г. Владимир |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А39-4355/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.10.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фионова Тимофея Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.08.2020 по делу N А39-4355/2020, принятое по заявлению Фионова Тимофея Владимировича о признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ИНН 1327018174, ОГРН 1131327000430).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - Инспекция) 13.03.2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Восход" (далее по тексту - Общество) в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2201300027245 о прекращении юридического лица на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с недостоверностью сведений об адресе места нахождения Общества.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 29.04.2020 N 13-13/04522 жалоба Фионова Тимофея Владимировича оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанной записью в Едином государственный реестр юридических лиц, участник и директор общества Фионов Тимофей Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании её незаконной.
Решением от 08.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фионов Т.В. указывает, что с момента регистрации и по настоящее время обществом с ограниченной ответственностью "Восход" ведется предпринимательская деятельность, представляется отчетность, осуществляются операции по банковским счетам.
Инспекция, в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ предусмотренный указанной статьей, применяется также в случае наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, является дополнительным основанием прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21.1 указанного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации решение, о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ- 3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, 21.02.2013 Общество зарегистрировано Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ОГРН 1131327000430, адрес места нахождения Общества: 430011, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Васенко, д.17, офис 23.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия 11.03.2019 проведен осмотр объекта недвижимости по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, по результатам которого установлено, что собственниками нежилых помещений по заявленному адресу являются 28 физических лиц и 7 юридических лиц, установить связь между собственниками и Обществом не представляется возможным. Наружной вывески с указанием наименования Общества не обнаружено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами в
,
д
и (или)
л
пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее по тексту
уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Судом установлено, что Инспекцией 22.03.2019 в адрес Общества и его директора и учредителя Фионова Т.В. направлено уведомление от 21.03.2019 N 48 о предоставлении в установленном Законом о государственной регистрации порядке достоверных сведений или представлении документов, свидетельствующих о достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором N 43093133735425 и N 43093133735432.
Почтовое отправление N 43093133735432, направленное Фионову Т.В., получено адресатом 11.04.2019, почтовое отправление N 43093133735425, направленное Обществу, уничтожено в связи с невостребованностью 01.11.2019.
В предусмотренный пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации тридцатидневный срок с даты направления уведомления о недостоверности от должностных лиц Общества каких-либо писем, обращений, пояснений по факту недостоверности сведений о месте нахождения общества с ограниченной ответственностью "Восход" в адрес регистрирующего органа не направлено, в связи с чем 29.04.2019 в отношении Общества внесена запись в ЕГРЮЛ N 2191326082979 о недостоверности сведений о юридическом лице по результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Инспекцией 27.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2191326173410 о принятии регистрирующим органом решения N884 от 25.11.2019 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Во исполнение положений пункта 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации решение N 884 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Восход" из ЕГРЮЛ 27.11.2019 опубликовано в журнале "Вестник" государственной регистрации N 47(763) от 27.11.2019.
Поскольку кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением недействующего юридического лица Общества, в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, заявлений в регистрирующий орган направлено не было, 13.03.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общества внесена запись N 2201300027245 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Таким образом, Фионов Т.В., как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из Единого государственного реестра юридических лиц, проявив достаточную степень осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением Общества из Единого государственного реестра юридических лиц, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако Фионов Т.В. не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок.
При этом, как верно отмечено судом, применительно к подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации не имеет правового значения факт сдачи Обществом ежемесячной и ежеквартальной отчетности в Инспекцию по месту учета и осуществление операций банковскому счету, поскольку данное юридическое лицо было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений.
Внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе юридического лица, предшествует предусмотренная пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, юридическое лицо может устранить недостоверность имеющихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в течение шести месяцев с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Юридическое лицо также может обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственном регистрации и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (пункты 3, 4 статьи 21.1 закона о государственной регистрации).
Таким образом, Фионов Т.В. на протяжении более чем одиннадцати месяцев, предшествующих внесению оспариваемой записи в Единый государственный реестр юридических лиц, не воспользовался предусмотренными Законом о государственной регистрации способами устранения оснований, послуживших поводом для применения административного порядка прекращения правоспособности юридического лица.
При этом наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи влечет риск применения правовых последний в виде исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом изложенного, доводы Фионова Т.В. о том, что Общество является действующим юридическим лицом, сдающим налоговую отчетность и осуществляющим операции по банковскому счету, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем прямо указано в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации. То есть недостоверность сведений является самостоятельным основанием для прекращения деятельности Общества, не зависящим от факта ведения хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, из выписки о движении денежных средств по расчётному счёту Общества не усматривается ведение им хозяйственной деятельности. Так из выписки видно, что на расчётный счёт ежедневно в период с 14.04.2019 по 03.06.2019 поступает по 10 000 рублей, которые банк платёжными ордерами списывает во исполнение решения налогового органа, принятого в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у Инспекции имелись все основания для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.08.2020 по делу N А39-4355/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Фионова Тимофея Владимировича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4355/2020
Истец: Фионов Тимофей Владимирович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд