г. Москва |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А41-99005/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГаммаИнвестСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2020 по делу N А41-99005/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "ГаммаИнвестСервис":
Чистякова А.А. (по доверенности N 5 от 10.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "ГаммаИнвестСервис" (далее - ООО "ГаммаИнвестСервис", общество, заявитель) обратилось в суд к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа от 13.09.2019 по заявке от 09.09.2019 N 001-1389973352-28320808 в предоставлении права пользования участком недр; обязании пересмотреть заявку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сортавальский ДСЗ" (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ГаммаИнвестСервис" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что министерством при рассмотрении заявки не были учтены все представленные заявителем документы. Отказ министерства имел исключительно формальный характер.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в адрес министерства с заявлением о предоставлении права пользования участком недр "Глухово-3" площадью 19,0 га, расположенным в 2,8 км восточнее д. Глухово Рузского городского округа Московской области.
По итогам рассмотрения заявления министерством вынесено решение об отказе в предоставлении права N P001-1389973352- 28320808 от 09.09.2019.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по осуществлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Как следует из статей 3 и 4 Закона о недрах полномочия пользования участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Закона о недрах геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в частности геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15, Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12, распоряжением Минэкологии МО от 11.12.2018 N 713-РМ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки".
Согласно п. 1.3 Регламента его действие распространяется на участки недр местного значения на территории Московской области:
- содержащие общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемые в целях, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 пункта 6.1.1 настоящего административного регламента;
- используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно п. 13.2 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются, в т.ч.:
- заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, перечень которых представлен в приложении 30 к настоящему административному регламенту (п. 13.2.2 Административного регламента);
- несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к настоящему административному регламенту и законодательства Российской Федерации (п. 13.2.3 административного регламента).
Пунктом 10 административного регламента о предоставлении права пользования участком недр определен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязательных для предоставления.
В соответствии с пунктом 10.4 административного регламента список документов, обязательных для представления заявителем (представителем заявителя), в зависимости от оснований для обращения перечислен в приложении 30 к административному регламенту.
Согласно приложению 30 к административному регламенту заявителем должны быть представлены:
А) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ:
1. Выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
2. Копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
3. Обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к настоящему административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
4. Подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
5. Перечень технических средств с их описанием, находящихся в распоряжении заявителя, которые будут использоваться для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
6. Копия лицензии на производство маркшейдерских работ.
7. Перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к настоящему административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц.
Б) Предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая информацию об объемах, сроках и порядке проведения работ, сроках предоставления материалов на государственную экспертизу, мероприятиях по охране недр и окружающей среды.
В) Сведения о предыдущей деятельности заявителя, связанной с пользованием недр, за последние 5 лет, в том числе сведения о полученных лицензиях на пользования недрами, либо справка заявителя о том, что такая деятельность ранее не осуществлялась.
Согласно приложениям N 30 и N 31 к административному регламенту N 713-РМ для получения права пользования на недра необходимо представление следующих документов:
- выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
- копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что во исполнение требований абзацев 1 и 2 пункта "А" приложения 30 к административному регламенту обществом была представлена лишь выписка о состоянии банковского счета.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, выписка о состоянии банковского счета, представленная заявителем, не может подменять представление или непредставление копии договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения (справки) о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Справка о привлечение дополнительных средств направлена прежде всего на то, чтобы установить, что денежные средства, имеющиеся у заявителя, являются достаточными для вида и объема работ, на которые заявляется общество.
В соответствии с требованиями приложений 30 и 31 к административному регламенту обществом не представлены сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Также в соответствии с требованиями приложения 31 к административному регламенту N 713-РМ при подаче заявления и приложенных к нему материалов для получения права пользования участком недр местного значения и оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в случае, если участок недр местного значения включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством, заявителю при обращении через портал государственных и муниципальных услуг необходимо заполнить интерактивную форму заявления на РПГУ.
В представленной обществом интерактивной форме заявления указан юридический адрес ООО "ГаммаИнвестСервис" - 143142, Российская Федерация, Московская область, Рузский район.
Вместе с тем, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом ООО "ГаммаИнвестСервис" является - 143142, Российская Федерация, Московская область, город Руза, деревня Поречье, дом 22, что противоречит сведениям, указанным в интерактивной форме заявления на РПГУ.
Кроме того, согласно приложению 30 к административному регламенту N 713-РМ в числе документов, обязательных для представления заявителем в случае обращения за получением государственной услуги, к заявлению должны быть приложены данные о технических и технологических возможностях, о наличии квалифицированных специалистов, которыми располагает заявитель, и (или) данные о технических и технологических возможностях, о наличии квалифицированных специалистов, которыми располагают лица, привлекаемые заявителем в качестве подрядчиков для ведения работ на участке недр, в том числе:
- обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно Приложению 37 к Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр;
- перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц;
- подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
В соответствии с требованиями приложений 30 и 31 к административному регламенту N 713-РМ заявитель должен представить обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
Как верно указал суд первой инстанции, в нарушение указанных требований обществом представлено "Обязательство", по форме не соответствующее приложению 37 к административному регламенту.
Обществом также не представлена справка о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей.
В соответствии с требованиями приложений 30 и 31 к административному регламенту заявитель должен представить перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к административному регламенту.
В нарушение указанного требования обществом представлен документ "Перечень квалифицированных специалистов" по форме, не соответствующей приложению 38 к административному регламенту.
Представленная обществом "Справка о применяемых технологиях ООО "ГаммаИнвестСервис" не может быть рассмотрена как документ, представление которого предусмотрено административным регламентом, так как содержит описание технологий ведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче и предусматривает подсчет запасов по промышленной категории С1 на всей площади, тогда как участок недр местного значения "Глухово-3" площадью 19,0 га, расположенный в 2,8 км восточнее д. Глухово Рузского городского округа Московской области, включен в перечень участков недр местного значения по Московской области, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, на котором в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 N 83-р, установлено, что конечным результатом проведения поисково-оценочных работ является оценка промышленного значения месторождения с подсчетом всех или большей части запасов по категории С2 и на участках детализации с подсчетом разведанных запасов категории С1.
Также в нарушение требований приложения 31 к административному регламенту обществом не заверены подписью заявителя и печатью (при наличии печати) заявителя лицензия ООО "ЦМИГ" от 17.02.2015 N ПМ-09-005851 на производство маркшейдерских работ.
Таким образом, министерство правомерно отказано в предоставлении права пользования участком недр, а доводы общества основаны на неверном толковании указанных выше норм.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные министерством основания для отказа не носят исключительно формальный характер, соответствуют приведенным нормативным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.07.2020 по делу N А41-99005/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГаммаИнвестСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99005/2019
Истец: ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