город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2020 г. |
дело N А32-30763/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от ООО "Доминион-Юг": Гришунина О.В. по доверенности от 07.09.2020;
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Радышевская В.А. по доверенности от 07.11.2019 N 01-08-1042/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доминион-Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.02.2020 по делу N А32-30763/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Доминион-Юг"
(ИНН 2308139087)
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа,
при участии третьих лиц: администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доминион-Юг" (далее - ООО "Доминион-Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 18.04.2019 N 29/4252-1, в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административно-деловой комплекс по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175,177", обязании департамента выдать разрешение на строительство указанного объекта.
Определениями суда от 21.10.2019 и от 11.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и администрация МО г. Краснодар.
Решением от 14.02.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных по делу требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Доминион-Юг" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные по делу требования. В обоснование жалобы указано, что градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) от 04.09.2012 был подготовлен и подписан директором департамента архитектуры в полном соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, приказом Минрегиона РФ от 11.08.2006 N 93 и Административным регламентом. Таким образом, ГПЗУ от 04.09.2012 мог использоваться для подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство до 01.01.2020 в независимости от каких-либо изменений градостроительного регламента и документов территориального планирования (генеральный план). ГПЗУ от 04.09.2012 не был отменен либо признан недействительным. Законом не предусмотрено положений, запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух и более земельных участках; закон не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как строительство проектируемого объекта на двух и более смежных земельных участках; также нет в законе прямых ограничений в части выдачи градостроительного плана в виде отдельного документа в отношении нескольких земельных участков. Общество в рамках проектно-изыскательских работ по объекту разработало раздел проектной документации "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища", конец XIX в. - начало XX в., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, в границах: ул. Северной, ул. Аэродромной, ул. Им. Бабушкина, ул. Рашпилевской", получивший положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Указанный раздел проектной документации был рассмотрен и согласован, что подтверждается заключением (письмом) Управления от 22.02.2019 N 78-19-1778/19. Суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, и рассмотрел дело без обеспечения сторонам возможности мирного урегулирования спора. Кроме того, по мнению общества, суд в нарушение процессуальных положений после привлечения к участию в деле третьих лиц не провел рассмотрение дела со стадии подготовки к судебному разбирательству.
В отзыве на апелляционную жалобу управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края просило решение суда оставить без изменения.
Департамент в отзыве на жалобу просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
От общества поступили дополнительные пояснения, а также ходатайство о приобщении к материалам дела материалов по визуализации объекта, планируемого к строительству и расположенных рядом зданий, а также ходатайство об отложении судебного заседания в связи с принятием мер по урегулированию спора путем проведения переговоров.
От департамента поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с принятием мер по урегулированию спора.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 28.09.2020 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В связи с возникновением технических проблем по обеспечению участия посредством онлайн-ресурсов представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайства об отложении судебного заседания, протокольным определением отказало в их удовлетворении.
В силу части 1 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, а также в случае принятия сторонами предложения арбитражного суда использовать примирительную процедуру (часть 2 статьи 158 АПК РФ).
Поскольку судебные заседания по названном делу неоднократно откладывались, в том числе по аналогичным ходатайствам, новые доводы заявлены не были, в ходатайствах о наличии новых доводов и доказательств не указано, доказательства принятия реальных мер к использованию примирительных процедур не представлены, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу общества.
В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела визуализации объекта, воспроизведенной на бумажном носителе, апелляционным судом отказано протокольным определением с учетом имеющихся в деле доказательств, в том числе аналогичных графических изображений объекта, предполагаемого к строительству.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28.03.2012 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве собственности общества на земельный участок из категории земель "земли населенных пунктов" площадью 2292 кв. м с кадастровым номером 23:43:0205049:94, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, 175, с видом разрешенного использования "для размещения административно-делового комплекса" (т. 3 л.д. 55).
