г. Хабаровск |
|
14 октября 2020 г. |
А04-2733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск": Гайдаш Д.Г., руководитель;
от администрации города Благовещенска: не явились;
от третьих лиц: государственной жилищной инспекции Амурской области; Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
на решение от 18.06.2020
по делу N А04-2733/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
к администрации города Благовещенска
о признании незаконным постановления Мэра
третьи лица: государственная жилищная инспекция Амурской области; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск" (далее - заявитель, общество, ООО "АЖС" Благовещенск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации города Благовещенска (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным постановления Мэра города Благовещенска N 939 от 24.03.2020 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами".
Решением от 18.06.2020 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "АЖС" Благовещенск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указало, что общество не подавало заявку на участие в конкурсе на обслуживание указанных в обжалуемом постановлении домов и не участвовало в этом конкурсе, заявления о включении в перечень организаций для временного управления не подавало. Оспариваемое постановление принято без учета положений пункта 8 Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
В судебном заседании представитель ООО "АЖС" Благовещенск" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Управление ЖКХ города Благовещенска в представленных возражениях выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация, ГЖИ Амурской области, Управление ЖКХ города Благовещенска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "АЖС" Благовещенск" осуществляет лицензируемую деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
18.03.2019 ООО "АЖС" Благовещенск" направило заявление в Управление ЖКХ города Благовещенска о включении своей управляющей организации в перечень организаций.
Управление ЖКХ города Благовещенска на основании заявления от 18.03.2019 включило ООО "АЖС" Благовещенск" в перечень организаций для временного управления.
По состоянию на 24.03.2020 был сформирован перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован: ООО "Амурстрой жилищно-коммунальное хозяйство" (24 многоквартирных дома); ООО "АмурЖилСервис" Благовещенск" (15 многоквартирных домов); ООО "Восток" (267 многоквартирных домов); ООО "Мастер Д" (45 многоквартирных домов; ООО "Высотка" (24 многоквартирных дома); ООО "Хороший дом" (15 многоквартирных домов).
Постановлением администрации города Благовещенска от 24.03.2020 N 939, в соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ, ООО "АмурЖилСервис" Благовещенск" определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 159, ул. Нагорная, д. 4/2, пер. Серышевский, д. 57.
Также управлением ЖКХ города Благовещенска был объявлен открытый конкурс по управлению многоквартирными домами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
Извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами были размещены на официальном сайте www.torgi.gov.ru:
извещение о проведении открытого конкурса N 1 УК-2020 по отбору управляющей организации для управления, в том числе многоквартирным домом по адресу пер. Серышевский, 57 (размещено 23.03.2020 N 23032020/3909679/02);
извещение о проведении открытого конкурса N 2УК-2020 по отбору управляющей организации для управления, в том числе многоквартирными домами по ул. Чайковского, 159, ул. Нагорная 4/2 (размещено 27.03.2020 N27032020/3909679/04).
Посчитав, что постановление администрации города Благовещенска от 24.03.2020 N 939 нарушает права и законные интересы ООО "АмурЖилСервис" Благовещенск", заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
На основании частей 2, 3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом, выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, приняты и утверждены Постановлением Правительства РФ 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
Пунктом 5 Правил N 1616 предусмотрено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что Общество в целях получения права на управление и обслуживание таких домов в адрес управления ЖКХ администрации города Благовещенска добровольно направило заявление от 18.03.2019 о включении в перечень управляющих организаций для управления МКД.
На основании поступивших заявлений от управляющих организаций утвержден перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в который включено, в том числе ООО "АЖС" Благовещенск".
Администрацией 24.03.2020 было принято постановление N 939 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами", пунктом 1 которого ООО "АЖС" Благовещенск" определена управляющей организацией для управления МКД, указанными в приложении N 1 к настоящему постановлению.
Постановлением администрации города Благовещенска от 24.03.2020 N 939 также определен перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленный в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (подп. а) п.2. Правил N 1616).
