город Воронеж |
|
9 октября 2020 г. |
Дело N А64-3547/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ИНН 6829012231, ОГРН 1056882300694, далее - АО "ТСК", общество или заявитель):
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области (ИНН 6829041585, ОГРН 1086829001621, далее - Управление или УГЖН по Тамбовской области):
от Коробова Е.С.:
от Рязанова Н.Н.:
от Лисицыной Г.И.:
от Матовниковой А.В.:
|
Горшкова Ю.М., представитель по доверенности от 10.01.2019 N 006/208;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Тамбовская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2020 по делу N А64-3547/2019, принятое по заявлению АО "Тамбовская сетевая компания" к УГЖН Тамбовской области о признании недействительным предписания от 05.04.2019 N 103,
третьи лица: Коробов Е.С., Рязанов Н.Н., Лисицына Г.И., Матовникова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Тамбовская сетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением к УГЖН Тамбовской области о признании недействительным предписания от 05.04.2019 N 103.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Коробова Е.С., Рязанова Н.Н., Лисицынй Г.И., Матовниковой А.В.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2020 по делу N А64-3547/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тамбовская сетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для осуществления перерасчета на периоды ноябрь-декабрь 2018 года, поскольку изменения в законодательство вступили в силу только с 2019 года
Кроме того, податель жалобы ссылается на неуказание в оспариваемом предписании конкретного периода, за который надлежит осуществить перерасчет.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 07.08.2020, 28.08.2020, 02.10.2020.
Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области было предложено письменно пояснить способ, которым может быть исполнено предписания N 103. Направить, представленные в материалы дела документы, в адрес всех лиц, участвующих в деле. доказательства направления, представить в суд заблаговременно.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области представило пояснения к апелляционной жалобе от 26.08.2020.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 28.08.2020.
В судебном заседании представитель АО "Тамбовская сетевая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в продолженное судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в адрес УГЖН Тамбовской области поступило коллективное обращение граждан Коробова Е.С., Рязанова Н.Н., Лисицыной Г.И., Матовниковой А.В. по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению (т.1 л.д. 45-55).
В целях проверки поступивших обращений УГЖН Тамбовской области издано распоряжение от 02.04.2019 N 172 на проведение мероприятий по государственному надзору (т.1 л.д. 111-112).
В ходе проверки Управлением установлено, что на основании статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ договоры теплоснабжения от 23.12.2015 N 7, горячего водоснабжения от 28.09.2012N 21, заключенные с управляющей организацией ООО УК "Климат нашего двора", с 01.11.2018 расторгнуты.
С 01.11.2019 коммунальную услугу по отоплению потребителям в указанном выше многоквартирном доме предоставляет АО "Тамбовская сетевая компания". По договору расчет платы за данную услугу производит платежный агент в лице Мичуринского отделения АО "Тамбовская областная сбытовая компания".
Начисление платы по отоплению за ноябрь и декабрь 2018 года произведено только для потребителей в многоквартирном доме, жилые помещения которых подключены к централизованной сети отопления. Для потребителей жилых помещений, в установленном порядке перешедших на индивидуальное отопление, начисление платы за потребленный объем тепловой энергии не начислялось.
По результатам проверки составлен акт от 04.04.2019 N 57 (т.1 л.д. 11-12), в котором отражено следующее нарушение АО "ТСК": "Алгоритм начисления соответствует формулам 3 и 3 (6) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных ППРФ от 06.05.2011 (с учетом перерасчета) с января 2019 года. Начисление платы за ноябрь-декабрь 2018 года произведено только на квартиры с центральным отоплением, перерасчет не производился".
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 05.04.2019 N 103, которым обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению всем потребителям МКД N 114 по ул. Социалистической, с. Заворонежское Мичуринского района в соответствии с формулой 3 приложения N 2 Правил N 354 в ближайшем расчетном периоде, но не позднее 01.06.2019.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, АО "ТСК" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что в соответствии с изменениями, внесенными на основании Постановления Конституционного суда РФ от 20.12.2018 N 46-П, размер платы в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учет, тепловой энергии, определяется по формуле 3 приложения к указанным Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируется порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - Правила N 354)
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 внутридомовые инженерные системы определяются как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерн-отехнического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения 1 к названным правилам.
До 01.01.2019 независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в котором используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за коммунальную услугу по отоплению определялся в едином порядке в соответствии с требованиями частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 40 Правил N 354, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальную услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В связи с указанным актом Конституционного Суда РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 (далее - Постановление N 1708) в Правила N 354 были внесены изменения.
В соответствии с внесенными изменениями, размер платы в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учет, тепловой энергии, определяется по формуле 3 приложения к указанным Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Материалами дела подтверждается и следует из акта от 04.04.2019 N 57, что нарушением со стороны АО "ТСК", по мнению Управления, является начисление платы за отопление в периоды ноябрь-декабрь 2018 года в соответствии с Правилами N 354 в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Постановлением N 1708, а надлежащим устранением указанного нарушения в соответствии с оспариваемым предписанием будет являться осуществление перерасчета на основе внесенных изменений.
Проанализировав предписание в совокупности с результатами проверки, отраженными в акте, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы АО "ТСК" о неисполнимости спорного предписания, поскольку акт проверки (описательная часть) содержит информацию, достаточную для установления требуемого периода перерасчёта платы по формуле 3 приложения N 2 Правил N 354 - ноябрь-декабрь 2018 года.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 19.02.2020 N 310-ЭС19-2790 по делу N А83-810/2019.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с позицией УГЖН Тамбовской области и выводами суда первой инстанции о наличии оснований для распространения нового порядка начисления платы за отопления на предшествующие периоды в силу следующего.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац 2 пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений (при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены) лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе Методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708, вступившим в силу с 01.01.2019, в Правила N 354 были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Поправками в Правила N 354, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 184, исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Уточняется, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.
Правила N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 действуют с 01.01.2019, в Постановлении отсутствует указание на распространение его действия на предшествующий период.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 09.09.2019 по делу N А36-6699/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 23.03.2020 N 310-ЭС19-22024 отказано ПАО "Квадра-Генерирующая компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на АО "ТСК" обязанности по осуществлению перерасчета платы за отопления в соответствии с Правилами N 354 в редакции, действующей с 01.01.2019, в отношении периодов ноябрь-декабрь 2018 года.
Таким образом, требования акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" о признании недействительным предписания Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 05.04.2019 N 103 подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2020 по делу N А64-3547/2019 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 01.04.2020 N 1838.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату подателю жалобы из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2020 по делу N А64-3547/2019 отменить.
Требования акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 05.04.2019 N 103.
Взыскать с Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) в пользу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Возвратить акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) излишне уплаченную по платежному поручению от 01.04.2020 N 1838 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3547/2019
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания" "ТСК"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора по Тамбовской области
Третье лицо: Коробов Е.С., Лисицына Г.И., Матовников А.В., Рязанов Н.Н.