г. Владимир |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А43-19209/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2020 по делу N А43-19209/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.06.2020 N 515-07-29.5/1/20.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в ходе проверки обращений администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 08.05.2020 и 14.05.2020 выявлено, что более семи суток обществом с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" не произведен вывоз твердых коммунальных отходов (мешков, пакетов с отходами, старой мебели, оконных и дверных блоков, растительных отходов, обрезков ветвей деревьев, кустарника, образовавшихся от содержания территорий индивидуальных жилых домов, отходы от ремонта жилых помещений и др.) из мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: Нижегородская область, с.Вад, ул.1 Мая, д.48, д.56, ул.Нижегородская, д.2, д.39, ул.Озерки, д.40, ул.Поющего, д.34, ул.Рабочая, д.6, ул.Советская, д.35, ул.Солнечная, д.23, ул.Южная, д.25.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 29.05.2020 N 515-07-29.5/1/20 и 10.06.2020 вынесло постановление N 515-07-29.5/1/20 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 10.09.2020 (резолютивная часть 12.08.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального права.
По мнению Общества, указанные в постановлении места складирования крупногабаритного мусора являются несанкционированными свалками, поскольку контейнеры (бункеры) установлены с нарушением процедуры создания контейнерных площадок, без согласования с региональным оператором.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 148(4) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, определено, что "крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В пункте 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденном и введенном в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, также установлено, что к крупногабаритным отходам (КГО) относятся отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
В свою очередь, виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО), определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. В соответствии с Классификационным каталогом отходов отходы из жилищ крупногабаритные относятся к ТКО.
В пункте 12 Правил N 1156 установлено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее -схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В пункте 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В пункте 6 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что сбор крупногабаритного мусора должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для складирования крупногабаритного мусора. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Из совокупности приведённых норм следует обязанность регионального оператора как по вывозу ТКО из контейнеров, так и крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО, с контейнерных площадок.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В пункте 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19 определено, что вывоз крупногабаритных отходов необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по вывозу ТКО на территории Вадского района Нижегородской области и является исполнителем коммунальной услуги, на которого возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно подпункту а) пункта 8 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество как региональный оператор обязано принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Между тем, в ходе рассмотрения материалов обращений администрации Вадского муниципального района Нижегородской области по адресам: Нижегородская область, с.Вад, ул.1 Мая, д.48, д.56, ул.Нижегородская, д.2, д.39, ул.Озерки, д.40, ул.Поющего, д.34, ул.Рабочая, д.6, ул.Советская, д.35, ул.Солнечная, д.23, ул.Южная, д.25, выявлено, что более семи суток не произведен вывоз крупногабаритного мусора с площадки для сбора ТКО (мешки, пакеты с отходами, старая мебель, оконные и дверные блоки, растительные отходы, обрезки ветвей деревьев, кустарника, образовавшихся от содержания территорий индивидуальных жилых домов, отходы от ремонта жилых помещений и др.), что свидетельствует о нарушении Обществом, являющимся ответственным лицом за предоставление услуг по вывозу ТКО по Вадскому району Нижегородской области, пункта Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Данные обстоятельства подтверждаются обращениями администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 08.05.2020 и 15.05.2020 с приложенными фотоматериалами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вышеназванные контейнерные площадки являются специально отведенными местами для накопления, в том числе крупногабаритных отходов, оборудованы бункерами-накопителями для складирования КГО. Вышеназванные места складирования ТКО включены в Реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Вадского муниципального сельсовета, утвержденный постановлением администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области от 19.12.2018 N 210.
Указанный Реестр, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области N 27 от 06.04.2020, в соответствии с положениями раздела III Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, содержит сведения о размещении на спорных контейнерных площадках бункеров-накопителей для сбора КГМ объемом 8м3.
Следовательно, Общество, в силу вышеприведенных норм права, обязано осуществлять вывоз КГО с территории названных контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе к периодичности вывоза ТКО.
Довод Общества о том, что размещение на спорных площадках бункеров-накопитлей для складирования КГМ с нарушением процедуры создания контейнерных площадок, без согласования с региональным оператором, судом первой инстанции обоснованно не принят.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.
Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 11 названных Правил N 1039 предусмотрено, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из пунктов 15, 17 Правил N 1039 реестр включает в себя в том числе раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов", содержащий сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
В рассматриваемом случае, как указывалось выше, рассматриваемые места складирования ТКО включены в Реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Вадского муниципального сельсовета, утвержденный постановлением администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области от 19.12.2018 N 210.
Указанный Реестр, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области N 27 от 06.04.2020, в соответствии с положениями раздела III Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, содержит сведения о размещении на спорных контейнерных площадках бункеров-накопителей для сбора КГМ объемом 8м3.
Данные нормативно-правовые акты органа местного самоуправления являются действующими, в установленном порядке не отменены. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Тот факт, что по утверждению Общества, спорные бункеры-накопители размещены на контейнерных площадках без согласования регионального оператора, существенного значения не имеет, поскольку, как указывалось выше, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и количества мусоросборников (в том числе бункеров-накопителей для складирования КГО) на контейнерных площадках, необходимых для соблюдения в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах, на Обществе, как региональном операторе по обращению с ТКО на территории Вадского муниципального района, лежит обязанность по своевременному вывозу ТКО с контейнерных площадок, расположенных по спорным адресам, в том числе из бункеров-накопителей, предназначенных для складирования КГО.
Довод Общества о том, что Инспекцией при вынесении оспариваемого постановления не учтены предусмотренные Правилами N 354 допустимые отклонения сроков вывоза ТКО (в частности не отражена температура наружного воздуха), судом обоснованно отклонен, поскольку в рассматриваемом случае ТКО не вывозились региональным оператором более семи суток, то есть с превышением предусмотренных Правилами N 354 отклонений. При этом, представленными фотоматериалами подтверждается, что не вывоз Обществом КГМ из бункеров-накопителей в частности привело к образованию значительных навалов мусора (КГМ) около данных бункеров-накопителей.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него и предусмотренных законодательством мер, направленных на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества (своевременного вывоза КГО по адресам спорных контейнерных площадок), в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя жалобы малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2020 по делу N А43-19209/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19209/2020
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: Арзамасский отдел государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, ООО "МСК-НТ"