г. Чита |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А19-9927/2020 |
Судья Четвертого арбитражного апелляционного суда Бушуева Е.М., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2020 года делу N А19-9927/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738. ИНН 7708709686) к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986) о взыскании 15 314 рублей,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство, ответчик) о взыскании 15 314 рублей задолженности по контракту от 22.07.2019 N 05-53-1130/19-18 N 165-19/ф(ВСИБ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 02.09.2020.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дел и установлено судом первой инстанции, 22.07.2019 между министерством (заказчик) и АО "ФПК" (исполнитель) с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и иного законодательства Российской Федерации, в связи с введением режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" от 3 июля 2019 года 316-уг), во исполнение поручения Президента Российской Федерации об оперативном оказании помощи гражданам, пострадавшим от паводка в Иркутской области, от 30 июня 2019 года, Указа Губернатора Иркутской области от 17.07.2019 N 160-уг "Об обеспечении в 2019 году в Иркутской области проезда (туда и обратно) и размещения в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе находящихся на территориях других субъектов Российской Федерации, детей в возрасте до 18 лет (семей с малолетними детьми в возрасте до 14 лет), проживающих на территориях муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, а также лиц, сопровождающих их в организованных группах" на основании решения заказчика об осуществлении закупки у единственного исполнителя в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключен контракт N 05-53-1130/19-18, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги, перечисленные в пункте 1.2 настоящего раздела (далее - услуги), а заказчик обязуется принять их и оплатить в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2. контракта по контракту исполнитель по заявкам заказчика осуществляет оказание следующих услуг по:
а) оформлению проездных документов (билетов) для организованных групп пассажиров, следующие в прямом железнодорожном сообщении (далее - поезда дальнего следования);
б) оформлению проездных документов (билетов) для индивидуальных пассажиров на поезда дальнего следования;
в) перевозка пассажиров следующие в прямом железнодорожном сообщении на основании оформленных проездных документов (билетов);
г) оформляет документы на дополнительные услуги, связанные с пассажирскими перевозками, а также оформление документов на дополнительные услуги железнодорожного транспорта, оказываемые третьими лицами в рамках агентских договоров.
В силу пункта 1.3 контракта объем услуг, указанный в пункте 1.1 контракта, устанавливается в соответствии со спецификацией (приложение 1 к контракту) (далее - спецификация) и определяется потребностью заказчика на сумму, не превышающую цену контракта, указанную в пункте 2.2 контракта.
Исполнитель осуществляет железнодорожные перевозки пассажиров с учетом дополнительных услуг (пункт 1.5. контракта).
При исполнении настоящего контракта стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями, а также локальными нормативными актами ОАО "РЖД", АО "ФШС", регламентирующими оказание услуг (пункт 1.7. контракта).
Согласно пункту 2.2. контракта цена составляет 10 000 000 руб., и включает в себя:
услуги, связанные с железнодорожными перевозками без НДС, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации пассажирские перевозки транспортом общего пользования НДС не облагаются,
сервисные и дополнительные услуги, связанные с железнодорожными перевозками облагаемые НДС 20%.
Источник финансирования: бюджет Иркутской области. Средства областного бюджета 2019 года.
Цена контракта должна включать в себя все расходы, необходимые для оказания услуг, затраты на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, компенсацию издержек и вознаграждения исполнителя (пункт 2.5 контракта).
В соответствии с пунктом 2.8 контракта заказчик производит выплату аванса исполнителю на банковский счет, указанный в контракте, в размере 100 % выставленного исполнителем счета на перечисление аванса, но не более цены контракта, указанной в пункте 2.2 контракта, в течение 30 календарных дней со дня выставления исполнителем счета на перечисление аванса. Обязательство заказчика по внесению аванса считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, со счета заказчика, указанного в статье 13 контракта в разрезе услуг и ставок налогообложения.
Согласно пункту 2.11. контракта на основании акта сдачи-приемки услуг (Приложение 2 к контракту) осуществляется сверка взаиморасчётов. Неиспользованные денежные средства за не оказанные услуги подлежат возврату исполнителем заказчику в течение 45 банковских дней с даты подписания акта сверки взаиморасчетов путем перечисления их на счет заказчика. Датой возврата следует считать момент зачисления денежных средств на лицевой счет заказчика, указанный в статье 13 контракта.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта срок оказания услуг исполнителем по контракту в полном объеме: с 11 июля 2019 года до 1 октября 2019 года.
