г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А56-132306/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Митрофанова Т.В., по доверенности от 27.11.2019;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21124/2020) акционерного общества "Железнодорожная торговая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-132306/2019, принятое
по заявлению акционерного общества "Железнодорожная торговая компания"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления от 15.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Железнодорожная торговая компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, административный орган, Инспекция) от 15.11.2019 N 5692 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94935 от 14.11.2019 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере пятьсот пятьдесят тысяч рублей.
Решением от 02.07.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 07.02.2020 отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что заявителем были предприняты возможные и все зависящие от него меры по недопущению выявленного административного правонарушения.
Податель жалобы указывает, что в целях устранения нарушений, установленных представлением ГАТИ N 94126 от 26.03.2019 Обществом был представлен в ГАТИ план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Для заключения договора с подрядной организацией на выполнение работ по капитальному ремонту фасада с последующей сдачей результата ремонта в КГА, запрошено задание на обработку проекта благоустройства элементов благоустройства, а также заключен договор с ООО "Аверс - проект" на составление паспортов фасадов зданий и согласование паспортов в соответствующих структурах города Санкт - Петербурга. 09.10.2019 от Комитета по градостроительству и архитектуре было получено задание на разработку проектов благоустройства элементов благоустройства. В настоящее время заявителем получено заключение об утверждении паспорта фасадов зданий, сооружений от 23.03.2020. На основании утвержденного колерного бланка с фасадов зданий были удалены (закрашены) граффити.
Также податель жалобы считает, что выявленные правонарушения не представляют угрозу жизни и здоровья граждан (юридических лиц).
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направила. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 9, литера Е, кадастровый номер N 78:32:0800201:1010, принадлежит Обществу на праве собственности.
Протоколами осмотра территории от 20.09.2019 и от 04.10.2019 зафиксировано в отношении вышеназванного здания следующее: не очищены и не промыты фасады здания, не выполнены обязанности по окраске в цвет, соответствующий колерному бланку фасада, по смывке несанкционированных надписей и рисунков (граффити), не выполнена обязанность по текущему и капитальному ремонту фасадов (имеется разрушение кирпичной кладки).
15.11.2019 Инспекций вынесено постановление N 5692 о привлечении Общества к ответственности по пунктам 2, 3 статьи 20 Закона N 273-70, которым Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 02.07.2020 подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.1, 8.1, 8.2, 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3, 8.4.4, 8.6 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила), уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств; текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого КГА. Форма колерного бланка утверждается КГА; в рамках мероприятий по содержанию фасадов владельцем здания осуществляется очистка и промывка фасадов, смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 9, литера Е, кадастровый номер N 78:32:0800201:1010, принадлежит Обществу на праве собственности.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" от 25.12.2015 N 891-180, фасады зданий являются объектами благоустройства.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание фасада здания, является АО "Железнодорожная торговая компания".
Факт нарушения Обществом требований Правил N 961 правомерно установлен ГАТИ и подтверждается материалами дела (протоколами осмотра от 20.09.2019, 04.10.2019 с фотоматериалами, протоколами об административных правонарушениях от 04.10.2019).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятииз необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах административного дела не имеется, не представлены такие доказательства и в суд.
Таким образом, в действиях организации, привлеченного к административной ответственности, усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга.
Следовательно, в действиях Общества имеется состав вмененных правонарушений.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Инспекции при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления N 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей не соответствует тяжести совершенных правонарушений и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, принятие активных мер, направленных на устранение нарушения, суд считает, что имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания до 250 000 рублей.
Наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьей 3.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-132306/2019 отменить.
Постановление Государственной административно-технической инспекции от 15.11.2019 N 5692 изменить в части размера штрафа, снизив его до 250 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132306/2019
Истец: АО "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