город Москва |
|
13 октября 2020 г. |
дело N А40-14966/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2020
по делу N А40-14966/20
по заявлению ФГУП "Толстопальцево" (ОГРН 1035005901006)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: ТУ Росимущества по г. Москве
о признании незаконным решение;
при участии:
от заявителя - Маршев Д.Ю. по доверенности от 29.05.2020;
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверенности от 30.12.2019;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2020 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 20.11.2019 N 77/007/241/2019-5639 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения за ФГУП "Толстопальцево" в отношении объекта недвижимого имущества - телятник N 1, N 2, адрес: Москва, п. Марушкинское, деревня Марушкино, кадастровый номер 50:26:0170402:1689 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения в отношении объекта недвижимого имущества - телятник N 1, N 2, адрес: Москва, п. Марушкинское, деревня Марушкино (кадастровый номер 50:26:0170402:1689_ за ФГУП "Толстопальцево" в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ТУ Росимущества по г. Москве, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители регистрирующего органа и предприятия в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.08.2019 ФГУП "Толстопальцево" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения заявителя на объект недвижимости - телятник N 1, N 2, адрес: Москва, п. Марушкинское, деревня Марушкино, кадастровый номер 50:26:0170402:1689.
20.11.2019 уведомлением за N 77/007/241/2019-5639 регистрирующим органом отказано в регистрации права хозяйственного ведения заявителя на спорный объект недвижимости и в регистрации права собственности Российской Федерации, мотивируя тем, что, по мнению регистрирующего органа, представленные заявителем документы не являются подтверждением наличия у Российской Федерации права собственности на указанный объект недвижимости - среди представленных заявителем документов имеется выписка из реестра федерального имущества N 2816/34 от 10.10.2017, согласно п. 12 выписки правообладателем объекта указано ФГУП "Толстопальцево" Российской академии сельскохозяйственных наук; в п. 15 выписки в качестве документа - основания возникновения права собственности Российской Федерации указано постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N 3020-1 от 27.12.1991; в п. 17 выписки в качестве документа - основания возникновения иного вещного права указан договор о закреплении за предприятием федерального имущества на праве хозяйственного ведения от 12.01.2009 N П.15.1; регистрирующим органом также указано на то, что документов, подтверждающих правомерное отнесение объекта недвижимого имущества к собственности Российской Федерации по основаниям, установленным ст. 8 главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации или иным законным основаниям, заявителем не представлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ФГУП "Толстопальцево", суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Довод регистрирующего органа на то, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица, само по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, отклоняется, как необоснованный.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у заявителя.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации, а не права собственности субъекта Российской Федерации.
Документом основания возникновения права собственности Российской Федерации на объект, является постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", из содержания ч. 1 которого следует, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
В соответствии с п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании Закона.
Согласно п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отнесение имущества к государственной собственности регулируется постановлением Верховного Совета Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации, на момент вынесения постановления являлся высшим органом государственной власти и постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом.
Таким образом, постановление Верховного Совета является обязательным к исполнению нормативно-правовым актом, порождающим права и обязанности.
Согласно п. 1 Устава ГУП ОНО "ОПХ "Толстопальцево" ГНУ НИИСХ ЦРНЗ Россельхозакадемии (впоследствии переименовано во ФГУП "Толстопальцево") предприятие подведомственно Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия), которая являлась учредителем предприятия.
На основании договора о закреплении за Государственным унитарным предприятием организацией научного обслуживания "Опытно-производственном хозяйством "Толстопальцево" государственного научного учреждения "Научноисследовательский институт сельского хозяйства центральных районов Нечерноземной зоны" Российской академии сельскохозяйственных наук федерального имущества на праве хозяйственного ведения N П.15.2 от 12.01.2009 за ФГУП "Толстопальцево" закреплено имущество согласно перечню, указанному в приложениях. Имущество закреплено за ФГУП "Толстопальцево" учредителем предприятия - Российской академией сельскохозяйственных наук. Указанный объект недвижимости (телятник) указан в Приложении N 2 (стр. 24) к договору N П.15.2 от 12.01.2009. Закрепление объекта недвижимости за ФГУП "Толстопальцево" подтверждается и актом о приемке-передаче здания (сооружения) N 81 от 26.09.2011, подписанным между заместителем президента Российской академии сельскохозяйственных наук и директором ФГУП "Толстопальцево".
В настоящее время ФГУП "Толстопальцево" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 1293-р от 27.06.2018 подведомственно Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
На указанные объекты зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В обоснование отказа управление указывает на то, что в силу ст. 8 главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены иные основания возникновения права собственности на недвижимое имущество, в том числе принадлежащее Российской Федерации. При этом, какие именно другие основания возникновения права собственности, установленные в силу ст. 8 гл. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрирующим органом не указано.
В соответствии с п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Согласно п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Ссылки регистрирующего органа на то, что на регистрацию представлены копии (а не оригиналы) договоров и дополнительных соглашений к ним не принимаются, поскольку оригиналы всех правоустанавливающих документов находятся в Росреестре, ранее при регистрации прав ФГУП "Толстопальцево" на другие объекты недвижимости соответствующие оригиналы документов не возвращены ФГУП "Толстопальцево", часть правоустанавливающих документов находится в реестровом деле за номером 50:20:0020101:320; другая часть документов находится в реестровых делах за номерами 50:26:0170402:1686, 77:18:0000000:36827, 77:18:0000000:36756, 77:18:0000000:36850, 77:18:0000000:36847, 77:18:0000000:36852, 50:26:0000000:50344, 77:18:0000000:36846, 50:26:0170402:1998, 77:21:00000000:3215, 50:26:0170402:1258, 77:21:0000000:3195.
Установить, в каком именно из этих дел, находятся оригиналы документов, в настоящее время невозможно, поскольку оригиналы документов переданы в Росреестр в 2012 (задолго до начала процедуры банкротства) при регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Толстопальцево" на иные объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что основанием для регистрации права в рассматриваемом случае является не сделка, а акт изданный органом государственной власти, что предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", копии актов органов государственной власти, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
Указанные документы регистрирующим органом не истребованы у органа государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия, что предусмотрено главой 4 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и полномочиями регистрирующего органа, указанными в ч. 3 ст. 3 названного Закона.
Признавая, что со стороны регистрирующего органа имели место незаконные действия по принятию решения об отказе в государственной регистрации права собственности и хозяйственного ведения на спорный объект, суд апелляционной инстанции исходит из того, что права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку предприятием соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Управлением Росреестра по г. Москве законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, ввиду представления полного пакета документов, подтверждающих возникновение такого права.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2020 по делу N А40-14966/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14966/2020
Истец: ФГУП "ТОЛСТОПАЛЬЦЕВО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ Росимущество