В соответствии с постановлениями администрации от 28.10.2009 N 3965 "Об утверждении обществу материалов предварительного согласования места размещения административно-делового комплекса в Западном внутригородском округе города Краснодара" и от 07.04.2010 N 1961 "О предоставлении обществу земельного участка в Западном внутригородском округе города Краснодара" администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 21.04.2010 N 4300016235 аренды земельного участка из категории земель "земли населенных пунктов" площадью 771 кв.м с кадастровым номером 23:43:0205049:38, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, 177, для размещения административно-делового комплекса, сроком на 10 лет. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи. Договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 3 л.д. 56-66).
Департамент выдал градостроительный план земельного участка N RU23306000-00000000002558, выполненный в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0205049:94 и 23:43:0205049:38, находящихся в Западном внутригородском округе города Краснодара, по ул. Рашпилевской, 175 и 177. Назначение объекта капитального строительства определено в градостроительном плане как административно-деловой комплекс (т. 3, л.д. 67-76).
ООО "Доминион-Юг" 26.02.2019 обратилось в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административно-деловой комплекс по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175, 177".
Письмом от 18.04.2019 N 29/4252-1 департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство, указав, что в настоящее время с учетом требований, установленных приказом администрации Краснодарского края от 01.03.2019 N 26-КН "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края", представленная заявителем проектная документация объекта не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения.
Полагая, что указанное решение департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений урегулированы ГрК РФ.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления (пункт 5 части 1).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (пункт 2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).
По смыслу статьи 51 ГрК РФ публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Из материалов дела следует, что отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован тем, что представленная обществом проектная документация не соответствует предмету охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах исторического поселения, с учетом требований, установленных приказом администрации Краснодарского края от 01.03.2019 N 26-КН "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края".
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0205049:94 и 23:43:0205049:38 по адресам: Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, 175, 177, на территории которых планируется строительство объекта, расположены в границах исторического поселения г. Краснодар. На смежном земельном участке также расположен объект культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища".
В соответствии с Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990, а также Законом Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-K3 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края", город Краснодар внесен в Список исторических городов Российской Федерации и является историческим поселением регионального значения.
При этом, предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар утверждены приказом администрации Краснодарского края от 01.03.2019 N 26-КН "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края".
В рамках проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства ("Административно-деловой комплекс" по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175, 177" на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0205049:94 и 23:43:0205049:38) был разработан раздел проектной документации "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища", конец XIX в. - начало XX в., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, в границах: ул. Северной, ул. Аэродромной, ул. им. Бабушкина, ул. Рашпилевской", получивший положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Указанный раздел проектной документации, поступивший в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края 01.02.2019, был рассмотрен и согласован, что сторонами по делу не оспаривается. На момент его рассмотрения предмет охраны, границы и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края не были утверждены.