Исполнитель с согласия заказчика вправе досрочно оказать услуги и сдать заказчику их результат в установленном контрактом порядке (пункт 3.2. контракта).
Порядок и сроки осуществления приемки услуг согласован сторонами в статье 4 контракта, права и обязанности сторон - в статье 5 контракта.
Настоящий контракт в соответствии с пунктами 9.1, 9.2 контракта вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 11 июля 2019 года, и действует до 31 декабря 2019 года, но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту в полном объеме.
Как указал истец, 13.07.2019 в адрес истца от ответчика подана заявка на оформление проездных документов в направлении Минеральные воды - Тулун (для обратного выезда 14.07.2019 сопровождающих лиц с детьми), в соответствии с которой оформлены следующие проездные документы:
Потемкиина Минеральные 8 869,00 руб. вр. до
РЖ*891919 М.А. воды- Тулун, отпр.00.19
Потемкиина Минеральные 8 869,00 руб. вр.до
РЖ* 891920 А.В. воды- Тулун, отпр.00.00
Минеральные 8 869,00 руб. вр. до
РЖ* 891921 Чурина И.В. воды- Тулун, отпр.01.29
Минеральные 8 869,00 руб. вр. до
РЖ* 891922 Лепешева Н.В. воды- Тулун, отпр.03.00
Минеральные 8 869,00 руб. вр. до
РЖ* 891923 Шатунова Н.В. воды- Тулун, отпр.01.32
Минеральные 6 252,10 руб. вр. до
РЖ* 891924 Пахоменко B.C. воды- Тулун, отпр.01.38
На станции Минеральные Воды пассажирами произведены возвраты неиспользованных вышеуказанных проездных документов.
В связи с тем, что пассажиры обратились в кассу менее чем за 2 часа до отправления пассажирского поезда, в соответствии с пунктом 87 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 473, стоимость плацкарты не была возвращена. По единственному ж/д документу РЖ* 891922 Лепешевой Н.В. (пункт 87 Правил) оплачена стоимость плацкарты в размере 50 %, так как возврат в кассу произведен за 3 часа до отправления пассажирского поезда.
06 ноября 2019 года в адрес истца поступило обращение ответчика N 02-53- 17876/19-18, согласно которому в ответ на письма АО "ФПК" от 11.10.2019 и 31.10.2019 министерство сообщило, что в связи с утратой и невозможностью представить оригиналы неиспользованных проездных документов, просит АО "ФПК" без наличия оригиналов проездных документов произвести в претензионном порядке возврат неиспользованных проездных документов с удержанием сборов и штрафов в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 473.
Из пояснений истца следует, что на основании данного письма 13.11.2019 в системе АСУ "Экспресс" в претензионном порядке произведены возвраты неиспользованных проездных документов. При этом комиссия в размере 1 221 рублей, за возврат по вышеуказанным документам принята к учету и оплачена ответчиком.
Как следует из материалов дела, в ходе исполнения обязательств по контракту от 22.07.2019 N 05-53-1130/19-18 между сторонами подписаны акты сдачи-приемки услуг с приложением реестров проездных (перевозочных) документов: от 31.07.2019 на сумму 433083,70 рублей, от 31.08.2019 на сумму 1 596 290,40 рублей, от 30.09.2019 на сумму 553 571, 80 рублей, от 25.10.2019 на сумму 33 868, 10 рублей, от 19.11.2019 на сумму 109 829, 30 рублей, от 25.11.2019 на сумму 1 831, 50 рублей.
Все акты и реестры подписаны без каких-либо возражений, услуги выполнены в полном объеме.
Между сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов с 01.07.2019 по 31.12.2019, согласно которому дебиторская и кредиторская задолженность отсутствует.
Вместе с тем, поскольку в июле 2019 года имел место возврат 6 билетов пассажирами на станции Минеральные Воды менее, чем за 2 часа и за 3 часа до отправления поезда, и по письму ответчика от 06.11.2019 N 02-53-17876/19-18 в системе АСУ "Экспресс" в претензионном порядке произведены возвраты неиспользованных проездных документов, истец составил дополнительный акт сдачи-приемки услуг от 31.12.2019 на сумму стоимости плацкарта по всем 6 билетам в размере 15 314 руб., дополнительный реестр на указанную сумму и данные документы направлены ответчику для подписания и учета к оплате.
