12.10.2019 включительно, при этом срок для заключения договора, установленный частью 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ и Документацией, истек 22.10.2019, однако по состоянию на 14.11.2019 договор по итогам Закупки со стороны ООО "ЭнергоСервис" подписан не был, вследствие чего закупочной комиссией Организатора торгов принято решение о признании ООО "ЭнергоСервис" уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки.
Сведения в отношении ООО "ЭнергоСервис" направлены Обществом в Управление для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно заключению от 02.12.2019 N Т02-736/19 Управление решило не направлять в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные в отношении ООО "ЭнергоСервис", для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
УФАС пришло к выводу о том, что указанный в Документации порядок заключения договора является ненадлежащим, так как электронная форма проведения процедуры Закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота; указанный в Документации порядок заключения договора в полной мере не раскрывает надлежащий порядок предоставления заказчику подписанных со стороны победителя Закупки экземпляров договора в бумажной форме.
Не согласившись с заключением УФАС от 02.12.20119 N Т02-736/19, АО "Балтийский завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу УФАС, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании п. 3.16 Положения о закупке Общества, утв. Советом директоров АО "Балтийский завод" протоколом от 25.12.2018 N 322, закупочная документация - Комплект документов, содержащий полную информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения процедуры закупки, правилах подготовки, оформления и подачи заявки участником процедуры закупки, правилах выбора поставщика, а также об условиях заключаемого по результатам процедуры закупки договора.
Пунктом 3.22 Положения о закупке запрос предложений: форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии с п. 8.5. Положения о закупке для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе и запросе предложений, ЗК должна сопоставлять и оценивать такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации.
Пунктом 8.11.3 Положения установлено, что заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Положением, внутренними нормативными документами заказчика, документацией о закупке. В соответствии с п. 8.11.4 Договор с участником процедуры закупки (единственным участником, с которым принято решение заключить договор, единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)) заключается после предоставления им обеспечения исполнения договора, соответствующего требованиям закупочной документации (если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено в закупочной документации).
На основании пункта 8.11.5 Положения о закупке, в случае если победитель процедуры закупки (единственный участник, с которым принято решение заключить договор, единственный поставщик (исполнитель, подрядчик)) не предоставил заказчику в срок, указанный в закупочной документации, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой победитель процедуры закупки (единственный участник, с которым принято решение заключить договор, единственный поставщик (исполнитель, подрядчик)) признается уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 8.11.6 Положения о закупке установлено, признание победителя процедуры закупки (единственного участника, с которым принято решение заключить договор, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) уклонившимся от заключения договора производится органом, осуществившим выбор победителя, либо принявшего решение о заключении договора с единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры, единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Одновременно данные сведения направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с требованиями ПП 1211.
В пункте 8.11.12 Положения указано, что информация об отказе от заключения договора должна быть размещена в ЕИС не позднее чем через 3 дня после принятия такого решения.
Частями 1, 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ установлено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким документом является Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211).
В соответствии с пунктом 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (приложение N 2 к Постановлению N 1211) в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган: сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные пунктами 3-7 перечня; копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора; копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора; иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора.
На основании Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (приложение N 3 к Постановлению N 1211) уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением N 1211. Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.
Законом N 223-ФЗ не установлена обязанность по заключению договора в электронной форме на электронной торговой площадке с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Такое требование установлено только для договоров, заключаемых по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства на основании части 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Следовательно, Заказчик вправе по своему усмотрению устанавливать порядок заключения договора в соответствии с Положением о закупке в документации о закупке.
Статьей 158 Гражданского кодекса установлено, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
В соответствии с пунктом 5.1.28 информационной карты Документации договор заключается, не ранее, чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС. Победитель процедуры закупки (участник несостоявшейся конкурентной процедуры) должен подписать, заверить печатью и передать заказчику 2 (два) экземпляра договора в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС.
Закон N 223-ФЗ, Постановление N 1211 не ставят в зависимость включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков от формы заключения договора.
Частью 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ регламентирует сроки заключения договора по результатам конкурентной процедуры (договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки).
Значимым для соблюдения процедуры включения информации о победителе процедуры закупки в реестр недобросовестных поставщиков является только один юридический факт - отсутствие в установленный документацией о закупке и части 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ срок подписанного договора.
С учетом изложенного основания для отказа во включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков у УФАС отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 02.12.20119 N Т02-736/19 правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Требования заявителя в части обязания УФАС включить сведения в отношении ООО "Энергосервис" обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" и от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Сведения).
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа N 164/13).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС.
Пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
Удовлетворяя требование заявителя в части признания недействительным заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 02.12.20119 N Т02-736/19, апелляционный суд считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу направить в Федеральную антимонопольную службу России сведения для включения общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020 по делу N А56-17521/2020 изменить.
Дополнить резолютивную часть решения Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2020 следующим содержанием.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу направить в Федеральную антимонопольную службу России сведения для включения общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17521/2020
Истец: АО "БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"