Согласно приказу от 01.03.2019 N 26-КН "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края" в исторической общественно - деловой зоне (ИОД) предусмотрены следующие требования:
- максимальный процент застройки земельного участка - 65%;
- минимальный процент площади озеленения земельного участка -15%;
- отступ объекта капитального строительства от охраняемой линии застройки (исторических красных линий) - в рамках показателей, сохраняемых морфотипов;
- максимальная этажность строений, расположенных в периметре квартала - 3 этажа (но не выше карниза самого высокого здания в ряду застройки стороны квартала);
- максимальная этажность строений, расположенных внутри квартала - 4 этажа;
- максимальная высота строений, расположенных в периметре квартала, от отметки существующего уровня земли по верху венчающего карниза - 12,0 м (но не выше карниза самого высокого здания в ряду застройки стороны квартала. Высота здания по коньку кровли не регламентируется. В случае устройства скатных кровель - высота по коньку кровли определяется исходя из сохраняемых силуэтных параметров - угол наклона кровли 20-40%);
- максимальная высота строений, расположенных внутри квартала, от отметки существующего уровня земли до конька кровли (парапета совмещенной кровли) - 15,0 м;
- минимальный отступ от исторической линии застройки квартала для применения максимальной высоты объекта капитального строительства внутри квартала - определяется для каждого квартала в зависимости от ситуации, с учетом действующих градостроительных норм и правил, но не менее - 25,0 м. Применяется для обеспечения перехода от высоты исторических зданий, формирующих фронт застройки, к максимальной высоте строений, планируемых к размещению на внутриквартальной территории. Регулирует сохранение исторического типа организации уличного фронта, обеспечивает сохранение его одноплановости;
- объемно-пространственные и композиционно-силуэтные характеристики (в том числе угол наклона кровли, мезонин, мансарда, слуховые окна, эркеры, балконы, фронтоны, аттики и проч.). При проектировании объектов капитального строительства учитывать Типологические характеристики окружающей исторической застройки. Для зданий, формирующих уличный фронт застройки, допускается использование силуэтных акцентов (стилизованных) в надкарнизной части уличных фасадов: парапетных тумб и ограждений, аттиков. Суммарная длина аттиков - до 30% длины главного фасада. Высота аттиков - пропорционально высоте фасада по аналогии с ценными историческими зданиями. Допускается устройство эркеров и балконов глубиной не более 1,2 м. Количество балконов на фасаде определяется исходя из соотношений, характерных для исторических зданий, в зависимости от историко-архитектурного контекста и функционального назначения объекта капитального строительства. Кровли вальмовые, двускатные с углом наклона 20-40. Допускается устройство совмещенных плоских) или комбинированных кровель для объекта капитального строительства высотой от 3-х этажей. В архитектуре угловых зданий должны присутствовать акцентные признаки, отличающие ее от рядовых здании, рекомендуется использование силуэтных акцентов - башен, шатров и др. Запрет на устройство мансард и высоких кровель с изломом;
- архитектурно-стилевое решение (в том числе особенности оформления фасадов) - нейтральное стилистическое решение. Допускается тактическое (умеренное) заимствование исторических архитектурных приемов, стилизованных декоративных элементов. В фасадных решениях объектов, формирующих уличный фронт застройки, обязательно использовать пропорции, масштаб и ритм, характерные для исторических зданий;
- основные отделочные материалы, заполнение оконных и дверных проемов, козырьки - допускается применение современных материалов, аналогичных традиционным или имитирующих их. Для фасадов: штукатуренные и окрашенные поверхности; красно-коричневый лицевой кирпич: возможна имитация исторической кирпичной кладки; допустимо сочетание стеклянных поверхностей с кирпичными или оштукатуренными элементами. Для кровель: окрашенные из металлического непрофилированного листа с фальцевыми соединениями; допускается применение современных рулонных кровельных материалов. Для окон и дверей: деревянные окрашенные (тонированные) или имитация деревянных поверхностей. Запрещается использование нетрадиционных материалов - фасадных панелей, керамогранита, сайдинга, черепицы, имитирующих черепицу материалов, профилированного метала, пластика и пр.;
- цветовое решение - для оштукатуренных фасадов и столярных изделий: сложные цвета широкой цветовой гаммы, разбеленные или приглушенные оттенки серого, голубого, терракотового, серо-зеленого, окиси хрома, бежевого, молочно-белого, охры); красно-терракотовый цвет кирпичной кладки - для неоштукатуренных фасадов, темно-коричневый или зеленый для столярных заполнений оконных и дверных проемов кирпичных фасадов; сурик, опенки зеленого и серого - для кровли.
- элементы благоустройства (в том числе ограды, дорожные покрытия, малые формы) - устройство покрытий и отмосток в материалах аналогичных традиционным или имитирующим их; установка ограждений по историческим красным линиям или межевым границам: прозрачных (неглухих) - высотой не более 2,0; комбинированных - высотой не более 1,6 м, выполненных с учетом общей стилистики, пропорций исторических типов оград. Материалы: кирпич с оштукатуриванием или покраской, лицевой красно-коричневый кирпич; металлические кованые (или имитирующие ковку) решетки;
- ограничения в части наружного освещения - установка отдельно стоящего оборудования городского освещения, соответствующего характеристикам исторической архитектурной среды.