Ответчик в письме от 21.01.2020 N 02-53-999/20-18 сообщил, что 30.11.2019 в рамках контракта подписан акт сверки взаиморасчетов для возврата неиспользованных денежных средств, 25.12.2019 на счет министерства от АО "ФПК" поступили неиспользованные денежные средства в размере 7 381 354, 50 рублей. В соответствии с пунктом 9.2 контракта все обязательства изложенные в контракте исполнены в полном объеме в срок до 31.12.2019; учитывая изложенное, дополнительный акт и дополнительный реестр не могут быть подписаны со стороны министерства и не могут быть оплачены на сумму 15 314 рублей.
Из дальнейшей переписки сторон, претензии истца от 28.02.2020 и ответного письма министерства от 13.03.2020, следует, что урегулировать возникший спор стороны не смогли, ответчик возмещать затраты истца, понесенные в связи с организацией перевозки по спорным возвращённым билетам, отказался.
Согласно содержания претензии от 28.02.2020 следует, что заявитель просит оплатить сумму ущерба в виде стоимости неиспользованных проездных документов в размере 15 314 рублей.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, руководствовался статьями 431, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения исковых требований и апелляционной жалобы.
Правоотношения сторон подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат фактически оказанные услуги.
Оценив условия статьи 1 контракта, в том числе, пункт 1.5 данной статьи, а также положения пункта 2.5 контракта, из буквального их содержания на основании статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по условиям контракта со стороны министерства подлежат оплате фактически оказанные услуги, входящие в цену контракта.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что фактическая перевозка шести пассажиров истцом не осуществлена, что не оспорено сторонами, оснований требовать оплату за не оказанные услуги в рамках контракта у АО "ФПК" не имелось.
Отношения истца и ответчика регулируются контрактом, предусматривающим оплату за фактически оказанные услуги, объем которых отражается в соответствующих отчетах о перевозках пассажиров и ответчиком фактически оказанные услуги оплачены, что также следует из пояснений сторон и их переписки.
Из материалов дела следует, что за фактически оказанные услуги по перевозке пассажиров в период действия контракта истец оплату получил, между сторонами подписаны акты сдачи-приемки оказанных услуг, акты сверки взаиморасчётов. Неиспользованные денежные средства истец ответчику возвратил, что истцом не оспаривается.
Кроме того, как указано самим же истцом в иске, ответчиком произведены возвраты неиспользованных проездных документов, комиссия в размере 1 221 рублей за возврат по вышеуказанным документам принята к учету и оплачена ответчиком.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 15 314 руб. в качестве задолженности по контракту от 22.07.2019 N 05-53-1130/19-18 N 165-19/ф(ВСИБ) не имеется.
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовых оснований для взысканий спорной суммы в качестве убытков по правилам статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации также не имеется, поскольку истец не доказал нарушение ответчиком обязательств по контракту от 22.07.2019, также как не представил доказательства наличия реального ущерба или упущенной выгоды.
Доказательств того, что спорные пассажирские места не были реализованы другим пассажирам и истец понес соответствующие убытки в материалах дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что лимиты по мероприятию: "Обеспечение в 2019 году в Иркутской области за счет средств областного бюджета детям (семьям с малолетними детьми), проживающим на территориях муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, и лицам, сопровождающим их в организованных группах, проезда (туда и обратно) и размещения в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе находящихся на территориях других субъектов Российской Федерации" основного мероприятия "Обеспечение детям (семьям с малолетними детьми), проживающим на территориях муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, проезда (туда и обратно) и размещения в организациях отдыха детей и их оздоровления" в рамках полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области" подпрограммы "Дети Приангарья" на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 года N 800-пп предусмотрены только на 2019 год, на 2020 год лимиты не предусмотрены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, доводится до сведения лиц, участвующих в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2020 года по делу N А19-9927/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9927/2020
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Восточно-Сибирского филиала-пассажирского вагонного депо Иркутск
Ответчик: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области