город Омск |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А46-4424/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9718/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-4424/2020 (судья Кливер Е.П.) по заявлению открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (ИНН 7203001796, ОГРН 1027200821196, 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, 19) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8) о признании незаконным распоряжения от 30.01.2020 N 107 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка; при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Омскэлектро",
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Калинин Н.Д. по доверенности от 09.01.2020 N ИСХ-ДИО/35 сроком действия 1 год;
от акционерного общества "Запсибгазпром" - Зиганшин А.М. по доверенности от 20.12.2019 N 142 сроком действия по 31.12.2020;
в отсутствие представителя акционерного общества "Омскэлектро", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 30.01.2020 N 107 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, расположенного в Советском административном округе города Омска по улице Коммунальная, дом 8, об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Запсибгазпром" путем осуществления действий по подготовке, подписанию и направлению заявителю договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, расположенного в Советском административном округе города Омска, в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное обществ "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-4424/2020 требования заявителя удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента, выраженный в распоряжении от 30.01.2020 N 107, в предоставлении в собственность ОАО "Запсибгазпром" земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, расположенного в Советском административном округе города Омска по улице Коммунальная, дом 8. На уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Запсибгазпром" путем осуществления действий по подготовке, подписанию и направлению заявителю договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051 в течение месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб. на уплату государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, департамент в апелляционной жалобы просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что установление охранной зоны в настоящем случае является препятствием для предоставления земельного участка заявителю, поскольку повлечет нарушение прав АО "Омскэлектро". Кроме того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие расположение на спорном земельном участке иных объектов, не принадлежащих истцу на праве собственности, Расположение на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 объектов недвижимости, право собственности на которые у ОАО "Запсибгазпром" отсутствует, указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Омскэлектро", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем департамента поддержаны доводы жалобы. Представитель ОАО "Запсибгазпром" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ОАО "Запсибгазпром" в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:070101:3051 на основании договора от 16.11.2009 N ДГУ-С-13-1718 сроком на 49 лет для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно акту приема-передачи и кадастровому плану земельного участка, прилагаемых к договору аренды от 16.11.2009 N ДГУ-С-13-1718, участок передан под здание - мастерскую, площадью 6 077 кв. м, которое также является ориентиром местоположения земельного участка и расположено в границах земельного участка. Здание мастерских принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве 55АА N 396958.
27.12.2019 ОАО "Запсибгазпром" через Службу одного окна обратилось в департамент с заявлением (регистрационный номер 29250/СОО) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051 площадью 9 648 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, Советский административный округ, улица Коммунальная, дом 8.
Распоряжением от 30.01.2020 N 107 департамента заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также ввиду того, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, право собственности на которые у заявителя отсутствует, что указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указав, что распоряжение от 30.01.2020 N 107 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Запсибгазпром" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласился уполномоченный орган, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением от 30.01.2020 N 107 заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, которое мотивировано тем, что заявитель не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также тем, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, право собственности на которые у заявителя отсутствует. По мнению департамента, данное обстоятельство указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 расположено здание - мастерская, площадью 6 077 кв. м, которое принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве 55АА N 396958.
Департаментом в материалы дела представлена выписка из ЕГРН по состоянию на 27.12.2019, согласно которой на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 расположен только один объект - распределительные сети с кадастровым номером 55:36:000000:156527, принадлежащие на праве собственности АО "Омскэлектро". Вместе с тем в соответствии с представленным ОАО "Запсибгазпром" письмом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области от 06.07.2020 N 6245-12-ВИ до издания оспариваемого распоряжения 10.01.2020 в соответствии с протоколами заседания рабочей группы "По повышению и обеспечению качества данных Единого государственного реестра недвижимости" при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в ЕГРН внесены изменения в части расположения объектов капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, а именно - внесены сведения о расположении в его границах объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:070101:3296 (нежилое строение - производственные мастерские, литера А, площадью 6 077 кв. м).
Право собственности ОАО "Запсибгазпром" на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:070101:3296, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051, зарегистрировано в установленном законом порядке, и соответствующие сведения внесены в ЕГРН, в связи с чем заявитель в силу приведенных норм имеет право на приобретение указанного земельного участка в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов.
