г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А26-9174/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Кротова С.М., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Колчин Е.В. по доверенности от 27.12.2019;
от ответчика: Торопов Ю.В. по доверенности от 14.11.2019 (посредством онлайн-заседания);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18991/2020) Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2020 по делу N А26-9174/2019, принятое
по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия
о взыскании
третье лицо: МУП "Петрозаводский городской информационный центр"
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071; Санкт-Петербург, пр.Добролюбова, д.6, корп.А, пом.4Н, далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000542540, ИНН 1001044080; Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова, д.5, далее - Управление) о взыскании 1 104 855 руб. 44 коп., в том числе задолженности по оплате тепловой энергии по государственному (муниципальному) контракту N Т-123 на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд по теплоснабжению с февраля по декабрь 2017 года в размере 918 045 руб. 55 коп., пени за несвоевременную оплату задолженности за период с 13.03.2018 года по 23.06.2019 года в размере 186 809 руб. 89 коп.
Определением суда от 24.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Петрозаводский городской информационный центр" (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Варламова, д.19; далее - Центр).
Решением суда от 10.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда от 10.06.2020, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
В жалобе Управление ссылается на то, что в спорный период 20 квартир в многоквартирном доме переданы в собственность физических лиц. Податель жалобы указывает на то, что за услуги теплоснабжения объектов ответчика с февраля по декабрь 2017 года стороны производили в 2018 году на основании государственного контракта, заключенного 12.03.2018, в результате заключения которого стороны скорректировали объем потребленной теплоэнергии, уточнили суммы оплаты, что подтверждается корректировочными счетами и актами. Податель жалобы ссылается на заключенный договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым обязанность по оказанию коммунальных услуг возложена на управляющую организацию.
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании истца управляющего отклонил их.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановления Администрации Петрозаводского городского округа N 4786 от 25.09.2014, Компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Петрозаводского городского округа.
В целях обеспечения поставки тепловой энергии между Компанией (теплоснабжающая организация) и Управлением (заказчик) заключен контракт N Т-123 (далее - Контракт) в отношении ряда объектов, в том числе в отношении теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул.Кемская, д.17, г.Петрозаводск, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать на объекты заказчика согласованное количество тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды при непосредственном водоразборе теплоносителя из тепловой сети) (приложение N1) в соответствии с температурным графиком (приложение N4) в течение срока действия настоящего контракта, а заказчик обязуется оплачивать теплоснабжающей организации потребленную тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду) по ценам и в порядке, определенным настоящим контрактом.
Пунктом 3.1.4 Контракта предусмотрено, что оплата за потребленную тепловую энергию производится в порядке и на условиях раздела 4 Контракта.
Расчеты по настоящему контракту производятся заказчиком за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду) по тарифам для соответствующей группы потребителей, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов (пункт 4.1 Контракта).
Количество фактически потребленной заказчиком тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета заказчика, установленного на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (пункт 4.2 Контракта).
Контракт вступает в силу с 01.02.2017 и действует по 31.12.2018, и считается ежегодно продленным, если за 30 календарных дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего контракта на следующий год, или о заключении контракта на иных условиях, или о внесении изменений (дополнений) в контракт (пункт 7.2 Контракта).
На основании заключенного контракта (приложение N 2, таблица N 1) истец в период с февраля 2017 года по декабрь 2017 года оказал услуги по теплоснабжению на объекты ответчика, в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кемская, д.17.
Оплата за потребленную тепловую энергию в многоквартирный дом произведена частично.
Истец в адрес ответчика 27.06.2019 направил претензию, которая Управлением оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Компании в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что с октября 2016 года по январь 2017 года на основании решений жилищных комиссий и договоров социального найма, найма служебного жилого помещения, квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кемская, д.17, переданы нанимателям. В феврале 2017 года заключен договор управления многоквартирным домом с Центром. Коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии со статьями 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилых помещений обязан вносить плату за принадлежащие на праве собственности жилые помещения на основании договора заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
На основании статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил 354.
Согласно подпункту "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Расчет объема потребленной тепловой энергии за период с февраля по декабрь 2017 года производился по показаниям общедомового прибора учета на основании актов снятия показаний приборов коммерческого учета тепловой энергии.
Тарифы на тепловую энергию установлены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2016 N 231, в период с февраля 2017 по июнь 2017 в размере 1591,08 руб./Гкал, в период с июля 2017 по декабрь 2017 в размере 1720,64 руб./Гкал.
Обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной ответчику в указанный период, им исполнены частично. Задолженность Управления за услуги по теплоснабжению, оказанные в период с февраля по декабрь 2017 года, составляет 918 045 руб. 55 коп.
Довод Управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, и требования должны быть предъявлены к управляющей организации является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Пунктом 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Центр, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, отрицал получение платы за ресурс от ответчика за спорный период, а также произведенную самой управляющей организацией оплату в пользу ресурсоснабжающей организации за ресурс, потребленный ответчиком в данном многоквартирном доме в спорный период. Соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Доказательства обращения Центра к Компании с целью заключить договор ресурсоснабжения не представлены, покупку коммунальных ресурсов третье лицо не осуществляет, так как между истцом и ответчиком заключен Контракт.
Факт отпуска тепловой энергии в спорный период подтверждены материалами дела, в том числе актами и счетами-фактурами, направленными ответчику.
Ответчик не оспаривает факт того, что Контракт на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд по теплоснабжению действовал с 01.02.2017, его условия им не оспаривались.
В рамках договорных отношений между истцом и ответчиком Управление, являющееся застройщиком спорного дома, обязано своевременно уведомлять ресурсоснабжающую организацию о наличии существенных изменений условий Контракта, в частности, об изменения способа управления многоквартирным домом, а также о безвозмездной передаче в порядке приватизации жилых помещений третьим лицам и передаче в найм служебных помещений.
В силу пункта 7.4 Контракта при передаче объекта новому владельцу Контракт может быть расторгнут, в случае одновременного переоформления Контракта на теплоснабжение указанного объекта с новым владельцем. Изменения в Контракт не внесены, спорный дом из приложения N 2 не исключен.
Доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате задолженности ответчик не представил, в связи с чем ссылка ответчика на соглашение о расторжении контракта само по себе не свидетельствует об отсутствии задолженности по оплате оказанных услуг. Доказательства корректировки, произведенной сторонами, из которой бы следовала оплата задолженности и ее учет истцом как погашение спорной задолженности по Контракту отсутствуют. Расчет истца по задолженности судом проверен и признан правильным.
Требование истца основано на нарушении ответчиком принятых по Контракту обязательств и подтверждено материалами дела, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 330 Г КРФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 5.4 Контракта, при просрочке оплаты заказчику начисляются пени в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с часть 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Размер пеней за период с 13.03.2018 по 23.06.2019 составил 186 809 руб. 89 коп. Истец правомерно предъявил к взысканию пени. Расчет пеней проверен судом и признан обоснованным.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2020 по делу N А26-9174/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9174/2019
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский"
Ответчик: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия
Третье лицо: МУП "Петрозаводский городской информационный центр"