В соответствии с представленным разделом проектной документации (Раздел 3. Архитектурные решения. 34-00-2017-АР. Том 3), разработанным ООО "РЕГИОНПРОЕКТ", на земельных участках с кадастровым номером ЕЗ:43:0205049:38,23:49:0205049:94 планируется строительство объекта капитального строительства "Административно-деловой комплекс по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175, 177". Проектируемый административно - деловой комплекс состоит из встроенно-пристроенной подземной автостоянки и надземной 8-9 этажной административно-офисной части.
Проектируемое здание представляет собой прямоугольную форму в плане, с габаритными размерами в осях подземной части - 40, 45x64,20 м, надземной части - 24, 80x51,90 м. Максимальная высотная отметка административно-делового комплекса - 34,2 м. Наружные стены выполнены из керамзитобетонных блоков с последующим наружным утеплением и облицовкой системой навесного фасада с отделочным слоем из плит тонкослойного керамогранита. Кровля плоская, эксплуатируемая, выполненная с применением наплавляемого кровельного материала совместно с использованием тротуарной морозостойкой плитки и внутренним организованным водостоком. Цокольная часть и первый этаж здания облицованы искусственным камнем.
Из материалов дела следует, что раздел проектной документации "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища", конец XIX в. - начало XX в., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, в границах: ул. Северной, ул. Аэродромной, ул. им. Бабушкина, ул. Рашпилевской" получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы до издания приказа от 01.03.2019 N 26-КН (письмо управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 22.02.2019 N 78-19-1778/19, т. 1 л.д. 22-23).
Управление государственной охраны объектов культурного наследия указывает, что поскольку земельные участки находятся в границах исторического поселения регионального значения город Краснодар, требуется учитывать характеристики предмета охраны исторического поселения город Краснодар в целях обеспечения его сохранности.
Вместе с тем, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство 26.02.2019 требования, предусмотренные приказом от 01.03.2019 N 26-КН не были утверждены и не вступили в действие, поэтому предоставление в рассматриваемом случае проекта с учетом положений данного приказа было невозможно и такая обязанность у общества отсутствовала.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что изменение предельных параметров застройки на территории, где планировалось строительство административно-делового центра, после выдачи застройщику градостроительного плана и согласования уполномоченным лицом раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища", входящего в предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар, а также подачи заявления не могло служить основанием отказа в выдаче разрешения на строительство.
В суде первой инстанции департаментом также указано на то, что оспариваемый отказ не нарушает права и интересы общества, поскольку с заявлением о выдаче разрешения на строительство представлен градостроительный план земельного участка N RU23306000-00000000002558, который фактически выполнен в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0205049:94 и 23:43:0205049:38.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство (с учетом особенностей, закрепленных в частях 7.1, 7.2 данной статьи), в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1), градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (пункт 2).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса (в редакции, действующей на момент выдачи градостроительного плана земельного участка) предусматривалось, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Из части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года, следует, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу данного Закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2017 N 490 срок использования информации, указанной в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до 1 января 2017 года, ограничен 1 января 2020 года.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
С заявлением о выдаче разрешения на строительство обществом 26.02.2019 представлен градостроительный план земельного участка N RU23306000-00000000002558, который выполнен в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0205049:94 и 23:43:0205049:38.
В соответствии с положениями статей 43, 44, 46 Градостроительного кодекса (в редакции, действующей на момент выдачи градостроительного плана земельного участка) подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Возможность подготовки единого градостроительного плана в отношении нескольких земельных участков предусмотрена при подготовке проекта межевания территорий, осуществляемой применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территории. В этой ситуации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Градостроительного кодекса).