Оспариваемое решение обосновывается департаментом тем, что по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051 заинтересованным лицом установлено, что на указанном участке, помимо здания с кадастровым номером 55:36:070101:3296, расположены следующие объекты: часть сооружения (распределительных сетей) с кадастровым номером 55:36:000000:156527, принадлежащего на праве собственности АО "Омскэлектро"; одноэтажное нежилое строение склада площадью 70 кв. м, часть которого расположена на смежном земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3052 (сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости в департаменте отсутствуют); одноэтажное нежилое строение площадью 83,5 кв. м (сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости в департаменте отсутствуют); одноэтажное нежилое строение площадью 99,1 кв. м (сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах объекта недвижимости в департаменте отсутствуют); используемые обществом в качестве складских помещений металлические временные объекты и стенд пожарный с ящиком для песка; элементы благоустройства (твердые покрытия, ограждения, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, площадки автостоянок).
Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 действительно расположена часть сооружения (распределительных сетей) с кадастровым номером 55:36:000000:156527, принадлежащего на праве собственности АО "Омскэлектро".
Апелляционный суд отмечает, что по смыслу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без проведения торгов только собственникам зданий, сооружений либо помещений, расположенных на указанных земельных участках, в то время как принадлежащие третьему лицу объекты электросетевого хозяйства являются подземными.
При этом в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" указывается, что при установлении на земельных участках охранных зон указанные земельные участки у их собственников и арендаторов не изымаются. Установление охранной зоны на подземные сооружения электроэнергетики, вопреки утверждению уполномоченного органа, не может служить препятствием для предоставления заявителю в собственность спорного земельного участка без проведения торгов. Департаментом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предоставление ОАО "Запсибгазпром" в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051 повлечет нарушение прав и законных интересов АО "Омскэлектро".
Расположение на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 части сооружения (распределительных сетей) с кадастровым номером 55:36:000000:156527, принадлежащего на праве собственности АО "Омскэлектро", не свидетельствует о наличии оснований для отказа в предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка.
Применительно к выводам относительно одноэтажного нежилого строения склада площадью 70 кв. м, одноэтажных нежилых строений площадью 83,5 кв. м и 99,1 кв. м, металлических временных объектов, стенда пожарного с ящиком для песка и элементов благоустройства департаментом не представлено в дело доказательств, подтверждающих наличие у перечисленных объектов признаков недвижимого имущества.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что расположенные на испрашиваемом земельном участке железобетонные гаражи, склад - гараж сборно-разборный, металлические временные объекты и элементы благоустройства были указаны при проведении технической инвентаризации здания мастерских (литера А) в 2001 году, которая производилась ГУ "Центр технической инвентаризации Омской области".
По результатам инвентаризации составлен технический паспорт нежилого строения. В указанном техническом паспорте железобетонные гаражи обозначены под литерами Г7 - Г17 и определены как служебные постройки. Согласно техническому паспорту обозначенные гаражи не имеют фундамента, то есть не связаны прочно с землей и в соответствии с положениями статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не относятся к объектам недвижимого имущества и не могут быть учтены в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Согласно представленной в дело справке от 06.08.2020 N 185/02 указанные выше железобетонные гаражи в количестве 11 штук, тип: служебная постройка (вспомогательное сооружение) находятся в собственности ОАО "Запсибгазпром".
Склад - гараж сборно-разборный, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, улица Коммунальная, дом 8, смонтирован силами заявителя в 2006 году, что подтверждается отчетом о монтаже склада - гаража сборно-разборного за декабрь 2006 года. Согласно экспертному заключению по результатам произведенного бюджетным учреждением Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" обследования склада - гаража сборно-разборного, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, улица Коммунальная, дом 8, указанный объект не является капитальным, не обладает прочной связью с землей, перемещение которого на новое место возможно без причинения несоразмерного ущерба для конструктивных элементов строения, эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
Согласно представленной в дело справке от 01.06.2020 N 136/0302 склад - гараж сборно-разборный находится в собственности ОАО "Запсибгазпром". Доводы департамента о том, что действующее земельное законодательство не предусматривает возможность предоставления земельного участка, на котором расположена часть объекта недвижимости, отклоняются за необоснованностью Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что поименованный выше объект является движимым имуществом.
В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070101:3051 расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ОАО "Запсибгазпром", и иные указанные департаментом объекты не относятся к недвижимому имуществу, требования заявителя обоснованно удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с возложением на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Запсибгазпром" путем осуществления действий по подготовке, подписанию и направлению заявителю договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:3051, расположенного в Советском административном округе города Омска.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобе не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.08.2020 по делу N А46-4424/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4424/2020
Истец: ОАО "ЗАПСИБГАЗПРОМ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: АО "Омскэлектро", АО "Омскэлектро"