Размер платы за содержание жилого помещения рассчитан управлением экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска и заявителем не оспорен.
В связи с тем, что ООО "АЖС" Благовещенск" было определено управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ и Правил N 1616 без проведения конкурса, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о его неучастии в конкурсе, отсутствии заявки на участие в конкурсе и наличия извещений о его проведении.
Довод общества, что при вынесении оспариваемого постановления администрацией были нарушены положения пункта 8 Правил N 1616, также обосновано отклонены судом первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 616 при определении управляющей организации уполномоченный орган (администрация) выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций.
Если 2 и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.
Как установлено судом, на момент распределения многоквартирных домов (24.03.2020) ранее постановлением администрации от 20.02.2020 N 551 определено ООО "Хороший Дом" в качестве управляющей организации для управления 37 многоквартирными домами.
В управлении ООО "Амуржилсервис" Благовещенск" находилось меньшее количество многоквартирных домов, с учетом вынесенного постановления администрации от 20.02.2020 N 551 в отношении ООО "Хороший Дом", поэтому постановлением от 24.03.2020 N 939 администрацией было определено 3 многоквартирных дома для управления ООО "Амуржилсервис" Благовещенск", что позволило соблюсти очередность и соразмерность распределения многоквартирных домов с другими управляющими организациями (ООО "Амурстрой жилищно-коммунальное хозяйство", ООО "Восток", ООО "Мастер Д", ООО "Высотка", ООО "Хороший дом").
Пункт 8 Правил N 1616 предписывает уполномоченному органу производить определение управляющей организации исходя из количества домов, находящихся в управлении на основании решения об определении управляющей организации, либо использовать критерий - в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций. Указанный пункт не содержит указания на обязанность уполномоченного органа производить распределение количества многоквартирных домов между управляющими организациями с точностью до одного дома.
Довод общества о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности со ссылкой на возможные убытки, связанные с необходимостью соблюдения лицензионных требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в отсутствие доказательств наступления указанных обстоятельств, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Деятельность по управлению многоквартирными домами является предпринимательской; такая деятельность в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, управляющие организации, подавая заявление на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, должны самостоятельно оценить возникновение возможных рисков и наступление негативных последствий при подаче заявления, а также исполнять обязанности, предусмотренные законом в случае принятия решения органом местного самоуправления о назначении такой организации в качестве управляющей для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Предусмотренный в оспариваемом постановлении перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах является минимальным и относится к текущим видам ремонта.
ООО "Амуржилсервис" Благовещенск" не доказано о возложении на общество обязанности выполнить работы по капитальному ремонту домов или выполнить иные виды работ не отнесенные договором или законодательством Российской Федерации к обязательным работам по содержанию и ремонту общего имущества.
К тому же обстоятельства, на которые ссылается общество в обоснование нарушения своих прав, еще не наступили и вероятность их наступления не подтверждена; в материалы дела не представлены надлежащие, допустимые доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя на положения подпункта 7 пункта 15 и подпункта 2 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75, а также наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода в связи с чем, по мнению заявителя, управляющая организация не имеет права претендовать на управление таким домом, обоснованно не принята судом первой инстанции.
Так, в соответствии с указанными нормами наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода должно быть подтверждено актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу. Указанные документы обществом не представлены.
Кроме того, указанные заявителем положения Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом направлены на установление требований к претендентам для участия в конкурсе и не регулируют процесс отбора управляющей организации в рассматриваемом случае.
Кроме этого, согласно пункту 8 Правил N 1616 предусмотрено право управляющей организации, определенной решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что администрация действовала в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав и законных интересов ООО "АЖС" Благовещенск" не допустила, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.06.2020 по делу N А04-2733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2733/2020
Истец: ООО "Амуржилсервис" Благовещенск"
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Третье лицо: Амуржилинспекция, Арбитражный суд Амурской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, Шестой арбитражный апелляционный суд (2733/20-2 тома)