г. Саратов |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А06-12323/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 июня 2020 года по делу N А06-12323/2019
по заявлению Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414040, г. Астрахань, ул. Чехова, д.10, ОГРН 1123015002142, ИНН 3015096830)
к Контрольно-счетной палате Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Победы, д. 53, ОГРН 1113015005619, ИНН 3015094913),
третьи лица: финансово-казначейское управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6, ОГРН 1023000869836, ИНН 3015009410), министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 96, ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399),
о признании недействительными результатов контрольных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - УКХБ администрации г. Астрахани, Управление, заявитель) о признании недействительными результатов контрольных мероприятий, указанных в представлении Контрольно-счетной палаты Астраханской области (далее - КСП АО) от 19.07.2019 N 04-02/С-17 в части произведенной оплаты за технический надзор за счет средств из федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Финансово-казначейское управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - ФКУ администрации г. Астрахани) не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
КСП АО в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, КСП АО в соответствии с пунктом 2.2.5 плана работы на 2019 год проведена проверка реализации государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" в 2018 году на объекте УКХБ администрации г. Астрахани, по результатам которой составлен акт от 15.03.2019 N 2.2.5/2-2019.
В ходе проверки КСП АО установлено нецелевое использование Управлением бюджетных средств при реализации государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" в 2018 году.
19.07.2019 КСП АО выдала УКХБ по г. Астрахани представление N 04-02/С-17, согласно которому Управлению надлежит при получении и расходовании средств из бюджета Астраханской области неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства (пункт 1); вести бюджетный учет в строгом соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (пункт 2); организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, предусмотренный статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пункт 3); принять меры по возврату неправомерно перечисленных подрядчикам непредвиденных расходов в общей сумме 1 896 105 000 руб., в том числе в разрезе контрактов: от 10.07.2018 N 173Э с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями от 29.08.2018 N 39, от 10.10.2018 N 49, от 23.11.2018 N 61/1, заключенный с ООО "Ирсервис" на сумму 956 231 000 руб., от 10.07.2018 N 174Э с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями от 13.09.2018 N 43, от 10.10.2018 N 48, от 24.09.2018 N 46/2, от 19.12.2018 N 68/1, заключенный с ООО "Астраханский строитель" на сумму 939 874 000 руб., с виновных лиц в соответствующие уровни бюджета (пункт 4); принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений (пункт 5), провести проверки по каждому выявленному факту нарушения, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц (пункт 6); в течение 30 календарных дней со дня получения представления уведомить КСП АО о принятых мерах по выполнению представления в письменной форме приложением копий подтверждающих документов.
УКХБ по г. Астрахани, полагая, что представление от 19.07.2019 N 04-02/С-17 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы Управления, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 23 постановления Пленум от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Конкретные виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, предусматривает Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии из федерального бюджета предоставляются в 2018-2022 годах в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что между Управлением (заказчик) и муниципальным казенным предприятием г. Астрахани "Дирекция по капитальному строительству" (подрядчик) заключены контракты от 25.06.2018 N 155Э, от 25.06.2018 N 156Э, предметом которых является оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ на объекте "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов" в объеме, в соответствии с Техническим заданием (пункт 1.1 контрактов).
Пунктом 5.1 контрактов от 25.06.2018 N 155Э, от 25.06.2018 N 156Э предусмотрен порядок финансирования работ, в том числе указано, что финансирование работ по контракту осуществляется Заказчиком из средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань", поступивших в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в виде субсидий из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области, согласно Соглашению от 18.05.2018 N 04-14/38 "О предоставлении в 2018 году субсидий из средств бюджета Астраханской области муниципальному образованию "Город Астрахань" на реализацию муниципальных программ формирование комфортной городской среды", в том числе, по контракту от 25.06.2018 N 155Э: по коду бюджетной классификации 738/0503/15Г48Ь5550/244/18-9922/05639 (средства федерального бюджета, поступающие в бюджет Астраханской области) - 183 393 000 руб.; по контракту от 25.06.2018 N 156Э: по коду бюджетной классификации 738/0503/15Г48Ь5550/244/18-9922/05639 (средства федерального бюджета, поступающие в бюджет Астраханской области) - 528 898 000 руб.
Оплата по контрактам произведена в полном объеме 20.12.2018, что подтверждается заявками на кассовый расход от 20.12.2018 N 00054, от 20.12.2018 N 00056.
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидия предоставляется на осуществление строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Средства федерального бюджета на реализацию поступили в бюджет Астраханской области (отражено в доходах бюджета Астраханской области, приложение N 1 к Закону Астраханской области от 18.12.2017 N 89/2017-ОЗ "О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").
Сметой расходов Управления на 2018 год спорные денежные средства в рамках реализации программы формирования современной городской среды предусмотрены по виду расходов "244".
Непосредственно в контрактах также имеется указание, что оплата будет производиться по виду расхода "244".
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, по виду расходов "244 - прочая закупка товаров, работ, услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
При этом, по виду расходов "243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
В данном случае, средства на реализацию мероприятий госпрограммы утверждены с видом расходов "244", то есть все иные работы, не отнесенные к капитальным.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Из изложенного следует, что исходя из сметы расходов Управления на 2018 год в данном случае благоустройство дворовых территорий к объектам капитального строительства не относится, соответственно оплата услуг по строительному контролю за благоустройством дворовых территорий, не относящихся в объектам капитального строительства не соответствует целям, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2017 N 1710.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае денежные средства в общей сумме 712 291 000 руб. израсходованы на цели, не соответствующие целям получения субсидии, указанным в пункте 2 Приложения N 15 к государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Довод заявителя о том, что в муниципальной программе муниципального образования "Город Астрахань" "Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 14.03.2018 N 177, мероприятие "Технический надзор" предусмотрено за счет федерального и бюджета Астраханской области, соответственно оплата контрактов по строительному контролю за благоустройством дворовых территорий осуществлена правомерно, не исключает факта нецелевого использования бюджетных средств.
Исходя из буквального толкования пункта 2 Приложения N 15 к государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, само по себе мероприятие "Технический надзор" за счет средств федерального бюджета может предусматриваться в муниципальной программе.
Однако оплата за счет данной субсидии может быть осуществлена лишь по тем контрактам, где строительный контроль осуществлялся в процессе строительства объектов капитального строительства, что соответствует и статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей обязательность осуществления строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
В иных случаях, когда строительный контроль осуществляется за объектами, не относящимися к объектам капитального строительства (в том числе строительный контроль за благоустройством дворовых территорий), оплата за счет средств субсидии не может быть осуществлена, поскольку это противоречит целям, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Кроме того, в случае необходимости осуществления строительного контроля за благоустройством дворовых территорий его оплата могла быть предусмотрена за счет средств муниципального образования "Город Астрахань". Доказательств того, что Управление не имело реальной возможности профинансировать данные расходы за счет средств муниципального образования в дело не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных УКХБ администрации г. Астрахани требований.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы Управления не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 июня 2020 года по делу N А06-12323/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12323/2019
Истец: Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань"
Ответчик: Контрольно-счетная палата по Астраханской области
Третье лицо: 12 ААС, АО Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Финансово-казначейское управление администрации МО "Город Астрахань", Арбитражный суд Астраханской области