Согласно части 4 статьи 44 Градостроительного кодекса в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 названной статьи).
В рассматриваемом случае градостроительный план земельного участка в составе проекта межевания территории не разрабатывался. Возможность подготовки и выдачи градостроительного плана в виде отдельного документа в отношении нескольких земельных участков законом не предусмотрена. Также, действующим законодательством не предусмотрен запрет на строительство объекта на двух смежных земельных участках.
При этом, как указано выше, градостроительный план представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
В рассматриваемом случае градостроительный план содержит сведения о строительных характеристиках в отношении обоих участков.
Указанный градостроительный план утвержден постановлением заинтересованного лица - департаментом, не отменен и не признан недействительным. Градостроительный план N RU23306000-00000000002558 от 04.09.2012 утвержден в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар от 26.01.2012.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:94 категории земель "земли населенных пунктов" площадью 2292 кв.м с видом разрешенного использования "для размещения административно-делового комплекса" принадлежит обществу на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:38 категории "земли населенных пунктов" площадью 771 кв.м предоставлен обществу по договору аренды земельного участка для размещения административно-делового комплекса.
Таким образом, цель использования указанных земельных участков является аналогичной - для размещения административно-делового комплекса.
В соответствии с определенными градостроительным планом местами допустимого размещения зданий, строений, сооружений допускается строительство объекта на двух земельных участках.
Согласно графическому плану, представленному со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (т 2 л.д. 99) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:38 фактически вклинивается между земельным участком с кадастровым номером 23:43:0205049:94 и объектом культурного наследия "Ансамбль Всесвятского кладбища".
Представитель общества пояснил, что при указанном расположении данное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:38 площадью 771 кв.м является наиболее эффективным.
При изложенных обстоятельствах, само по себе планирование строительства объекта на нескольких земельных участках в рассматриваемом случае не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы об отсутствии возможности расположения здания на пересечении границ здания и границ земельных участков с учетом вышеизложенного судебной коллегией не принимаются.
Довод о том, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, подлежит отклонению.
Вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, решается судом первой инстанции в соответствии с правилами части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно этому правилу третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В рассматриваемом случае обжалуемый судебный акт не влияет на права и не создает обязанности для департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, в связи с чем основания для привлечения его к участию в деле отсутствуют.
Довод о нарушении процессуальных положений судом первой инстанции ввиду того, что после привлечения к участию в деле третьих лиц суд не провел рассмотрение дела со стадии подготовки к судебному разбирательству, подлежит отклонению.
Часть 4 ст. 51 АПК РФ, предписывающая производить рассмотрение дела с самого начала в случае вступления в дело после начала судебного разбирательства третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не требует проведения предварительного судебного заседания и получения согласия третьего лица на переход к судебному разбирательству. В рассматриваемом случае суд первой инстанции отложил рассмотрение дела в связи с привлечением к участию в нем третьих лиц.
Иные возражения сторон судебной коллегией не принимаются, поскольку не влияют на результат рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ департамента не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества.
При проверке законности и обоснованности ненормативного акта суд не вправе подменять полномочия органа власти, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта по тем основаниям, которые в нем приведены.
Надлежащим способом восстановления нарушенного права в данном случае будет обязание департамент рассмотреть заявление общества от 26.02.2019 с учетом признания незаконными приведенные выше основания отказа.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом того, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на департамент.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2020 по делу N А32-30763/2019 отменить.
Признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выраженный в письме от 18.04.2019 N 29/4252-1, в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административно-деловой комплекс" по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175, 177".
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение 7 рабочих дней после вступления в законную силу постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленном действующим законодательством порядке заявление общества с ограниченной ответственностью "Доминион-Юг" от 26.02.2019 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административно-деловой комплекс" по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 175, 177".
Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Доминион-Юг" (ИНН 2308139087) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30763/2019
Истец: ООО "Доминион-Юг"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар